Объявления
Интервью
Фотогалерея
Президентский Указ нашим чиновникам – не указ
Один из гостей на сайте губернатора Псковской области turchak.ru задал вопрос: существует ли для детей из многодетных семей бесплатное питание в школах?
Согласно действующему Указу Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», претерпевшему несущественные изменения в 2003 году, дети из многодетных семей должны бесплатно получать в школах двухразовое горячее питание, а также бесплатно обеспечиваться школьной и физкультурной формой, иметь возможность один раз в месяц бесплатно посещать учреждения культуры и бесплатно ездить на городском общественном транспорте, а их семьи имеют право на ряд иных льгот.
Однако в действительности положения этого указа не выполняются. Вот почему некоторые многодетные родители, которых можно назвать местными пассионариями, слишком часто стали интересоваться, почему их права нарушаются.
Вопрос не праздный и назрел давно. Как правило, никаких ответов на него многодетные семьи не получали – лишь отписки. Неизбежно должен был настать такой момент, когда «кто-то» проговорился бы, наконец назвав вещи своими именами. Отрицая главенство федерального законодательства в Псковской области, то есть подтверждая нарушение статьи 4 Конституции РФ, которая прямо указывает, что «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».
Этим человеком оказался Александр Седунов, начальник Государственного управления образования Псковской области. Его ответ, иначе, как поступком, назвать нельзя. А сказал он на сайте буквально следующее:
«Действующим законодательством обеспечение обучающихся детей из многодетных семей бесплатным питанием в качестве меры социальной поддержки многодетных семей не предусмотрено. Питание школьников области осуществляется в соответствии с постановлением администрации области от 25.12.2007 № 457 «Об организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях», которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления субсидий из бюджета Псковской области местным бюджетам на осуществление мероприятий по организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Финансирование питания на каждого школьника складывается из средств: областного бюджета – 11,35 рублей, местного бюджета – от 2 до 20 рублей в разных муниципальных районах и средств родителей – в размере, определенном органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Кроме того, предусмотрено возмещение затрат в размере 70% стоимости на питание детей из малообеспеченных семей».
В ответе Александра Седунова, размещенном на официальном сайте губернатора, налицо незнание законодательства (тогда почему этот некомпетентный человек занимает высокий пост государственного служащего?). Или это умышленное предоставление недостоверной информации на обращение граждан? В любом случае, наличествует прямое неисполнение Указа Президента, который в системе законодательства России имеет главенство над региональными и муниципальными законодательными актами.
Как такое может произойти? Да просто. И не надо думать, что чиновное лицо ошиблось. Власти знают, что суд, коли граждане туда дойдут, поддержит не законные требования граждан, а противозаконные отказы чиновников. Несколько многодетных семей в Псковской области уже поднимали этот вопрос в суде и в итоге все суды проиграли. Конечно, в региональной администрации об этом знают. И пользуются поддержкой со стороны власти судебной.
Так гражданам преподносится урок – «чиновники все знают лучше, и даже суд их поддерживает». На деле же имеется откровенное попрание конституционных норм. И не только.
Пример – как этот вопрос решается в Великих Луках. Городские власти, через местное управление социальной защиты населения, как и заметил Седунов, предлагают многодетным семьям возмещение затрат в размере 70% стоимости питания детей, но только малообеспеченным семьям. Если семья многодетная, но имеет на каждого своего члена доход выше 6000 рублей в месяц, то она считается обеспеченной (вдумайтесь в эти цифры!) и детям из такой семьи бесплатное питание никто даже не думает предлагать.
По данным территориального управления города Великие Луки Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области на 1 сентября 2012 года в городе состоит на учете 315 многодетных семей. Это как минимум 945 детей, из которых в школах учится около 700 детей, остальные – находятся в дошкольном возрасте.
При этом, как отмечают в управлении образования города, общий охват горячим питанием школьников в 2011–2012 годах составил 93,1%; 14,4% обучающихся получают бесплатное горячее питание.
Теперь немного математики.
В 2011–2012 учебном году численность обучающихся в школах города составила 9368 школьников, 14,4% из них – это 1350 детей. Известно, что только некоторые (можно пересчитать на пальцах) дети из многодетных семей действительно получают питание в школе (и то одноразовое) – бесплатно. Бывает и так, что один ребенок из многодетной семьи получает бесплатное питание в школе, а другой ребенок из этой же семьи – нет. В школе говорят, что «на второго денег не хватило».
Встает вопрос – кто же эти 1350 детей, которые получают питание бесплатно, как заявляет управление образования? Вопрос для какой-нибудь надзорно-репрессивной инстанции, у нас их много. И почему это питание не получают те, кто должен получать?
На этом общем фоне громкие заявления о какой-то там поддержке многодетных семей и решении демографической проблемы в регионе выглядят фарсом. Приедут гастарбайтеры и появятся новые дети, в основном у матерей-одиночек. Ведь вопрос, чтобы гастарбайтеры приезжали на заработки вместе со своими семьями, – не ставится.
И еще правовой штрих для многодетных. О том, как городская администрация пыталась отказать в предоставлении земельного участка в 15 соток бесплатно.
В сентябре 2011 года многодетная семья обратилась в администрацию города с заявлением о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка площадью 1500 кв. м для индивидуального жилищного строительства. В октябре того же года администрация города Великие Луки отказала в его предоставлении в связи с тем, что старшему сыну исполнилось 18 лет, и на этом основании семья потеряла статус многодетной.
Но достижение старшим сыном 18-летнего возраста не может являться основанием для лишения гарантированного и нереализованного конституционного права многодетной семьи (ст. 36 Конституции РФ). Решением Великолукского городского суда требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Указанное решение вступило в законную силу.
Наталья ВЫБОРНОВА, гражданский обозреватель