Главная Политика и экономика Предпринимателей поманили субсидией

Предпринимателей поманили субсидией

10.10.2012

Великолукских предпринимателей подразнили. Депутаты Великолукской городской думы намедни утвердили «Порядок предоставления субсидий на финансирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) из бюджета муниципального образования «Город Великие Луки». Это сделано в порядке реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Великие Луки на 2012–2014 годы».

Документ с заманчивым названием сулит компенсацию вложений в производство в размере до 500 тысяч рублей в виде целевой субсидии. Но не всем, а только тем, кто в фаворе у власти. При детальном изучении «Порядка» стало видно, что он заточен под конкретные предприятия и может быть интересен антимонопольной службе.

По смыслу локального нормативно-правового акта, субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства для возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования для создания, развития или модернизации производства товаров (работ, услуг), короче, чтобы поддержать развитие местного бизнеса. Стать претендентом на субсидию (она выделяется на конкурсной основе) могут субъекты, отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям.

Читаем закон. Там написано, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся предприятия, средняя численность работников в которых за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения: от 101 до 250 человек включительно – для средних предприятий; до 100 человек включительно – для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек. Есть и другие условия по отнесению к субъектам малого и среднего бизнеса, но в нашем случае важно только это.

А по условиям местного «Порядка» субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, имеющим статус юридического лица, со среднесписочной численностью работников 50 и более человек, осуществляющим деятельность в следующих приоритетных сферах: транспорт и логистика; электротехника, производства машин и оборудования, строительство, легкая промышленность, индустрия строительных материалов, переработка торфа и другие виды обрабатывающих производств; туристский комплекс.

По местному «Порядку» микропредприятия участвовать в программе даже теоретически не могут. Даже если это очень высокопродуктивные, современные предприятия. Числом сотрудников не вышли! Зато могут средние, численность работающих на которых почему-то ниже установленной федеральным законом в количестве от 101 до 250 человек. Великих Луках – это почему-то 50 человек.

Второй фактор, сужающий возможный список претендентов на бюджетную поддержку, это приоритетные виды деятельности. Есть серьезные сомнения, что в городе существует хотя бы одна турфирма, имеющая штат более 50 человек. Поэтому «туристы» – лузеры, они выбывают из гонки за субсидией. Многие частные перевозчики, которые могли бы претендовать на субсидию по другим параметрам своей деятельности, кроме численности сотрудников, урезанной администраций города, по той же причине покидают список (в городе, по данным Росстата за 2010 год, всего находится 84 пассажирских автобуса, включая микроавтобусы). У остальных шансов больше.

Не менее интересны критерии отбора достойных получить субсидию. Во-первых, претенденты должны быть чисты перед налоговой инспекцией и своими работниками – любые долги исключены (по зарплате, налогам и пр.). Во-вторых, претенденты должны обосновать необходимость выделения субсидии именно им.

Рассмотрение заявок осуществляет комиссия по предоставлению субсидий, она же определяет победителей конкурсного отбора. Список победителей формируется с учетом следующих факторов в порядке их перечисления:

1) балльная оценка конкурсных заявок;

2) последовательность регистрации конкурсных заявок;

3) наличие бюджетных ассигнований для предоставления субсидий в бюджете города.

Если по окончании приема заявок на участие в конкурсном отборе зарегистрирована только одна заявка, соответствующая требованиям, то данная заявка выносится на заседание конкурсной комиссии и, в случае ее одобрения, признается победителем конкурса. В случае наличия субъектов малого и среднего предпринимательства, желающих принять участие в конкурсном отборе после его завершения, при условии наличия в бюджете города лимитов бюджетных средств для предоставления субсидий, может быть объявлен дополнительный конкурсный отбор.

Так предусматривается тихий вход на конкурс через «черный ход». Подумаешь, опоздали...

Итак, критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий на приобретение оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг). Критериев пять.

