Главная Новости Почтовая открытка, посвященная перелету через Тихий океан

<<Мы чуть не погибли над Тихим океаном...>>

17.06.2015
Почтовая открытка, посвященная перелету через Тихий океан

Леонид Тюхтяев получил путевку в небо в Великих Луках 20 лет назад, зимой 1995–1996 годов. Поднявшись на тепловом аэростате в районе деревни Михальки, он приземлился на лед Ловати. С тех пор «граф Великолукский» (есть такая традиция – окрестить новичка по месту посадки) неизменно приезжал в наш город, принимал участие во встречах воздухоплавателей. Сначала как пилот, а позже уже и как руководитель Федерации воздухоплавательного спорта России.

Впрочем, даже став функционером, Леонид Борисович не прекратил собственные спортивные полеты. В январе текущего года Тюхтяев вместе американцем Троем Брэдли на газовом аэростате перелетел через Тихий океан и установил два мировых рекорда. Полет прошел под девизом: «Два орла на воздушном шаре через Тихий океан».

«Новому дню» удалось узнать некоторые подробности уникального перелета «из первых уст».

К этому проекту мы готовились много лет, – рассказал Леонид Тюхтяев. – В январе этого года мы с моим другом, американским пилотом Троем Брэдли перелетели на воздушном шаре Тихий океан. Это легко сказать, но не так просто сделать. Полет длился почти неделю – семь полных дней и семь ночей, 160 часов и 38 минут. Это очень и очень много, потому что уже на третью ночь пилот чувствует себя не вполне «в своей тарелке», а дальше – еще хуже. Было сверхнапряжение. Могу сказать, что мы чудом остались в живых. Но все-таки мы спаслись и закончили перелет успешно. 10 710 километров – такую насчитали мы дистанцию, это мировой рекорд, который вряд ли когда, при нашей жизни, будет побит.

(От редакции: предыдущий рекорд в газовом воздухоплавании был установлен в 1948 году, кстати, пилотом из СССР. До 2015 года рекорд по дальности составлял 8383 километров, по длительности – 137 часов 5 минут 50 секунд).

Мы установили два рекорда, – продолжает Леонид, – по дальности полета и по продолжительности. Стартовали в японском городе Сага. Этот город известен так же, как и Великие Луки, – там уже 30 лет проводятся соревнования, в том числе и мировые чемпионаты, красочные фиесты. Как и в Великих Луках, в нем проживает много умелых пилотов, которые и помогли нам в реализации проекта.

На старте нам помогали 50 человек. Подняться удалось не с первой попытки, было 2 фальстарта. Мы почти месяц ждали хорошую погоду и вот наконец 24 января стартовали. Проведя неделю в воздухе, мы приводнились в пяти милях от побережья Мексики.

Вы сказали, что чуть не погибли, что именно случилось?

Опасностей было много. Даже сам взлет на таком аппарате представляет из себя достаточную сложность. Представьте себе: аэростат был 60 метров в высоту, 31 метр в диаметре – и тут при взлете поднимается ветер! Хотя по прогнозу на старте ожидался штиль.

За час до старта главный конструктор шара сказал нам, что в оболочке обнаружилась течь и полет нужно отменять. Между тем это была уже третья наша попытка взлететь, и при надутом шаре он заподозрил течь в оболочке! Потом посмотрел-посмотрел, залез с помощью пожарной машины наверх и говорит: «Нет, течь отсутствует. Ладно, летите! Показалось!».

Через час после старта, уже находясь в воздухе, мы приняли решение садиться, потому что подумали, что течь в оболочке все-таки есть: мы сыпали балласт, но аэростат вверх не шел. Мы уже сообщили командному центру, что мы садимся. Они сказали: «Садитесь. Когда сядете, тогда и объявим об этом, чтобы не расстраивать народ заранее».

Начали подбирать площадку, а там город очень плотной застройки. В Японии абсолютно все застроено, сесть негде, тем более на таком большом шаре. Потом смотрим – перестали вниз идти. Солнышко начало греть. И мы отменили посадку, решили все-таки попытаться лететь.

Позже, в середине пути, у нас сломалось кислородное оборудование, буквально на последнем издыхании мы его починили. Уже при подлете к канадскому берегу, к Ванкуверу, совсем остановился ветер, это было на пятый день пути. Мы думали, чуть-чуть до берега осталось, каких-то несколько часов...

К канадскому или мексиканскому берегу? Вы же вроде говорили – приводнились у Мексики...

Мы сначала-то на Канаду шли! Если посмотрите по карте, то наш путь как раз лежал на Канаду. И вдруг – раз! – и все остановилось. На карте виден совсем короткий отрезок прохожденния пути за ночь. Скорость, наверное, была до семи километров в час. А что такое – семь километров в час? Это не скорость для океана! А на следующий день направление ветра изменилось, и нас понесло на юг вдоль американского побережья.

В процессе продвижения вдоль побережья была опасность, что нас опять в океан откинет. Искали-искали, постоянно рулили, чтобы точно дойти до берега. Мы уже готовились приземлиться, в крайнюю ночь, когда увидели, что идем вдоль грозы. Еще одна опасность ожидала в самом конце полета. Нам пришлось приводниться в океан, и от морской болезни мой напарник потерял сознание! Я его уже в бессознательном состоянии перегружал на плот. Близко от нас оказался рыбацкий корабль, и в итоге мы были спасены мексиканскими рыбаками.

А что с течью оболочки?

В итоге оказалось, что ее не было. Мы бы далеко не улетели, если бы она была.

Кто готовил шар, кто его строил?

Американцы. Шар был сделан 10 лет назад, ждал своего часа. Была неудачная попытка 8 лет назад стартовать из Японии.

Что еще запомнилось, кроме опасностей и починки оборудования?

Запомнилось все. Это была новая жизнь. Все семь дней и ночей – как новая целая жизнь!..

Как удавалось отдохнуть – кто-то спал, а кто-то рулил?

Да, по очереди. Нас было двое. Но спали мало, по четыре часа в сутки, а последние двое суток не спали вообще, готовились к посадке.

А спали как, были для этого какие-то условия? Не стоя же спали?

Была полочка, в мой рост, как в плацкартном вагоне.

Размеры шара создавали дополнительную опасность?

Большим шаром очень сложно управлять. Особенно под конец полета, когда нагрузки мало. Балласта ближе к финишу у нас уже почти не было. Мы и сели-то тогда, когда кончился балласт. Шар был настолько гигантским, что его легко подхватывало ветром, он ходил вверх-вниз и под конец путешествия уже практически не слушался управления.

Сколько времени заняла у вас подготовка?

Активно готовился год. Уделял внимание своей физической форме, и, конечно, была еще и моральная подготовка. Все-таки решиться на такой полет может не каждый.

Изучали заранее маршрут? Может, на самолете пролетали его?

Нет, специально не летал, хотя перелетать через океан на самолете приходилось. Но я никогда не смотрел так внимательно на небо, на облака и на океан, как в полетах в последний год. Думал о перелете, конечно. И карты изучал, и течения. Была и своеобразная подготовка к высоте, акклиматизация.

Новые цели этот полет поставил?

Завершившийся перелет не означает, что мы вот уже завтра в еще более рискованный полет отправимся. Я бы сейчас занялся подготовкой дирижабля, доведением его до ума, чтобы идти к достижению рекордов уже на нем. Конечно, они будут уже не такими значимыми, но, надеюсь, что все-таки они будут.

Записал Константин ЗАВИСТОВСКИЙ

 

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций