Объявления
Интервью
Фотогалерея
<<Мы чуть не погибли над Тихим океаном...>>
Леонид Тюхтяев получил путевку в небо в Великих Луках 20 лет назад, зимой 1995–1996 годов. Поднявшись на тепловом аэростате в районе деревни Михальки, он приземлился на лед Ловати. С тех пор «граф Великолукский» (есть такая традиция – окрестить новичка по месту посадки) неизменно приезжал в наш город, принимал участие во встречах воздухоплавателей. Сначала как пилот, а позже уже и как руководитель Федерации воздухоплавательного спорта России.
Впрочем, даже став функционером, Леонид Борисович не прекратил собственные спортивные полеты. В январе текущего года Тюхтяев вместе американцем Троем Брэдли на газовом аэростате перелетел через Тихий океан и установил два мировых рекорда. Полет прошел под девизом: «Два орла на воздушном шаре через Тихий океан».
«Новому дню» удалось узнать некоторые подробности уникального перелета «из первых уст».
– К этому проекту мы готовились много лет, – рассказал Леонид Тюхтяев. – В январе этого года мы с моим другом, американским пилотом Троем Брэдли перелетели на воздушном шаре Тихий океан. Это легко сказать, но не так просто сделать. Полет длился почти неделю – семь полных дней и семь ночей, 160 часов и 38 минут. Это очень и очень много, потому что уже на третью ночь пилот чувствует себя не вполне «в своей тарелке», а дальше – еще хуже. Было сверхнапряжение. Могу сказать, что мы чудом остались в живых. Но все-таки мы спаслись и закончили перелет успешно. 10 710 километров – такую насчитали мы дистанцию, это мировой рекорд, который вряд ли когда, при нашей жизни, будет побит.
(От редакции: предыдущий рекорд в газовом воздухоплавании был установлен в 1948 году, кстати, пилотом из СССР. До 2015 года рекорд по дальности составлял 8383 километров, по длительности – 137 часов 5 минут 50 секунд).
– Мы установили два рекорда, – продолжает Леонид, – по дальности полета и по продолжительности. Стартовали в японском городе Сага. Этот город известен так же, как и Великие Луки, – там уже 30 лет проводятся соревнования, в том числе и мировые чемпионаты, красочные фиесты. Как и в Великих Луках, в нем проживает много умелых пилотов, которые и помогли нам в реализации проекта.
На старте нам помогали 50 человек. Подняться удалось не с первой попытки, было 2 фальстарта. Мы почти месяц ждали хорошую погоду и вот наконец 24 января стартовали. Проведя неделю в воздухе, мы приводнились в пяти милях от побережья Мексики.
– Вы сказали, что чуть не погибли, что именно случилось?
– Опасностей было много. Даже сам взлет на таком аппарате представляет из себя достаточную сложность. Представьте себе: аэростат был 60 метров в высоту, 31 метр в диаметре – и тут при взлете поднимается ветер! Хотя по прогнозу на старте ожидался штиль.
За час до старта главный конструктор шара сказал нам, что в оболочке обнаружилась течь и полет нужно отменять. Между тем это была уже третья наша попытка взлететь, и при надутом шаре он заподозрил течь в оболочке! Потом посмотрел-посмотрел, залез с помощью пожарной машины наверх и говорит: «Нет, течь отсутствует. Ладно, летите! Показалось!».
Через час после старта, уже находясь в воздухе, мы приняли решение садиться, потому что подумали, что течь в оболочке все-таки есть: мы сыпали балласт, но аэростат вверх не шел. Мы уже сообщили командному центру, что мы садимся. Они сказали: «Садитесь. Когда сядете, тогда и объявим об этом, чтобы не расстраивать народ заранее».
Начали подбирать площадку, а там город очень плотной застройки. В Японии абсолютно все застроено, сесть негде, тем более на таком большом шаре. Потом смотрим – перестали вниз идти. Солнышко начало греть. И мы отменили посадку, решили все-таки попытаться лететь.
Позже, в середине пути, у нас сломалось кислородное оборудование, буквально на последнем издыхании мы его починили. Уже при подлете к канадскому берегу, к Ванкуверу, совсем остановился ветер, это было на пятый день пути. Мы думали, чуть-чуть до берега осталось, каких-то несколько часов...
– К канадскому или мексиканскому берегу? Вы же вроде говорили – приводнились у Мексики...
– Мы сначала-то на Канаду шли! Если посмотрите по карте, то наш путь как раз лежал на Канаду. И вдруг – раз! – и все остановилось. На карте виден совсем короткий отрезок прохожденния пути за ночь. Скорость, наверное, была до семи километров в час. А что такое – семь километров в час? Это не скорость для океана! А на следующий день направление ветра изменилось, и нас понесло на юг вдоль американского побережья.
В процессе продвижения вдоль побережья была опасность, что нас опять в океан откинет. Искали-искали, постоянно рулили, чтобы точно дойти до берега. Мы уже готовились приземлиться, в крайнюю ночь, когда увидели, что идем вдоль грозы. Еще одна опасность ожидала в самом конце полета. Нам пришлось приводниться в океан, и от морской болезни мой напарник потерял сознание! Я его уже в бессознательном состоянии перегружал на плот. Близко от нас оказался рыбацкий корабль, и в итоге мы были спасены мексиканскими рыбаками.
– А что с течью оболочки?
– В итоге оказалось, что ее не было. Мы бы далеко не улетели, если бы она была.
– Кто готовил шар, кто его строил?
– Американцы. Шар был сделан 10 лет назад, ждал своего часа. Была неудачная попытка 8 лет назад стартовать из Японии.
– Что еще запомнилось, кроме опасностей и починки оборудования?
– Запомнилось все. Это была новая жизнь. Все семь дней и ночей – как новая целая жизнь!..
– Как удавалось отдохнуть – кто-то спал, а кто-то рулил?
– Да, по очереди. Нас было двое. Но спали мало, по четыре часа в сутки, а последние двое суток не спали вообще, готовились к посадке.
– А спали как, были для этого какие-то условия? Не стоя же спали?
– Была полочка, в мой рост, как в плацкартном вагоне.
– Размеры шара создавали дополнительную опасность?
– Большим шаром очень сложно управлять. Особенно под конец полета, когда нагрузки мало. Балласта ближе к финишу у нас уже почти не было. Мы и сели-то тогда, когда кончился балласт. Шар был настолько гигантским, что его легко подхватывало ветром, он ходил вверх-вниз и под конец путешествия уже практически не слушался управления.
– Сколько времени заняла у вас подготовка?
– Активно готовился год. Уделял внимание своей физической форме, и, конечно, была еще и моральная подготовка. Все-таки решиться на такой полет может не каждый.
– Изучали заранее маршрут? Может, на самолете пролетали его?
– Нет, специально не летал, хотя перелетать через океан на самолете приходилось. Но я никогда не смотрел так внимательно на небо, на облака и на океан, как в полетах в последний год. Думал о перелете, конечно. И карты изучал, и течения. Была и своеобразная подготовка к высоте, акклиматизация.
– Новые цели этот полет поставил?
– Завершившийся перелет не означает, что мы вот уже завтра в еще более рискованный полет отправимся. Я бы сейчас занялся подготовкой дирижабля, доведением его до ума, чтобы идти к достижению рекордов уже на нем. Конечно, они будут уже не такими значимыми, но, надеюсь, что все-таки они будут.
Записал Константин ЗАВИСТОВСКИЙ