Главная Спорт Последнее фото самолета Валентина Баленко (Архангельск), через несколько минут он разобьется.

На крыльях энтузиазма

04.07.2012
Последнее фото самолета Валентина Баленко (Архангельск), через несколько минут он разобьется

 

Нечасто удается сделать редкий снимок. На завершившемся в минувшее воскресенье чемпионате России по авиамодельному спорту мне повезло. Хотя повода для радости, честно говоря, нет.

Стоя у взлетной полосы, я сфотографировал, как Валентин Баленко, спортсмен из Архангельска, готовил к взлету свой реактивный самолет. Предстоял один из полетов показательной программы – в перерыве между соревновательными турами. Но, едва взлетев, самолет развернулся, улетел далеко в сторону и примерно в километре от точки старта резко пошел вниз, врезался в землю и сгорел, подняв клубы черного дыма. Все, кто наблюдал за полетом, дружно ахнули. Кто-то бросился с огнетушителем к месту падения, другие стали бурно обсуждать произошедшее, а я подумал, что запечатлел фотоаппаратом последние минуты «жизни» самолета, как это ни печально звучит…

Нужно отдать должное Валентину. Уже через час, когда подошла очередь выступить в третьем туре, архангелогородец вновь вышел на старт. Уже с другим, как пилоты говорят, «боевым» самолетом. Выполнил всю намеченную программу и заслуженно получил овации зрителей. Вскоре Валентин, улыбаясь (каких же сил стоила эта улыбка!) давал интервью «Новому дню»:

Я сразу почувствовал, что с самолетом что-то не так. Если вы заметили, во всех своих полетах я начинал выполнять фигуры пилотажа. Здесь же – только оторвался и плавно, крадучись, повел самолет. Хотел приземлиться, но – не удалось…

От самолета осталась только турбина. Восстановлению он, конечно, не подлежит. В причинах отказа техники Валентину еще предстоит разбираться. На 50%, уверен он, дело в аппаратуре. Но не исключено и воздействие каких-либо помех.

Посторонние радиоволны – это вообще беда авиамоделистов, – поделился Валентин. – Помехи может создать видеоаппаратура, работающая на тех же частотах, что и используемая в радиоуправляемых самолетах. Очень сильно «засоряет» эфир оборудование для Wi-Fi – беспроводного доступа в Интернет. Точнее в причинах аварии можно будет разобраться, когда изучу показания «черного ящика». Вы заметили, что я не употребляю слово «модель», когда говорю о радиоуправляемых самолетах? Все потому, что наши изделия в точности повторяют прототипы, настоящие самолеты. Наши модели – это тоже самолеты. Они подчиняются тем же законам аэродинамики и могут показать в воздухе все, на что способен настоящий самолет.

В завершившемся соревновании в классе моделей-копий F4C Баленко удалось занять четвертое место. В целом своим участием в чемпионате он доволен, так же, как и организацией первенства. И поэтому с удовольствием приедет в Великие Луки еще раз.

А первое место в этом же классе занял Валерий Журавель из Калининграда. На втором – Александр Павленко, на третьем – Александр Глинский (оба – Новосибирск)

Калининградцы первенствовали также и в классе моделей-полукопий среди юношей. Чемпионом страны стал Роман Шушаков. На втором месте Василий Эйхнер (Москва), на третьем – Павел Кривоноженков (Брянск)

Двойной успех позволил спортсменам из самого западного города России занять первое место и в неофициальном командном зачете.

Остается назвать результаты еще в двух официальных классах, в которых разыгрывались медали. В соревнованиях моделей-полукопий среди мужчин места распределились следующим образом: 1) Александр Панкратов (Брянск); 2) Андрей Беляевский (Санкт-Петербург); 3) Эдуард Яковлев (Московская область). В классе F4G (модели-гиганты) выступали три пилота – Сергей Амелин (Санкт-Петербург), Владимир Смирнов и Анатолий Егоров (оба – Красногорск), которые и заняли первое, второе и третье места соответственно.

Всего же в чемпионате приняли участие 35 моделей. Несколько машин участники и гости первенства привезли с собой для показательных выступлений. Великолучанам очень понравились ночные (да и дневные тоже!) полеты Павла Белова, а также чемпиона мира Виталия Робертуса.

Возвращаясь к результатам спортсменов, нельзя не отметить успех Ирины Кучерявенко из Таганрога. Единственная пилотесса смогла завоевать четвертое место в юношеском разряде моделей-полукопий. Завершив выступления, Ирина рассказала, что занимается авиамоделизмом уже более 10 лет:

У меня папа вел кружок по авиамоделизму. Как-то так получилось, что в раннем детстве мне попали в руки радиодетали. Я заинтересовалась, в восемь лет уже начала пытаться строить модели. Моделировать самолеты мне нравится, но еще больше люблю летать.

Ирина учится на инженера, в будущем ей предстоит измерять и рассчитывать прочность различных механизмов и сооружений, в том числе – самолетов.

Если бы слова Ирины услышал Валерий Журавель, думаю, остался бы доволен. Потому что в своем интервью «Новому дню» чемпион России (и, кстати, десятикратный чемпион Советского Союза) говорил о том, что сегодня авиамоделизм только-только начинает возрождаться:

Мы многое растеряли двадцать лет назад. В Советском Союзе существовала продуманная, охватывающая широкие слои населения система подготовки технических кадров. В том числе и через привлечение подрастающего поколения к занятиям авиамоделизмом. Все исчезло, закрылись кружки во дворцах пионеров, стоит ли удивляться, что теперь молодежь в массе своей не хочет идти в инженеры, предпочитая быть юристом или чиновником? Что-то начинает сдвигаться в лучшую сторону, но исключительно за счет энтузиастов. Структуры же наподобие ДОСААФ, к великому сожалению, сегодня прославились лишь своим умением «присоседиться» к какому-либо начинанию...

Наш разговор с Валерием произошел уже после награждения и традиционной фотографии на память. Энтузиасты из великолукского АСК «Открытое небо» и активно помогающие им коллеги из московского RusJet надеются, что им удастся встретиться в городе на Ловати и в следующем году.

Константин ЗАВИСТОВСКИЙ

Фото автора

  • Тройка призеров в классе моделей-копий F4C, в центре – Валерий Журавель из Калининграда.
  • Команда из Красногорска (Московская область) привезла на соревнования копии самолетов времен становления советских ВВС и выходила на «взлетку» в форме летчиков 20–30-х годов прошлого столетия.
  • Построение участников чемпионата России.
  • Ирина Кучерявенко из Таганрога – единственная пилотесса на чемпионате.

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций