Мы не боялись детей

31.07.2013
Цветкова

Можете ли вы в числе своих знакомых назвать абсолютно счастливого человека? Мне повезло – недавно я познакомился с таким человеком. Его, вернее ее, зовут Валентина Николаевна Цветкова.

– Я состоялась как женщина, как мать, у меня прекрасные внуки. И еще – я всю жизнь занимаюсь любимым делом, – так говорит о себе Валентина Николаевна.

Моя собеседница в середине 1970-х закончила Псковский пединститут по специальности «преподаватель биологии и химии». После этого два года работала в школе. Но все время, вспоминает она, ей хотелось работать с детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию.

– Еще когда проходила практику в школе, мне казалось, что там все относительно благополучно, – говорит Валентина Николаевна. – В наше время дети в основном были хорошо воспитаны, настроены на учебу. Но я знала также, что есть дети, которым нужна помощь. Они состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, в то время она называлась детской комнатой милиции. Мне хотелось работать именно с трудными детьми. Я, правда, старалась не употреблять этот термин – «трудные дети». Мне казалось, что это не они трудные, а просто так сложилась для них ситуация. И в силу особенностей своего несовершеннолетнего возраста, несформировавшейся психики они борются и приспосабливаются по-своему, как могут. Я думала, им нужно просто помочь и они станут достойными людьми.

Интересно, что, когда Валентина еще сама была школьницей, рядом с ней таких сложных подростков не было. Училась будущий инспектор по делам несовершеннолетних в великолукской школе № 49. Школа была образцово-показательной. Руководил ею заслуженный учитель Анатолий Петрович Дорофеев, имевший огромный авторитет и среди педагогов, и среди учеников. Возможно, поэтому в учебном заведении никогда не возникала необходимость пригласить сотрудника милиции с профилактической беседой или привлечь кого-то из подростков к ответственности.

Впервые с мальчиком, которого можно было считать сложным, Валентина Николаевна столкнулась во время своей педагогической практики в одной из псковских школ. Александр, так звали ученика, был из внешне благополучной семьи. 14-летний подросток был неуправляем в поведении и очень отрицательно относился к учебе, что в то время было нетипично.

– Я вела у них химию. Конечно, ему было плевать на все, в том числе и на химию, и даже на молодую практикантку. Он считал, что ему все можно. Что я могла противопоставить, кроме желания помочь? В то время я, наверное, неправильно понимала свое стремление помочь. Мне казалось, что его надо просто посадить рядом, объяснить таблицу Менделеева, и он станет хорошим учеником… Конечно, ничего не получилось. Как я позже узнала, он уже состоял на учете в детской комнате милиции. Впервые мне пришлось столкнуться с инспектором по делам несовершеннолетних, которая приходила в школу. Вот тогда у меня и зародилась мысль, что, к несчастью нашему, есть в школе все-таки дети, которым надо уделять индивидуальное внимание. Только тогда можно им помочь.

Проработав в школе два года, Валентина Николаевна переехала в Великие Луки. Здесь она узнала, что в инспекции по делам несовершеннолетних есть вакансия. Так в мае 1979 года Валентина Николаевна Цветкова стала инспектором по делам несовершеннолетних. И проработала на этом месте вплоть до апреля 2002 года.

– Я всегда с удовольствием шла на работу и была очень ею довольна, – продолжает она свой рассказ. – Не было ни одного дня, чтобы я просыпалась и думала: господи, опять начинается… Здесь меня ждали единомышленники. Как-то так получилось, что мы пришли работать в милицию все вместе, в течение двух лет. Елена Васильевна Ковалева, Альвина Михайловна Свинтенок, Анна Николаевна Лобазина. Начальником у нас был Сергей Викторович Дубинин. У нас сложился работоспособный и заинтересованный в деле коллектив. У нас все получалось. Мы все были педагогами, имели опыт работы в школе, не боялись детей, знали, как с ними общаться. В милиции мы продолжили заниматься любимым делом – работали с детьми и с родителями. Нас знали в школах и училищах. До сих пор наш коллектив там вспоминают хорошим словом.

Результат работы в инспекции складывается не только из работы с детьми. Самые главные помощники инспекторов – это родители. Цветкова и ее коллеги умели наладить контакт со взрослыми. Пусть опыт и был небольшим, но милиционеры настолько были заинтересованы в своей работе, что постоянно старались развиваться, читали много литературы, ездили на курсы.

Здесь нужно отметить немаловажное – в советское время была возможность помочь ребенку. Валентина Николаевна пришла в милицию в период расцвета той системы, которая сложилась именно в работе с трудными подростками.

