Объявления
Интервью
Фотогалерея
Есть женщины в русских селеньях…
Появившаяся в конце февраля в Интернете информация о возбуждении уголовного дела по факту завладения мошенническим путем денежными средствами в сумме 1 028 538 руб. 81 коп., отпущенными на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов в рамках целевой адресной программы, произвела на великолучан впечатление разорвавшейся бомбы. Считалось, что коррупции у нас в городе нет и быть не может – власти на противодействие этому злу до двух десятков миллионов тратят ежегодно. Кроме того, все уже привыкли, что эта категория людей всегда сухой выходит из воды. А тут – на тебе! Эйфории оптимистам добавило то, что сообщение было «освящено» ликом начальника УВД Псковской области генерала Бориса Говоруна. Точнее сказать, его портретом.
На мой взгляд, ошибкой было ставить рядом с сообщением о возбуждении уголовного дела фотографию генерала. По логике, на его месте должно было быть помещено фото великолучанки Валентины Петровны Игнатенковой. Благодаря именно ее нетерпимости к беззаконию и всевластию чиновников появилось уголовное дело, взбудоражившее общественность.
А его могло и не быть вовсе, так как старшая по дому № 13 на улице Матвея Кузьмина уже на начальном этапе капитального ремонта указывала на грубейшие нарушения в организации работ. Она сначала сообщила обо всем, что, по ее мнению, шло вразрез с законодательством, руководителю управляющей компании «Услуга» Наталье Ворониной. Толку – ни на грош. Сигнализировала о нарушениях начальнику УЖКХ администрации города Алексею Новикову. С тем же результатом. Отписками отвечали ей и из администрации города, возглавлял которую в то время Николай Козловский.
Согласитесь, каждый из них мог своевременно принять меры для наведения порядка! Все они уже по долгу службы обязаны были наладить дружную совместную работу, чтобы средства, выделенные из федерального фонда содействия реформированию ЖКХ и областного бюджета, а также собранные жильцами многоквартирных домов, расходовались с умом. Именно такой подход декларировался накануне проведения капремонта. Все заинтересованные стороны должны были работать рука об руку, строго контролируя строителей, добиваясь высокого качества их работы. И чтобы ни одна копейка не прилипла к вороватым рукам!
Кстати, Николай Козловский подписывая постановление администрации города № 260 от 12.08.2010 г., опубликованное в газете «Великолукская правда. Новости», прямо сообщил землякам: «Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой». Собственно, он мог бы и не подчеркивать это. Всем известно, что глава администрации – первый ответчик за целевое и эффективное расходование бюджетных средств.
Но то были только декларации. На деле радость сбывающихся надежд на проведение капитального ремонта дома обернулась нервотрепкой для «осчастливленных» людей. Довольно быстро они поняли, что остались один на один не только со строителями, но и с чиновниками, которые прикрывали тылы и фланги коммерческих структур.
Эти силы объединенным фронтом согласованно действовали против жителей домов. Не единожды доводилось мне в ту пору присутствовать на собраниях в «Услуге». Нервозную обстановку тех «диалогов» запомнил надолго, так как ни до, ни после подобных ненормальных взаимоотношений не встречал. И этим пользовались строители, жалобы на которых сыпались как картошка из прохудившегося мешка.
Тут невольно на ум приходят мысли о сговоре чиновников с подрядчиками. А в нашем случае почву для подобных «домыслов» регулярно подпитывали еще и сведения об одном из подрядчиков, выигравшем конкурс, – «Северо-Западной строительной компании». Шила ведь в мешке не утаишь. И вскоре широко разнеслось, что сама компания и не думала упорно трудиться на ремонте крыш. Ее руководитель – Валерий Нестеров – даже не удосужился заняться поиском рабочих для выполнения контракта с УЖКХ. Для этого он нанял братьев Архиповых, людей, далеких от строительства, которые подрядили бригаду Александра Панова и распоряжались ею по своему разумению. Вплоть до того, что обязали ее отремонтировать их собственное кафе. Был еще ремонт краеведческого музея и дома в Северном микрорайоне. Оба эти объекта не значились в контракте.
А позднее уже от самих кровельщиков люди узнали, что бригада работает «за спасибо». Руководители компании, кстати, имевшей юридический адрес в административном здании заводоуправления ЗАО «ЗЭТО», под разными предлогами откладывали расчеты за уже выполненные работы – кормили завтраками. И до сих пор не рассчитались с бригадой, хотя неоднократно генеральный директор завода Александр Козловский во время бесед с бригадиром Пановым обещал ему разобраться. Все детали этой аферы в свое время были подробно изложены на сайте губернатора и в нашей газете. Повторяться нет нужды.
Не найдя понимания в органах власти, горожане попытались добиться правды в правоохранительных органах. После окончания капитального ремонта именно туда был перенесен центр тяжести борьбы за справедливость и за исправление допущенного брака и множества недоделок. Хотя, как было известно, деньги по контрактам были уже выплачены сполна.
И тут вновь приходится вспоминать о декларациях. На этот раз звучавших из уст работников милиции, позже переименованной в полицию. Связь с народом, активное взаимодействие с горожанами, внимательное отношение ко всем заявлениям граждан, столкнувшихся с нарушениями закона, – об этом люди в погонах твердили и твердят со всех трибун, добавляя к этим принципиальным положениям свою обязанность обеспечить неотвратимость наказания за малейшее отклонение от Закона.
А на деле сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции, получив заявление о фактах хищения денежных средств, поступивших из Фонда содействия реформированию ЖКХ, областного бюджета и собранных жителями капитально ремонтируемых домов, устроили настоящую волокиту с изучением обстоятельств дела. Она затянулась на два с половиной года.
За это время оперуполномоченный УЭБ и ПК Юрий Мишустин неоднократно принимал решение об отказе в возбуждении уголовного дела, не имея на это никаких законных оснований. Все отказы после проверок, требовавших времени, признавались незаконными. Но вмешательство надзорных органов почему-то не добавляло энтузиазма в работу сотрудников отдела, и она продолжалась все в том же вялотекущем режиме.
Впору было опустить руки, найдя себе оправдание – плетью обуха не перешибешь. Но не на ту напали. Валентина Петровна прошла все эти испытания не по одному кругу. И в конце концов добилась проведения независимого исследования, в результате которого и был выявлен этот миллион с хвостиком умыкнутых мошенническим способом рублей. А ведь это было обязанностью сотрудников УЭБ и ПК, которые должны были сначала глубоко исследовать вопрос и только потом решать: возбуждать уголовное дело или нет.
Такова предыстория вышедшего уже на третий виток дела. Как развиваются события на этот раз? Обращений читателей, интересующихся этим, было предостаточно, так как информации – никакой. Валентина Игнатенкова отказалась дать интервью, сославшись на тайну следствия, которое, кстати, ведется в тайне и от нее. Но она твердо заявила, что начатого дела не бросит, несмотря на многочисленные угрозы по телефону. От кого? Визиток ее «милые собеседники», которые то обещали сделать ее инвалидом 1-й группы, то предлагали озолотить, не оставляли. Александр Панов при встрече сообщил, что почти за два месяца, прошедшие со дня возбуждения дела, следователи не нашли нужным вызвать его к себе.
После этого оставалось мне направить свои стопы в следственный отдел ОМВД по городу Великие Луки, чтобы попытаться разузнать хоть что-то. Особых надежд не питал. До сих пор следователи не баловали нашего брата словоохотливостью. Но руководитель отдела Руслан Мамедов принял журналиста даже без предварительных договоренностей и согласований.
Что от него удалось услышать? Ход следствия находится на строгом контроле областного управления МВД и прокуратуры, что является свидетельством важности его и серьезной заинтересованности в полноте его расследования и доведении до судебного слушания. В Великих Луках создана и действует следственная группа, которой по силам завершить полноценное расследование всех обстоятельств этого сложного дела. Сложность заключается не только в его большом объеме, в том, что предстоит провести инженерно-техническую и почерковедческую экспертизы, но и в том, что подобное дело впервые рассматривается не только в городе, но и в области.
