Объявления
Интервью
Фотогалерея
Работать в милиции было интересно!
В канун Дня сотрудника органов внутренних дел России городской совет ветеранов МВД попросил нас рассказать об одном из тех, кто еще недавно охранял порядок в городе. «У каждого из ветеранов интересная биография, – пояснили нам в совете. – Но нам очень хотелось бы, чтобы вы написали про Александра Семенова. Правда, – возникла небольшая пауза, – Александр Кузьмич очень не любит рассказывать о себе. Если откажется, сообщите, мы подберем другую кандидатуру».
Действительно, разговорить Александра Кузьмича оказалось архисложно. Дело не в немногословности – наоборот, ветеран оказался очень общительным и приветливым человеком. Я бы не удивился этому, если бы с самого начала знал, что в свое время Александр Кузьмич был одним из лучших участковых уполномоченных. Но мой собеседник готов был часами рассказывать о своих коллегах, о тех, с кем ему посчастливилось работать. Например, про Олега Ивановича Тарасова, Анатолия Васильевича Николаева, Илью Андреевича Житкова, Николая Константиновича Шмоткина, бывших в разное время руководителями ГОВД и много сделавших для развития отдела. Или про своих коллег – Павла Егоровича Михайлова и Виталия Владимировича Цветкова. Обо всех, но только не о себе.
Сработала одна из маленьких журналистских хитростей – я попросил Александра Кузьмича рассказать о своих родителях. Это оказалось вдвойне полезным: во-первых, разговор удалось перевести в нужное русло, во-вторых, прояснились некоторые из причин, по которым мой собеседник связал свою судьбу именно с милицией.
– Мои родители – потомственные крестьяне, – рассказал Александр Кузьмич. – Всю жизнь проработали в колхозе. Отец прошел всю войну. Был четыре раза ранен, в том числе дважды – тяжело, был также контужен, обморожен. Воевал и под Ржевом, в самых тяжелых боях. В 1942 году попал в плен, но удалось сбежать. Что интересно – сбежал прямо из-под расстрела. Немцы повели его на казнь, а уже начинало смеркаться. Отец улучил момент, схватил винтовку конвоира за штык. Мужик он был сильный – крестьянская закалка! В общем, повалил немца и бросился бежать. На счастье попалась по пути какая-то канава, нырнул в нее. Правда, немцы успели ранить его в бедро, но отцу удалось уйти.
После войны отец вернулся в колхоз, много работал, невзирая на полученные ранения. Что было обидно, вспоминает Александр Кузьмич, – пенсию родителю назначили всего... 12 рублей. В этом была какая-то несправедливость, которую больше ощущал сын, нежели Семенов-старший.
Однажды в семье появился человек, представившийся сотрудником районного отдела соцобеспечения. Забрал у Кузьмы Семенова справки о ранениях, пообещал выхлопотать прибавку к пенсии. И пропал вместе с документами. Много позже Александр Кузьмич, уже работая в милиции, попытался восстановить утерянные справки. Несколько лет продолжалась переписка с архивами.
В Уфе, где, по словам отца, он лежал в госпитале, в годы войны действовало около 20 различных медико-санитарных учреждений. Не сразу, но удалось установить, в каком именно госпитале выздоравливал красноармеец Кузьма Семенович Семенов. Как только необходимые справки были получены, отцу сразу назначили пенсию в 120 рублей. Можно представить, как был растроган отец, когда сын помог восстановить справедливость!
Возможно, именно это формировавшееся годами неприятие несправедливости и повлияло на то, что Александр Кузьмич в итоге принял решение работать в милиции.
Но до службы в органах внутренних дел была другая – срочная, в армии. Проходил ее молодой Семенов в Туле, в десантных войсках. Служба была тяжелой и опасной – почти каждый прыжок, вспоминает Александр Кузьмич, сопровождался несчастным случаем с кем-либо из сослуживцев.
Кстати, прыгать пришлось много, раза в три больше, чем обычным десантникам. Дело в том, что Семенов попал в подразделение, которому выпала честь открывать очередной чемпионат дружественных армий (т.е. армий стран – участниц Варшавского договора), который проходил под Тулой в 1970 году. Десантники должны были в небе образовать цепочку, а прикрепленные под куполами парашютов буквы – сложиться в приветствие участникам чемпионата.
Во время службы пришлось столкнуться и с большой трагедией. В 1969 году под Калугой случилась страшная авиакатастрофа. Ан-12, перевозивший около ста десантников, столкнулся в небе с пассажирским самолетом Ил-14, на борту которого находились 24 человека. Все погибли. Одна из рот полка, где служил Семенов, была переброшена на место трагедии, где ей поручили собирать останки жертв...
После армии, в 1971 году, Александр Кузьмич решил продолжить службу в милиции. Сначала работал водителем, потом – в ГАИ, а с 1974 Семенова назначили участковым уполномоченным.
Это был очень интересный период работы, вспоминает мой собеседник. И от всей души выражает при этом благодарность Павлу Михайлову, ставшему первым учителем молодого милиционера на профессиональном поприще.