– Почему у нас получалось? Мы могли реально помочь. У нас на учете состояли неблагополучные семьи. И общество нам помогало работать с ними. Друзья этих семей помогали, соседи, коллеги на работе. Тогда взаимоотношения между людьми были другими. К милиции по-другому относились. Да и жизнь воспринимали иначе. Жить было веселей. Человек работал в удовольствие, чувствовал себя защищенным и морально, и материально. Он знал, что будет с ним завтра, мог выучиться сам, выучить детей. Не беспокоился – что будет завтра? Не то, что сейчас…

Говоря о реальной помощи, Валентина Николаевна привела такой пример. В советское время при городской администрации действовала комиссия, занимавшаяся, среди прочего, помощью неблагополучным семьям и подросткам. Однажды к Цветковой обратился ее подопечный, только что вернувшийся из колонии. Он был из настолько неблагополучной семьи, что даже паспорт получить – и то денег не было. Валентина Николаевна пошла в комиссию при городской администрации, и ей выдали сто рублей. На эти деньги подросток сфотографировался, заплатил за паспорт. На оставшуюся сумму купили продуктов. Цветкова переговорила с руководством одного из общежитий, и подростку выделили место в комнате. Также инспектор обратилась на ЛРЗ, где договорилась по поводу работы для своего отбывшего наказание подопечного.

– Человек пришел из колонии, у него уже есть паспорт, есть место, где он может, не видя пьяных родителей, переночевать и отдохнуть, посмотреть телевизор, – объясняет моя собеседница, – Есть деньги на первое время, и ему не надо идти воровать, чтобы поесть. Можно при таких условиях спокойно работать? Конечно, ведь есть отправная точка, есть шанс. И бывший осужденный может, если захочет, стать нормальным достойным человеком. Вот так же мы могли для детей из неблагополучной семьи достать бесплатные путевки в пионерские лагеря, в детские сады. Стоило только прийти в городской отдел образования, объяснить ситуацию – нам всегда помогали.

Говоря о той поддержке, которую оказывали инспекторам по делам несовершеннолетних, Валентина Николаевна с особой теплотой вспоминает о руководителях отдела милиции:

– Наши начальники – Илья Андреевич Житков, а позже Николай Константинович Шмоткин – всегда к нам прислушивались, шли нам навстречу. Они понимали, что такое трудные подростки. И нас никогда не привлекали к рейдам, нам не нужно было искать какой-нибудь просроченный порошок на рынке или обходить дома по линии паспортно-визовой службы.

Конечно, не все бывало гладко. Главной трудностью было установить контакт с так называемыми педагогически запущенными детьми. То есть с теми, для кого асоциальное поведение стало образом жизни – не пойти в школу, украсть, выпить в подворотне... Разрушить стереотип, что такое поведение правильное и приемлемое – вот это и было самое сложное в работе. Цветковой с коллегами не всегда, конечно, но все же удавалось это сделать.

– Я всегда рада, когда встречаю своего бывшего воспитанника. Обязательно подойдет поздороваться. И я вижу, что он хорошо выглядит, трезв, с удовольствием рассказывает о себе, о том, что работает и у него семья. Я в такой момент всегда бываю безмерно счастлива! – признается моя собеседница.

Выйдя на пенсию, Валентина Николаевна не прекратила работать. Сейчас она – библиотекарь в пятом училище. Эта должность позволяет продолжить любимое дело – помогать подросткам выбрать правильный путь в жизни, не сбиться на кривую дорогу. И вновь Валентине Николаевне повезло найти единомышленника. Директор училища Сергей Викторович Дряхленков всю жизнь работает с детьми и прекрасно понимает, что подросткам нужно уделять максимум внимания.

В училище много сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. Сергей Викторович, по словам Цветковой, создал в библиотеке замечательные условия. Здесь есть шашки, шахматы, есть подписные издания. Четыре компьютера позволяют ребятам выполнить учебные задания и поиграть в свободное время. В библиотеке также установлен большой телевизор. То есть библиотека не просто изба-читальня, а настоящий полноценный очаг культуры.

Еще подростков ждут здесь интересные рассказы Валентины Николаевны. В последнее время она, как мне призналась, уделяет много времени самообразованию – часто ездит с экскурсиями, которые организует «Издательство Сергея Маркелова» при участии учителя истории и краеведа Владимира Орлова. Всем этим Валентина Николаевна делится потом с ребятами, которые приходят к ней в библиотеку.

31 июля Валентина Николевна отмечает свой юбилей. И мы присоединяемся к многочисленным и искренним поздравлениям, которые поступают сегодня в ее адрес от родных, близких и, конечно, от коллег по работе.

Константин ЗАВИСТОВСКИЙ

Фото из архива В.Н. Цветковой

На снимке: На встрече ветеранов МВД, Валентина Цветкова – справа в первом ряду

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций