Объявления
Интервью
Фотогалерея
Будет ли конец страданиям мелиораторов?
«Новый день» уже несколько раз возвращался к печальной судьбе жителей улицы Мелиораторов, которые отметили двадцатилетний юбилей воссоединения с городом. Правда, тогда им удалось лишь одной ногой переступить городскую границу – появились соответствующие записи в паспортах о прописке. Вторая же нога так и осталась в сельском районе. Дома, в которых проживали сотни граждан, до сегодняшнего дня остаются в собственности района.
В честь круглой даты «мелиораторы» предприняли очередную атаку на неприступные чиновничьи бастионы. На сей раз направлением главного удара они избрали прокурорскую линию.
Одновременно ушли в 2014 году письма, написанные под копирку, в две прокуратуры – городскую и районную. И дождались! Оба органа, надзирающие за неукоснительным соблюдением законности, дуэтом спели песню о том, что нет у прокуратуры даже малейшего повода для прокурорского реагирования на их призывы о помощи.
Но если главную партию прокуроры исполнили четко и без фальши, то в «нюансах» – разошлись. Похоже, затяжка с ответом была вызвана мучительным поиском объяснения своего бездействия. Нашли каждый на свой лад. Разнобой в ответах подтвердил известную истину – где собрались два юриста, непременно обнаружатся два мнения.
Городская прокуратура увидела корень зла в «отсутствии правового акта администрации Псковской области». Короче, сослалась на губернатора, с подачи которого начался, но не закончился перевод людей из деревни в город. Сотрудникам районной прокуратуры показалось, что причины «в неурегулированности вопроса передачи жилья из одного муниципалитета в другой». То есть, вроде никто и не виноват.
Но простым людям были не интересны толкования их ситуации и даже указание на источники их бед. «Мелиораторы» были твердо убеждены, что так жить, как живут они, нельзя. Готовясь к наступлению, наши «полугородские» люди обратились за помощью к юристам.
Естественно, тональность заявления, ушедшего по прокурорской лестнице в областную прокуратуру, сменилась. Вместо эмоциональных жалоб в нем было сухое перечисление статей Конституции РФ и федеральных законов, регулирующих взаимоотношения граждан и власти в области ЖКХ, которые в течение двух десятков лет грубо нарушаются. А городская и районная прокуратуры не находят оснований для пресечения беззакония.
То есть вопрос прокурору области Тимуру Кебекову был предельно конкретный: почему ваши подчиненные потворствуют беззаконию?
Не станем гадать, что сыграло роль: юридически грамотное оформление заявления или какие-то другие причины, но дело сдвинулось с мертвой точки. Вывод начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства О.И. Горовацкой был диаметрально противоположным мнениям городского и районного прокуроров.
Она вещи назвала своими именами: действия местных органов исполнительной власти наконец-таки назвала бездействием, которое «вызывает обоснованные обращения в органы прокуратуры». По идее, она должна была заодно устроить выволочку своим коллегам на местах, но ограничилась требованием срочно направить представления в органы местного самоуправления города Великие Луки и Великолукского района. Это тоже было прорывом. Впервые за два десятилетия у людей появилась хоть какая-то надежда.
И вот местные прокуроры наконец разродились, наконец прозрели. Сравниваю тексты прошлогодних ответов со свежеизданными представлениями и удивляюсь. Можно подумать, что эти документы готовили разные люди или произошла революция в законодательстве. Но нет! Подписывали послания одни и те же сотрудники прокуратур, руководствуясь все теми же законами, принятыми в 1992 году.
А какая разница! Вспоминая прошлогодние слова об отсутствии оснований для прокурорского реагирования и адвокатские нотки, проявлявшиеся в обосновании проволочки с приемом-передачей жилого фонда, с удивлением обнаруживаем принципиально иной подход. Прежде всего, прокуроры увидели наконец нарушение статьи 15 Конституции РФ, которая обязывает чиновников соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Увидели, что городские и районные власти все эти годы плевали со своей высокой колокольни на статью 40, гарантирующую гражданам России право на получение коммунальных услуг. Это не говоря о ряде основополагающих статей Жилищного кодекса.
Причем они не ограничились констатацией фактов, а, невиданное дело, проявили прокурорский характер. В бумаге, подписанной прокурором города А.В. Елагиным, обнаруживаем следующий вывод: «…факты нарушения жилищного законодательства стали возможными при попустительстве со стороны руководства муниципального образования, что является категорически недопустимым, требует скорейшего вмешательства, незамедлительного устранения».
Еще более грозно звучат слова и.о. прокурора района Е.В. Андреева, который прямо назвал волокиту с передачей жилого фонда грубым нарушением конституционных прав граждан. Он наконец-то признал то, о чем люди твердят 20 лет, – опасность разрушения конструкций домов, которую реально создает такое хозяйствование. И в его представлении содержится «категорическое» требование скорейшего вмешательства, незамедлительных действий. Андреев даже переплюнул своего городского коллегу, потребовав «привлечения виновных лиц к строгой дисциплинарной ответственности». Елагин на это не пошел, сочтя, что сроки давности свершения проступка (6 месяцев) давно минули. Он счел достаточным потребовать принятия эффективных мер по недопущению впредь нарушений жилищного законодательства.
Правда, «мелиораторы», потерявшие веру в чиновников, не спешат с аплодисментами. Они ждут реальных дел.
Александр ЛЕВИЦКИЙ