– Павел Егорович был очень грамотным, тактичным, культурным человеком, – рассказывает Александр Кузьмич. – Он был одним из лучших участковых. Мы с ним обслуживали территорию от ПМК до автовокзала. Раскрывали много преступлений, в основном – грабежи, кражи, в том числе и квартирные.
Самым главным в работе участкового было умение налаживать контакт с людьми. И еще – желание и способность оказывать помощь в непростых житейских ситуациях. Никогда, вспоминает Александр Кузьмич, он не наказывал правонарушителя сразу, с первого раза. Если поступала жалоба на какого-либо дебошира или хулигана, предпочитал сначала провести профилактическую беседу. Для кого-то этого было достаточно, чтобы исправиться. Бывало, что с кем-то приходилось разговаривать и по второму разу. Но уж в третий раз, признается ветеран, спуску нарушителям не давал – обязательно шло наказание, штраф или арест на 15 суток.
Возможно, такой человеческий подход привел к тому, что до сих пор многие старожилы помнят Семенова именно как участкового, и даже те, кого он привлекал к ответственности, непременно здороваются с ним при встрече.
Умение раскрывать преступления, привычка действовать быстро и решительно на месте происшествия пригодились Семенову и много позже, когда он работал в дежурной части. Однажды, вспоминает Александр Кузьмич, его вызвали в один из домов на проспекте Гагарина. Здесь некий мужчина, выпив, устроил скандал, схватил два ножа и стал кидаться на всех, угрожая убить. Матери дебошира стало плохо с сердцем, она лежала в комнате в очень тяжелом состоянии, но мужчина даже приехавшую «скорую» не пускал к ней. Когда Семенов приехал на место ЧП, то узнал в пьяном хулигане одного из своих бывших «подопечных» – сажал его на 15 суток. Тот тоже признал милиционера, зло обрадовался: «Ага, Кузьмич, вот ты и попался, живым не уйдешь!»
Полчаса бывший участковый уговаривал дебошира сдаться, ничего не помогало. Пришлось вызвать кинолога. Но здесь милиционеры допустили небольшую ошибку. Если бы спустили овчарку с поводка, она, скорее всего, сбила бы хулигана с ног и все бы этим ограничилось. Но кинолог только ослабил поводок, и это не дало собаке полной свободы действий. В общем, мужчина буквально исполосовал несчастное животное ножами.
Что делать? Вызвали пожарных. И это неожиданно помогло. При виде брандспойта в руке пожарного дебошир растерялся, возможно, подумал, что это – пулемет. Секундным замешательством и воспользовался Кузьмич, выбил один из ножей и подсечкой свалил мужчину на пол.
Как-то раз пришлось брать заезжих рецидивистов. Гастролеры вздумали ограбить магазин одежды, пробив из подвала пол. Несколько ночей долбили перекрытия, напоследок оставили небольшую дыру, прикрытую паласом. В эту-то ямку случайно и угодила ногой продавщица, которая вызвала милиционеров. Ночная засада закончилась взятием злоумышленников с поличным.
Подобных случаев в милицейской практике было немало. Но было много и других интересных моментов, не связанных с погонями или задержаниями. Например, одно время Александра Кузьмича направили на участок профилактической работы – по выполнению мер развернувшейся в середине 80-х годов кампании борьбы с пьянством. Работу пришлось организовывать фактически с нуля. Семенов стал частым гостем на предприятиях, в организациях, учебных заведениях. Рейды, лекции, показ тематических кинофильмов. Удалось так поставить работу, что из других ГОВД приезжали перенимать опыт.
Позже Семенова назначили командиром дивизиона. В него входили все наружные службы – ГАИ, ППС, охрана, всего около 180 человек.
Навыки организатора пригодились в середине 90-х, когда по инициативе Александра Шулаева, в то время бывшего директором школы № 10, в учебном заведении решили организовать милицейский класс. Идею поддержали в городском отделе милиции, а выполнять в основном доверили Александру Семенову.
– Я вел у ребят часть служебно-боевой подготовки, – вспоминает Александр Кузьмич. – Устраивали учения, ездили в Опухлики на стрельбы. Учил детей стрелять из всех видов оружия – малокалиберного, пистолета, автомата. Даже из пулемета системы «Максим» и БМП. Занимались рукопашным боем. Многие из тех, кто тогда учился в милицейском классе, сейчас работают в органах внутренних дел.
Ушел на пенсию Александр Кузьмич с должности начальника штаба, заместителя начальника ГОВД. Но отдыхать, как говорится, некогда. Уже седьмой год он работает в одном из охранных предприятий. Большую же часть свободного времени посвящает даче. Здесь он любит столярничать и плотничать – сказывается крестьянская закалка. Еще он по-прежнему не приемлет любую несправедливость и так же, как и раньше, готов прийти на помощь. Люди, которые приходят в милицию по призванию, остаются верными своим принципам всю жизнь. И тем приятнее поздравить Александра Кузьмича и его коллег с наступающим праздником!
Константин ЗАВИСТОВСКИЙ
Фото из архива А.К. Семенова