Объявления
Интервью
Фотогалерея
На крыльях энтузиазма
Нечасто удается сделать редкий снимок. На завершившемся в минувшее воскресенье чемпионате России по авиамодельному спорту мне повезло. Хотя повода для радости, честно говоря, нет.
Стоя у взлетной полосы, я сфотографировал, как Валентин Баленко, спортсмен из Архангельска, готовил к взлету свой реактивный самолет. Предстоял один из полетов показательной программы – в перерыве между соревновательными турами. Но, едва взлетев, самолет развернулся, улетел далеко в сторону и примерно в километре от точки старта резко пошел вниз, врезался в землю и сгорел, подняв клубы черного дыма. Все, кто наблюдал за полетом, дружно ахнули. Кто-то бросился с огнетушителем к месту падения, другие стали бурно обсуждать произошедшее, а я подумал, что запечатлел фотоаппаратом последние минуты «жизни» самолета, как это ни печально звучит…
Нужно отдать должное Валентину. Уже через час, когда подошла очередь выступить в третьем туре, архангелогородец вновь вышел на старт. Уже с другим, как пилоты говорят, «боевым» самолетом. Выполнил всю намеченную программу и заслуженно получил овации зрителей. Вскоре Валентин, улыбаясь (каких же сил стоила эта улыбка!) давал интервью «Новому дню»:
– Я сразу почувствовал, что с самолетом что-то не так. Если вы заметили, во всех своих полетах я начинал выполнять фигуры пилотажа. Здесь же – только оторвался и плавно, крадучись, повел самолет. Хотел приземлиться, но – не удалось…
От самолета осталась только турбина. Восстановлению он, конечно, не подлежит. В причинах отказа техники Валентину еще предстоит разбираться. На 50%, уверен он, дело в аппаратуре. Но не исключено и воздействие каких-либо помех.
– Посторонние радиоволны – это вообще беда авиамоделистов, – поделился Валентин. – Помехи может создать видеоаппаратура, работающая на тех же частотах, что и используемая в радиоуправляемых самолетах. Очень сильно «засоряет» эфир оборудование для Wi-Fi – беспроводного доступа в Интернет. Точнее в причинах аварии можно будет разобраться, когда изучу показания «черного ящика». Вы заметили, что я не употребляю слово «модель», когда говорю о радиоуправляемых самолетах? Все потому, что наши изделия в точности повторяют прототипы, настоящие самолеты. Наши модели – это тоже самолеты. Они подчиняются тем же законам аэродинамики и могут показать в воздухе все, на что способен настоящий самолет.
В завершившемся соревновании в классе моделей-копий F4C Баленко удалось занять четвертое место. В целом своим участием в чемпионате он доволен, так же, как и организацией первенства. И поэтому с удовольствием приедет в Великие Луки еще раз.
А первое место в этом же классе занял Валерий Журавель из Калининграда. На втором – Александр Павленко, на третьем – Александр Глинский (оба – Новосибирск)
Калининградцы первенствовали также и в классе моделей-полукопий среди юношей. Чемпионом страны стал Роман Шушаков. На втором месте Василий Эйхнер (Москва), на третьем – Павел Кривоноженков (Брянск)
Двойной успех позволил спортсменам из самого западного города России занять первое место и в неофициальном командном зачете.
Остается назвать результаты еще в двух официальных классах, в которых разыгрывались медали. В соревнованиях моделей-полукопий среди мужчин места распределились следующим образом: 1) Александр Панкратов (Брянск); 2) Андрей Беляевский (Санкт-Петербург); 3) Эдуард Яковлев (Московская область). В классе F4G (модели-гиганты) выступали три пилота – Сергей Амелин (Санкт-Петербург), Владимир Смирнов и Анатолий Егоров (оба – Красногорск), которые и заняли первое, второе и третье места соответственно.
Всего же в чемпионате приняли участие 35 моделей. Несколько машин участники и гости первенства привезли с собой для показательных выступлений. Великолучанам очень понравились ночные (да и дневные тоже!) полеты Павла Белова, а также чемпиона мира Виталия Робертуса.
Возвращаясь к результатам спортсменов, нельзя не отметить успех Ирины Кучерявенко из Таганрога. Единственная пилотесса смогла завоевать четвертое место в юношеском разряде моделей-полукопий. Завершив выступления, Ирина рассказала, что занимается авиамоделизмом уже более 10 лет:
– У меня папа вел кружок по авиамоделизму. Как-то так получилось, что в раннем детстве мне попали в руки радиодетали. Я заинтересовалась, в восемь лет уже начала пытаться строить модели. Моделировать самолеты мне нравится, но еще больше люблю летать.
Ирина учится на инженера, в будущем ей предстоит измерять и рассчитывать прочность различных механизмов и сооружений, в том числе – самолетов.
Если бы слова Ирины услышал Валерий Журавель, думаю, остался бы доволен. Потому что в своем интервью «Новому дню» чемпион России (и, кстати, десятикратный чемпион Советского Союза) говорил о том, что сегодня авиамоделизм только-только начинает возрождаться:
– Мы многое растеряли двадцать лет назад. В Советском Союзе существовала продуманная, охватывающая широкие слои населения система подготовки технических кадров. В том числе и через привлечение подрастающего поколения к занятиям авиамоделизмом. Все исчезло, закрылись кружки во дворцах пионеров, стоит ли удивляться, что теперь молодежь в массе своей не хочет идти в инженеры, предпочитая быть юристом или чиновником? Что-то начинает сдвигаться в лучшую сторону, но исключительно за счет энтузиастов. Структуры же наподобие ДОСААФ, к великому сожалению, сегодня прославились лишь своим умением «присоседиться» к какому-либо начинанию...
Наш разговор с Валерием произошел уже после награждения и традиционной фотографии на память. Энтузиасты из великолукского АСК «Открытое небо» и активно помогающие им коллеги из московского RusJet надеются, что им удастся встретиться в городе на Ловати и в следующем году.
Константин ЗАВИСТОВСКИЙ
Фото автора