Главная Закон и порядок Игорь Викторович Кудрявцев с женой и сыном

Счастлив, что выбрал именно эту профессию

19.03.2014
Игорь Викторович Кудрявцев с женой и сыном

Странная все-таки штука – судьба. Порой какая-то мелочь, случайно сказанное слово приводит к тому, что человек, вместо того чтобы войти в одну дверь, поворачивает и открывает совершенно другую. Вот так и Игорь Викторович Кудрявцев, с которым мне недавно удалось познакомиться, оказывается, мог бы стать моим коллегой. Правда, по телевизионному цеху. А стал экспертом-криминалистом, причем одним из самых лучших. Недаром бывшие коллеги до сих пор нет-нет да обращаются к нему за советом – несмотря на то, что Игорь Викторович уже несколько лет как на пенсии.

Впрочем, если рассказывать по порядку, то первоначально все шло к тому, что наш герой должен был стать инженером. Отец, Виктор Павлович Кудрявцев, всю жизнь проработал слесарем-наладчиком на электрофарфоровом заводе. Мама, Дина Ивановна, – тоже из рабочих, трудилась на трикотажной фабрике. Потом, правда, устроилась во вневедомственную охрану, где проработала много лет. Еще мама подрабатывала в городском отделе милиции уборщицей – в семье было шестеро детей, которых нужно было кормить. В далеких 1970-х это было не просто. И сейчас нелегко, но суть не в этом. Упоминаю про милицию лишь потому, что в те годы, прибегая к маме на работу после занятий в школе, маленький Игорек даже и не думал, что когда-то сам там будет служить.

В общем, после школы Игорь решил идти по стопам отца. Пришел учиться в училище № 8 имени Александра Матросова, на специальность «слесарь по ремонту промышленного оборудования». Окончив его с красным дипломом, по совету педагогов поступил в Псковский филиал Ленинградского политехнического института. И все бы ничего, но как раз в это время со студентов вузов, в которых не было военной кафедры, сняли бронь. Не успев закончить даже первый семестр, осенью 1984 года Кудрявцев ушел в армию.

– Меня призвали в дивизию имени Дзержинского, – рассказывает Игорь Викторович. – В те годы это была знаменитая дивизия, резерв министра внутренних дел. Она и сейчас такой остается. Я счастлив, что попал именно туда.

Дивизия славилась, помимо всего прочего, выучкой и царившей здесь дисциплиной.

Кудрявцев попал в отдельный саперный батальон, служил сапером, потом старшим сапером. И случилось так, что за несколько месяцев до демобилизации произошла авария на Чернобыльской АЭС.

– Наш батальон призвали на ликвидацию последствий аварии на станции, – вспоминает мой собеседник. – Построили и спросили, кто согласен ехать, кто – нет. Кто не согласен – шаг вперед. Никто не вышел из строя! Настолько мы все были патриотичны в те времена.

В Чернобыле Игорь вместе с товарищами пробыл ровно четыре месяца. Все это время саперы-дзержинцы не выходили из пределов 30-километровой зоны заражения. Выселяли население, строили ограждения. Пришлось видеть и сам очаг аварии, и на вертолете его облетать.

Получалось так, что привезут их в 10- или 5-километровую зону и говорят: «Делайте то-то и то-то». При этом добавляли: «Вот вам работа, можете целый день здесь торчать, в этой зоне, а можете справиться за два часа и меньшему риску подвергнете здоровье». И саперы, вспоминает Кудрявцев, бегали там, как сумасшедшие, в противогазах, респираторах – лишь бы только побыстрее справиться с задачей и покинуть опасную зону.

Эти четыре месяца были тяжелыми. Но они многому научили Кудрявцева. Главное, как он сам считает, работа в Чернобыле позволила ему лучше узнать людей. Еще дала жизненную закалку, которая очень пригодилась позже, в командировках в «горячие точки».

После армии Кудрявцев восстановился в вузе. Но, не проучившись и года, вдруг понял: быть инженером – не для него.

От отца молодой парень перенял увлечение фото- и видеосъемкой. Даже в армии снял небольшой ролик «Сапер – профессия героическая», за что заслужил благодарность от командования. Собрав свои работы, студент пришел на псковское телевидение. Но молодому человеку сказали, что вакансий телеоператора, к сожалению, нет.

Вот тут-то и случилась та мелочь, о которой я упоминал в начале. Кто-то из друзей спросил Игоря: «Почему бы тебе не стать криминалистом, фотографировать-то умеешь?»

Игорь стал читать литературу о криминалистике. И подумал: а почему бы и нет? Приехал в Великие Луки, пришел в горотдел милиции, сказал, что хочет учиться на криминалиста. Надо отдать должное Клавдии Назаровне Пузыревой, в то время возглавлявшей отдел кадров, – поверила в парня. И в скором времени он уже уехал поступать в Волгоградскую высшую следственную школу МВД (ныне – академия МВД).

Об этом периоде Игорь Викторович вспоминает с особым удовольствием:

– Учиться очень понравилось. Можно сказать, учился с открытым ртом – настолько мне все было интересно. Нас учили, что то, что невидимо, мы можем увидеть, можем узнать неопознанное, найти и установить следы! На факультете были специальные кабинеты, воссоздававшие обстановку, например, магазина, квартиры, сберкассы. Как студии на телевидении. Там «организовывали» преступление, и мы должны были обнаружить следы… Учеба нас настолько поражала, что я до сих пор под впечатлением.

Учась в следственной школе, Игорь женился, здесь же родился сын Илья. Кстати, жена, Елена Владимировна, сейчас работает в Великолукском городском отделе МВД, а сын недавно сам закончил академию МВД и тоже стал экспертом-криминалистом.

Следственная школа дала хорошие знания. А отточить их на практике Кудрявцеву довелось в Нагорном Карабахе, во время разгоревшегося там в конце 1980-х конфликта на национальной почве.

– Там я получил огромную практику, выезжая на происшествия, на погромы, – вспоминает Игорь Викторович. – В день было по 12–15 вызовов. Я стал прекрасно разбираться в свойствах используемых в работе веществ. Для того, чтобы обнаружить отпечатки пальцев, оставленные на бумаге, нужен один порошок, на фарфоре – другой, на пластмассе – третий...

Накопленный опыт пригодился позже, когда молодой выпускник приехал из Волгограда работать в родные Великие Луки.

Следы, оставляемые на месте преступления, могут рассказать специалисту о многом. Очень часто Кудрявцев поражал коллег тем, что после тщательного обследования места преступления мог не только обрисовать, как все произошло, но и дать чуть ли не портрет злоумышленника – рост, вес, пол, цвет волос, во что был одет. И это очень помогало оперативникам и следователям.

Природная наблюдательность позволила нашему герою найти практическое подтверждение народной поговорке «на воре шапка горит». Оказывается, виновный всегда выдает себя чрезмерным волнением. Это может выразиться, например, в обильном потоотделении.

Классический случай однажды произошел на предприятии «Тепловые сети». Была совершена кража – без взлома, как говорится, открытым доступом. Коллектив большой, как найти виновного? Надежда оставалась на отпечатки пальцев. «Откатывая пальчики» у нескольких сотрудников предприятия, Кудрявцев обратил внимание, что ладонь у одного из них буквально мокрая.

– У него с руки прямо текло, – рассказывает Игорь Викторович. – Я вытираю – а с нее опять течет! Я отвел в сторону опера и сказал – вот он, злоумышленник! Хотя даже и не сверял еще отпечатки. Потом так и оказалось – этот человек сознался в краже. Я это рассказываю к тому, что по горячим следам криминалист может не только следы найти, но и помочь сотрудникам уголовного розыска, указать им на злодея. Коллегам уже легче будет потом работать.

Наверное, за такую готовность помочь своим товарищам и ценили, да и сейчас ценят Игоря Викторовича его друзья и коллеги.

Газетная площадь, к сожалению, не позволяет мне написать обо всех эпизодах из богатой криминалистической практики, о которых поведал мой собеседник. Но про один случай все-таки расскажу.

Однажды, дело было зимой, произошел вооруженный налет на ларек на углу улиц Яна Арно и Революционной. Около трех часов ночи грабитель в маске, выстрелив для нагнетания страха на продавщицу, забрал из кассы всю выручку. Напуганная женщина смогла сказать приехавшим милиционерам лишь то, что преступник убежал по Манежной улице.

Кудрявцев, изъяв пулю и изучив все возможные следы, быстро закончил свою часть работы. Оставив в помещении ларька следователя и отчего-то подсмеивающихся понятых, молодую парочку, решил выйти наружу и пройтись по Манежной. Здесь увидел на снегу следы, которые явно принадлежали бегущему человеку. Пошел в ту сторону, куда они вели. Судя по следам, человек завернул налево, квартала через два повернул налево еще раз. В одном месте Кудрявцев обнаружил даже, что бежавший останавливался и хватал снег руками – возможно, пересохло в горле? Следы вывели снова на Революционную и здесь потерялись.

Криминалист вместе с милиционерами из патрульно-постовой службы вернулся к ларьку и снова стал изучать прилегающую территорию. И вдруг возле гаражей около бывшего кинотеатра «Октябрь» снова обнаружил отпечатки той самой пары ног – только теперь это были следы, которые вели к ларьку, а не от него. Кудрявцев решил пройти по следам туда, откуда пришел человек.

Шли долго, и по пути Кудрявцев пересказывал патрульным все, что «читал» по следам. В итоге вышли к одному из домов на улице Матвея Кузьмина. Следы «выходили» из одного подъезда, и тут же были и другие следы этого же человека, уже вернувшегося с улицы. По мокрым отпечаткам обуви на лестнице можно было даже понять, в какую квартиру зашел человек.

– Я тут же сказал патрульным, мол, вызывайте подмогу, будем задерживать, – рассказывает Иглорь Викторович. – Пока ждали, стояли у подъезда. Вдруг выходит человек. Я ему говорю: «Ну-ка стой, покажи обувь». Даже на лицо его не смотрел. Увидел обувь и говорю: «О-о-о, дружок, приехали!» Он начал возмущаться. Я говорю: «Это ты ларек грабанул». А он в ответ: «Я понятым был!» И точно – я вспомнил – он был понятым, стоял там и подхихикивал над нами, видимо, думал про себя, мол, дурачки, осматривают, а я перед вами! В общем, у него хватило наглости прийти снова в ларек, причем еще до нашего прибытия, и он даже успел купить там себе пива на те деньги, что украл. Не зря говорят, что преступник возвращается на место преступления. В итоге грабеж был раскрыт.

После выхода на пенсию Игорь Викторович не бросил работать. Сейчас он – специалист-эксперт по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций – есть такая должность в штате городского отдела МВД. И говорит, что если бы можно было вернуться назад, в те годы, когда приходилось выбирать жизненную дорогу, он выбрал бы ту же самую. Наверное, в этих словах можно расслышать: «Я счастлив, что выбрал именно этот путь, эту профессию».

Сегодня, 19 марта, Игорь Викторович отмечает свой день рождения. Год для него не юбилейный, но, наверное, поздравления от коллег будут от этого не менее теплые. Присоединяемся к поздравлениям и мы!

Константин ЗАВИСТОВСКИЙ

 

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций