Объявления
Интервью
Фотогалерея
Ждёт ли село выпускников?
Выступая с ежегодным докладом перед депутатами Псковского областного собрания, 26 апреля губернатор Андрей Турчак подвел итоги деятельности в 2011 году приоритетной отрасли сельского хозяйства. На фоне положительных тенденций, таких как увеличение объема продукции сельского хозяйства на 6% по сравнению с 2010 годом (наиболее высокие темпы прироста достигнуты в свиноводстве – на 20%, и птицеводстве – на 5%) и рост надоев молока на фуражную корову с 3720 до 3873 кг, на фоне втрое возросшей прибыли (с 64 млн руб. в 2010-м до 264 млн рублей в 2011 г.), губернатор затронул существующую кадровую проблему.
По данным А. Турчака, уровень безработицы в регионе составляет 1,7% от экономически активного населения и на протяжении последних двух лет число вакансий существенно превосходит количество безработных. При этом отрасль сельского хозяйства занимает четвертое по области место по количеству вакансий. Около 3900 вакансий на предприятиях сельского и лесного хозяйства остаются открытыми. Для сравнения: на обрабатывающих производствах (1 место по дефициту кадров) открыто 7948 вакансий.
«Это серьезная проблема. Экономике региона катастрофически не хватает квалифицированных рабочих рук. Готов вместе с профильными комитетами решать, искать пути решения этой проблемы», – отметил г-н Турчак.
В продолжение темы, губернатор упомянул, что проводится работа по привлечению молодых специалистов на село. В прошедшем году 54 молодых специалиста стали участниками региональной программы, по условиям которой они будут получать по 50 тысяч рублей «подъемных» в течение 3 лет.
Однако, как сказал губернатор Турчак: «Пока только 5% выпускников учебных заведений сельскохозяйственного профиля идут работать на село. Значит, не хватает гарантий и дополнительных мер стимулирования». «Давайте вместе подумаем над этой проблемой, готов обсуждать ее и вместе с вами», – резюмировал губернатор, обращаясь к депутатам ПОС.
Почему же выпускники не едут жить и работать на село? Кто виноват в сложившейся системе отказа молодых специалистов от трудоустройства по специальностям сельскохозяйственного профиля? Вузы? Работодатели? Внешние условия или ряд взаимосвязанных факторов, препятствующих работе по специальности? Эти и другие вопросы были заданы сотрудникам Великолукской государственной сельскохозяйственной академии и работодателям.
Галина Квашина, проректор по учебной работе ВГСХА, кандидат экономических наук, доцент:
«Ошибочное мнение, что выпускники не доходят до села. Смотря о ком мы ведем речь. Во-первых, инфраструктура села очень широка. Это надо учитывать. Для того чтобы наше село, любое сельское подразделение, вообще работало, необходимы специалисты всех профилей. Это должны быть и банкиры, и налоговики. Хотя они и не считаются почему-то работниками села, но наши ребята ездят и работают в районных и сельских подразделениях.
Во-вторых. Много ли агрономов нужно на селе? Я вам могу сказать – один, от силы два. Вопрос с данной специальностью не решен на уровне Министерства образования. Возможно, нужно иначе готовить по этой специальности, то есть не рассматривать ее так узко, как она записана в стандарте. Зоотехники? Зоотехники у нас востребованы. Они едут работать. Но в каком состоянии находятся сельхозпредприятия? Обучение одного студента вузу обходится минимум в 50 тысяч рублей в месяц, а заработная плата, которую ему предлагают, очень низка. Условия, которые предлагаются молодому специалисту, никакие. Думаю, многие бы не поехали туда, где печка – это отопление, а заработная плата на уровне 5–6 тысяч.
Аналогично с ветеринарами. Они очень востребованы и могут спокойно найти работу поближе к городу. Мы должны сначала окупить все затраты, которые понесли на их обучение. Поэтому такие сложности. Здесь не совсем правильный подход к этому вопросу. Надо было давно уже пересмотреть ряд специальностей агрономического профиля. Возможно, это должен быть агроном-менеджер или еще кто-то, тут можно подискуссировать».
Есть, конечно, среди преподавательского состава ВГСХА и другие мнения. Так, доктор биологических наук, профессор Иса Улубаев (с 2005 года до недавнего времени – декан факультета технологии животноводства) считает, что основная проблема вуза сейчас – это сокращение основных кафедр сельскохозяйственного направления и слияние нескольких факультетов в один.
«Чтобы учить на зоотехников, например, раньше, до структурных преобразований в вузе, работали 10 кафедр, на которых готовили специалистов. Сейчас факультет превращен в одну единственную кафедру, ведущие лаборатории (по зооанализу, химическому анализу, анализу кормов, мяса, молока) сокращены. О каком специалисте на выпуске мы можем сказать? Выхолощено все, и ребенку не интересно учиться. Купили 20 компьютеров и думают, что этим наука делается? Как врачей, так и зоотехников надо учить на практике, иначе специалистов не будет. У студентов нет стремления даже пообщаться с животными. 90% студентов заканчивают вуз, не видя животных», – рассказывает профессор Улубаев.
Сокращение учебной базы приводит к тому, что выпускник вуза, хоть и именуется специалистом, таковым не является, а следовательно, и не устраивает работодателя как кандидат на вакантную должность. Отсюда требование работодателей о наличии у соискателя опыта работы по специальности не менее 3–5 лет.
Продолжая беседу о выпускниках, профессор Улубаев поясняет: «У нас на факультете всегда было несколько специальностей, но я открыл еще охотоведение и рыбоводство, чтоб ребятам было куда пойти, чтоб было интереснее. Сейчас приходят к нам покупатели, образно говоря, они формируют спрос. Самый большой спрос – на зоотехников, ветврачей, агрономов. Т.е. «заказ» существует, и ребята туда идут. Но ни один экономист на село не идет, ни один мехфаковец – они устраиваются на заводах в городе. Зачем тратить деньги АПК не по назначению? Тратятся огромные суммы для того, чтобы выпустить экономистов и инженеров, которые никогда не будут работать на селе. Дело еще и в том, что сегодняшним выпускникам надо после академии приобретать опыт лет десять, потому что в академии все сокращено».
Однако региональные работодатели на качество выпускников сельскохозяйственных кафедр не жалуются.
Руководитель кадровой службы ООО «Слактис» Марина Буряк отмечает, что на «Слактисе» есть проблема с набором ветврачей – вакансия длительное время остается открытой. Зарплата ветврача в ООО «Слактис» составляет в среднем 25–30 тысяч уже в первый месяц. 15 тысяч рублей – это самая низкая планка зарплаты специалиста, у которого еще нет опыта работы. Нехватку на предприятии ветврачей при высоком заявленном уровне зарплаты М.В. Буряк поясняет так: «Для ветврача нужно призвание. Мы даем заявки на специалистов в ВГСХА, участвуем в ярмарках вакансий, даем объявления в газеты, но мало молодых людей, которые хотели бы работать именно ветврачом в сельском хозяйстве. Мы ищем не только среди наших специалистов, но и в других регионах».
«По зоотехникам все вакансии закрыты. Мы взяли шесть человек, закончивших ВГСХА, сами обучили их уже по нашей технологии – так, как нам нужно. Мы взяли их без опыта работы. Зарплаты у нас высокие, но здесь реально надо работать, так как это молочно-товарные комплексы, новые технологии, большое количество скота», – поясняет Марина Буряк.
По ее словам, «у молодежи сейчас такое мнение, что можно прийти, как на заводе, отработать до 17.00, два часа обед, еще сходить покурить, поболтать по телефону. Нет, здесь – животные, это сельское хозяйство, здесь все по-другому. У нас есть испытательный срок, если претенденту не нравится у нас работать, если он не справляется с нашим объемом работ, то он просто уходит.
В вузах учат по книжкам, которые выпускали лет 10–20 лет назад. Сейчас же пришли новые технологии, например, используется программа АРМ «Селекс» для зоотехников и ветврачей. Бывшие студенты о таких и подобных программах слышали, но не умеют с ними работать, поэтому мы их обучаем сами».
В 2008 году председатель совета директоров ЗАО «Великолукский молочный комбинат», тогда еще председатель комитета Псковского областного собрания по развитию АПК Дмитрий Матвеев в докладе о стратегических направлениях развития АПК в регионе до 2020 года, говорил, что низкая производительность труда – существенная проблема сельского хозяйства Псковской области. А для эффективного развития нужно делать упор на крупные предприятия; плюс стимулирование малых форм хозяйствования и сохранение и развитие кадрового потенциала. Первое предложение было удачно реализовано в регионе, создан ряд крупных сельскохозяйственных предприятий. Они предлагают высокие зарплаты специалистам, но и предъявляют к ним более высокие требования. В отличие от хозяйств малых форм.
Но дадим слово статистике. По информации из Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области в заявке о потребности сельхозпредприятий области в специалистах сельскохозяйственного профиля на 2012 год значились 20 вакансий для специалистов зоотехнического профиля с зарплатами от 8000 до 19 000 рублей, 17 вакансий для агрономов с зарплатами от 6000 до 15 000 рублей, 23 вакансии для ветврачей с зарплатами от 6000 до 18 000 рублей, 18 вакансий инженерных специальностей с зарплатами от 8000 до 24 000 рублей, а также для одного бухгалтера и двух экономистов с зарплатами от 8000–9000 рублей. Следует предположить, что банкир в сельское хозяйство тоже нужен. Один на область.
Приглашают на работу ФГУП учхоз «Удрайское», ООО «Юг», ЗАО «Великолукское», ООО ПФ «Борки» Великолукского района, ОАО «Усть-Долысское» Невельского района, СПК «Исса» и СПК «Заречье» Опочецкого района, СПК им. Кирова Дедовичского района, СПК «Дубровно», СХПК «Свобода», СПК «Порховский», МП «Совхоз Шелонский», ООО «Павское» Порховского района, СПК – колхоз «Маевский», СПК – колхоз «Красное знамя», СПК колхоз им. Чапаева Новосокольнического района, ООО «Рубеж-Агро» Палкинского района, СХПК «Звезда» и СПК «Авангард» Струго-Красненского района, ООО «Птицефабрика «Псковская» Псковского района.
Предприятия предлагают молодым специалистам еще и жилье. Как благоустроенные дома и квартиры, так и арендованные и неблагоустроенные помещения. Но на 50 тысяч «подъемных» отремонтировать такие помещения удастся не больше, чем на 6 тысяч рублей зарплаты в месяц на селе создать и прокормить семью. Как уверенно говорит Г.В. Квашина, на сельхозпредприятия, где никаких условий нет, наши выпускники, конечно, не пойдут – они знают, что получили образование не для этого.
В итоге получается, что не сходятся представления о будущем у выпускников и работодателей. И тем, и другим не хватает уверенности в завтрашнем дне, реальной стабильности в государстве и простого взаимопонимания.
На этом обсуждение заданной губернатором темы не заканчивается. Наоборот, чтобы ответить на столь существенный вопрос, нужен системный анализ состояния сельского хозяйства региона и общественное обсуждение проблемы.
Татьяна КРАСНОВСКАЯ,
специально для «Нового дня»