Объявления
Интервью
Фотогалерея
Улица Мелиораторов: заблудились в коридорах власти
21 марта у нашего города был серьезный повод отметить юбилей. Но городские власти, известные огромной любовью ко всяким датам, эту просто «не заметили». Не стану интриговать. Речь идет о 20-летии присоединения к городу улицы Мелиораторов. Именно в этот день в 1994-м году занимавший тогда пост губернатора области Владислав Туманов подписал распоряжение № 162 «Об утверждении городской черты города Великие Луки». Тем росчерком пера он заметно расширил границы города. И благодаря этому жесту достаточно большое количество людей превратилось из сельских жителей Великолукского района в полноценных и полноправных горожан.
Зря беспокоились
Пышного праздника, как по поводу присоединения Крыма, тогда не было. Но надо понимать, подводы для ликования и в пригородной зоне, и в доме с колоннами на проспекте Ленина, где в ту пору размещался мэр со своей командой, были веские.
Простые люди из сельской местности, понятно, тешили себя скромными надеждами на обретение полноценных благ цивилизации, которые в пригородном поселке были, мягко говоря, не на высоте. Местная угольная котельная слабо согревала в студеную пору, да и услуги ее здорово «кусались». Отопление было намного дороже, чем в городе. Немало было претензий и к качеству воды. Беспокоили начавшиеся перебои с подвозом сжиженного газа. На ладан дышали инженерные сети, на ремонт которых у районных властей не хватало денег из-за скудости бюджета. Дома, наспех переданные мелиораторами району, требовали ремонта, которого было не допроситься. А тут забрезжила надежда – город-то побогаче района будет...
Если говорить о городских чиновниках, то у них поводов для радости было не столь много. В тот момент они восполняли реестр катастрофически убывающих в Луках душ: население города к тому времени неуклонно приближалось к роковой черте – к ста тысячам. И власти с этой бедой ничего не могли поделать.
Почему, спросите, бедой? Все просто. Дальнейшее сокращение численности горожан грозило переводом Великих Лук в разряд городов «меньше 100 тысяч», что по существовавшим в то время правилам грозило сокращением бюджета, а значит, и зарплат чиновников, как и их числа. Словом, невеселые настроения царили в их умах. А тут разом добрая тысяча человек добавляется!
Правда, в конечном счете, и это не помогло. Греющее душу определение – город стотысячник – уплывало. И уплыло, не исключено, что надолго, если не навсегда. Но со статусными вещами дело как-то по-тихому устаканилось. Чиновники не были обижены. Что не удивительно. Такие же, как наши, люди сидят и наверху. Тот же Псков скатился ниже двухсот тысяч. И ничего. Закрыли на это глаза, ведь по всей Руси великой численность народонаселения в ту пору обвально сокращалась. Без последствий обошелся провал и для великолукских чиновников – оклады им тогда не урезали. Да и на численности управленцев это не сказалось. Она только росла, хотя управляемых в городе становилось меньше. Как видим, закон Паркинсона, гласящий о неизбежном приращении чиновного люда, действует четко и последовательно.
Вот и выходит, что зря армия городских чиновников тогда беспокоилась по поводу сокращения численности жителей. С тех пор они уже не раз пожалели о том, что двадцать лет тому назад опрометчиво пошли на присоединение новых территорий, получив при этом вместо выгод дополнительную головную боль.
Гладко было на бумаге
Будь вся улица Мелиораторов застроена частными деревенскими домишками, и проблем у чиновников не было бы. Жители, привыкшие к самостоятельности, не донимали бы их своими заботами. Но на беду на ней помимо индивидуальных домовладений стояло еще и восемь многоквартирных жилых домов, которые в 1991 году администрация Великолукского района приняла на свой баланс от ликвидированной ПМК-2. Обитатели этих домов, построенных полсотни лет назад и ни разу за это время не ремонтировавшихся, не дают покоя власть предержащим. С первых же дней после смены прописки они начали требовать: и то им подай, и это им вынь да положь. Просто неймется людям – завалили своими жалобами всех, вплоть до Президента России.
А ведь, действительно, за двадцать лет завалили (в надежде, что хоть где-то услышат) своими челобитными все органы власти сверху донизу, не пропуская ни одну инстанцию. Чем недовольны люди? Да тем, что губернатор, передав городу землю с людьми, забыл сделать самую малость – передать администрации города и дома, в которых они проживали. И оказались они, как в поговорке: ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Из района как бы уже ушли, а до города так и не добрались. Никому не нужный народ оказался между небом и землей, где и болтается в подвешенном состоянии до сих пор.
Нет, бывают моменты, когда о людях вспоминают. В распухшей огромной папке с перепиской можно обнаружить свидетельства того, что иногда власть имущие сбегаются к ним толпой. Во время выборов они внимательно выслушивают их просьбы, обещают горы свернуть, чтобы создать условия для нормальной жизни. Агитаторы украшают их разваливающиеся дома, как новогодние елки, плакатами и призывами прийти к избирательным урнам.
В копиях множества бумаг, направленных за эти годы губернаторам, от Туманова до Турчака, одно и то же. Наиболее резко высказался В.П. Яковлев. Вот его оценка ситуации в обращении к губернатору области Михаилу Кузнецову, направленном в 2006 году:
«Мы неоднократно обращались к руководству города Великие Луки и Великолукского района. От указанных руководителей мы получаем только отписки. Их даже неудобно комментировать. Нас считают практически скотами, и помощи от этих чиновников никакой… Мы за Вас голосовали и надеемся только на Вас, Михаил Варфоломеевич».
В тот момент людей больше всего волновало снабжение газом. С начала 90-х годов 148 семей, а это около пятисот жителей, остались без сжиженного газа. И люди вынуждены были пользоваться баллонным газом, что категорически запрещено правилами пожарной безопасности. К тому времени уже произошло несколько возгораний в квартирах. В направленных губернатору документах сообщалось и о других бедах, которые выпали на долю жителей улицы Мелиораторов.
Думаете, проняли Кузнецова эти пронзительные слова? Да ничуть. Так же, как и его предшественников, Владислава Туманова и Евгения Михайлова, которым писали о том же. Великолучане после этого получили ответы от чиновников городского и районного уровня, которые постарались «успокоить» их очередной порцией обещаний. Директор «Водоканала» сообщил об имеющихся технических возможностях дать нормальную воду хоть сейчас. Глава района Владимир Басов наплел сказочки о планируемом переводе котельной в 2009 году на природный газ и газификации жилых домов, намеченной на 2008 год. Правда, после этих слов следовала многозначительная оговорка – «при наличии финансирования», дополненная твердым обещанием администрации района «взять на контроль».
Сегодня можно только посочувствовать преемникам Басова, получившим от него такое наследство – контроль над выполнением его обещаний. Сколько же моральных мук испытал принявший от него эстафету Игорь Калашников. Сейчас эту лямку вынужден тянуть Сергей Петров, которому достались многолетние, все более усугубляющиеся проблемы, испортившие людей и сделавшие из них профессиональных жалобщиков.
Иван кивает на Петра…
Впрочем, не ищите в последних словах даже ноток сочувствия чиновникам. Ведь именно они породили клубок проблем, из которых сами не могут выпутаться.
Спору нет, бывший губернатор Владислав Туманов, который в далекие 90-е годы сказал «А», забыв сказать «Б», заслужил резкие оценки своих земляков, произносимые ежедневно на улице Мелиораторов. И пусть ему икается при этом. Поделом! Стоит вспомнить и других творцов проблем.
Десять с небольшим лет спустя заместитель мэра города Виктор Конеев, отвечая на очередное коллективное обращение граждан, написал, что он не видит «оснований для повторного рассмотрения вопроса по разграничению объектов по видам собственности». Слог – бюрократический, не вдруг поймешь смысл. Этак он дал понять, что администрация города пальцем не шевельнет, чтобы изменить ненормальное положение. И не пошевелила. А в администрации области, куда обратились разгневанные люди, только руками развели: «…город не готов к повторному рассмотрению вопроса».
Правда, «на самый верх» – в администрацию президента, куда дошли «мелиораторы», ушло успокоительное письмо, в котором содержалось помимо ссылок на сложность вопроса (дома даже не имеют технических паспортов) бодрое заверение о том, что «между администрациями Великолукского района и города Великие Луки имеется полное взаимопонимание в отношении передачи жилого фонда». Эта фраза все эти годы так и кочует из одного ответа в другой. А дело ни с места! Создается впечатление, что «полное взаимопонимание» в том и заключается, что обе стороны были нацелены на проволочки и изобретение причин для того, чтобы синхронно ничего не делать для решения острейшей проблемы.
Каковы, спросите, последствия? В 2012 году район получает деньги на проведение капитального ремонта жилья, в котором остро нуждаются и все без исключения дома на Мелиораторов. Думаете, хоть один попал в программу? Глава района прямо ответил людям и депутату Госдумы: вы живете в городе, а потому – не ждите. Начальник УЖКХ города сказал еще более категорично: направив средства на ремонт ваших домов, не стоящих у нас на балансе, мы нарушили бы бюджетный кодекс, а мы блюдем закон.
Примерно так же шла переписка и про поводу газификации улицы. Иван кивал на Петра. Формально подходя, каждый вроде бы прав. Все по закону. Но почему-то никто не хочет признать, что грубейшим нарушением закона является сам факт, что целая улица до сих пор продолжает оставаться на балансе муниципального образования «Великолукский район».
Статья 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» гласит: «орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан принять его на основании правового акта субъекта РФ в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в законную силу».
Все четко и определенно. Тем не менее заместитель главы администрации города Евгений Шумайлов считает для себя возможным вынести свой вердикт на это требование, в корне отличающийся от духа и буквы закона. По его мнению, «прием жилищного фонда… повлечет увеличение дополнительных обязательств и расходной части городского бюджета, исполняемого со значительным дефицитом, рост которого нецелесообразен». А посему – гуляйте, «мелиораторы»!..
Вот и гуляют они, неприкаянные, по коридорам власти двадцать лет. Устали. И сейчас из просящих милостыню людей, разносящих челобитные по кабинетам, превратились в требующих правосудия над чиновниками, позволяющими себе преступное бездействие. Жизнь в развалюхах повернула их сознание. Что, в принципе, и не удивительно. Удивляться можно их долготерпению.
Александр ЛЕВИЦКИЙ