На вопрос о сроках ответ прозвучал довольно уклончивый. Затягивать работу никто не намерен, да и контролирующие и надзорные органы не позволят. Цель – провести исследование всех обстоятельств дела надлежащим образом. Закон дает возможность продлевать на областном уровне расследование в течение года. Так что сейчас, когда со дня возбуждения уголовного дела не прошло и двух месяцев, говорить о каких-то результатах преждевременно.
Памятуя прошлые неоднократные случаи разваливания дела, не мог не задать вопроса о возможности повторения «опыта». Руслан Мамедов ответил, что подозревать его в какой-то заинтересованности и связях с представителями власти или хозяйствующих субъектов, замешанных в рассматриваемом деле, нет оснований. Человек он в городе новый, работает в Луках около года, связями не оброс. Так что служит исключительно Закону. Отрицал какое-либо давление на следствие.
Посетовал только, что инициаторы возбуждения дела излишне беспокоятся по поводу якобы затягивания процесса. Вот и в тот момент, после жалобы в УМВД, дело на неделю было отозвано в Псков для изучения. Следственная группа вынуждена была приостановить работу. В общем, руководитель следственного отдела сделал все, чтобы произвести впечатление человека, уверенного в успешном завершении дела.
После возбуждения уголовного дела «Северо-Западная строительная компания», которая имела возможность на муниципальных подрядах стать на ноги и заметно продвинуться вперед в своем развитии, была ликвидирована. Валерий Нестеров уволен. Идет зачистка или как?
И еще одно небольшое добавление. Валентине Петровне стало известно, что по данному делу проходят только пять представителей коммерческих структур. В этом списке нет ни одного чиновника администрации города, без участия или, в лучшем случае, наплевательского отношения к делу которых никакие хищения были бы просто немыслимы. О выводе их за рамки расследования говорил уже тот факт, что проверка дела поручена следственному отделу ОМВД по г. Великие Луки. Тогда как правовую оценку действий муниципальных служащих, прежде всего Николая Козловского, отвечавшего в ту пору за расходование бюджетных средств, вправе сделать только следственный отдел следственного управления Следственного комитета РФ по Великим Лукам.
Исходя из этого, Игнатенкова обратилась к начальнику отдела Антону Долгорукову с заявлением о необходимости привлечь бывшего главу администрации города к ответственности за недобросовестное исполнение своих обязанностей, что повлекло причинение крупного ущерба государству. И хоть Долгоруков тоже человек новый, но рассмотрение заявления прошло так, как будто оно попало в руки незабвенного Олега Блинова, которого я однажды назвал не следователем, а штатным адвокатом администрации города.
Не за те ли заслуги его, оставшегося не у дел, тут же пристроили начальником ЧОО «Байкал»? Вот и его преемник, не мудрствуя лукаво, уведомил Валентину Игнатенкову о том, что он направил ее заявление в следственный отдел Руслану Мамедову. Прокурор города дал жесткую оценку этим действиям, назвав их незаконными и неправомерными.
Из информированных источников, которым можно доверять, стало известно, что работники правоохранительных органов в своем кругу высказывали восхищение женщиной, у которой хватило сил поднять такое дело. И жалели, что мало еще людей способны на подобное. Будь таких среди нас побольше, и счет был бы иной – ущерб потянул бы не на один десяток миллионов рублей. Ведь в других домах, за ремонт которых отвечала УО «Услуга», качество работ было гораздо хуже, чем в доме Валентины Игнатенковой. На ее-то доме строители, понявшие, что тут бракодельство не пройдет, вынуждены были стараться. Восхищение – это, конечно хорошо. Но вот следовать примеру Валентины Игнатенковой правоохранители не очень-то спешат. Именно такое создается впечатление.
Александр ЛЕВИЦКИЙ
Давно не было информации о Гостиннице, проданной за 12 миллионов рублей, что равноценно стоимости 12 однокомнатных квартир. Посадки были?
Да нет суд оставил все прежним хозяевам, там же и не забвенная Лидия плотно руку приложила....