Здесь начинается самое интересное. Первым пунктом предлагается определить по трехбалльной шкале характеристики деятельности предприятия по созданию, развитию или модернизации производства. Высший балл – троечку – получает ответ о наличии четко сформулированных цели и задач, положительных результатов, плана развития деятельности и всех необходимых ресурсов для его реализации, доказательств устойчивости финансового положения.

А за наличие стратегической цели, описания конечных результатов, расчета стоимости проекта и периода работы по нему, стремления к развитию, но при отсутствии части необходимых ресурсов – поставят только два балла. Хотя, в моем понимании вопроса, предпочтительнее иметь стратегическую цель и знать, как ее достигнуть даже при отсутствии в настоящий момент ресурсов.

Ведение деятельности в условиях неопределенности целей и перспектив, на авось, оценят в один балл.

Второй критерий и оценки по нему – понятны. Значимость приобретаемого оборудования в производственном процессе оценить несложно.

Третий критерий снова интересен. Конкурсная комиссия изучает долю, которую составляет число планируемых к созданию новых рабочих мест в действующей штатной численности работников предприятия. Ответ «более 10%» – принесет три балла, «более 5 до 10%» – 2 балла, «более 0 до 5%» – 1 балл. Скажите, зачем этот критерий вообще введен? Зачем нужно создавать видимость увеличения количества рабочих мест, когда можно улучшить условия труда уже работающим?

Четвертый критерий – просто убийца местной экономики. Высший балл получит заявка, если в ней будет сказано, что предприятие осуществляет поставки продукции за пределы Российской Федерации. Ничего себе – все людям! Второе место будет у ответа на вопрос о рынках сбыта, что предприятие обоснуется на внутреннем рынке страны. А за освоение регионального рынка сбыта предпринимателям поставят «кол».

Пятый критерий – это проверка на наличие мозговой деятельности у заявителя. Претендентов на субсидию просят назвать планируемое целевое использование средств субсидии. Ответы, расставленные по убыванию оценочных баллов, возможны такие: потратить субсидию на модернизацию производства путем приобретения новых (не бывших в употреблении) машин и оборудования, современных технологий, расширения производственных площадей (строительство новых помещений и (или) реконструкцию и капитальный ремонт существующих, подключение к инженерным сетям) – 3 балла, на модернизацию производства путем приобретения машин и оборудования не старше 2002 года выпуска – 2 балла, на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, обучение и подготовку персонала, связанного с процессом создания, развития или модернизации производства, – 1 балл.

Кроме всего названного, есть еще один пункт, исключающий выделение субсидии претенденту. «Запрещающим» пунктом является указание цели получения выплаты – «за счет субсидий возмещать затраты, оплаченные посредством денежных расчетов». Но других расчетов, еще не придумали! Потому что, в конечном счете, оплата идет деньгами – в наличной или безналичной форме. По смыслу, наверное, составители «Порядка» хотели указать на расчеты наличными деньгами, но не указали этого.

Такой несовершенный получился документ, по которому можно отказать почти каждому предприятию, кто пройдет первоначальный отсев, а некоторых, наоборот, осчастливить субсидией вне основного конкурса – в дополнительный период. Поддержка предпринимателей не сильно заметна.

Но этот документ великолукская администрация изобрела не сама. У городского «Порядка» есть старший родственник – «Положение о порядке предоставления субсидий из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства на приобретение оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), в том числе на уплату процентов по кредитам, привлеченным для данных целей», утвержденное постановлением администрации области от 13 сентября 2012 года № 468.

Только в нем и субсидии солиднее – по 2–3 миллиона рублей в зависимости от приоритетного вида деятельности (причем умельцам из «народных художественных промыслов» готовы выдать субсидию больше, чем развивающемуся предприятию), и требования строже. Организации должны быть динамично развивающимися и демонстрирующими не менее 30% прироста выручки за два года, предшествующих текущему.

Законодательные же ограничения для потенциальных участников соревнований за субсидию в областном документе такие же, как и в местном. Но лишь отнесение юридического лица к организациям народных художественных промыслов в соответствии с Федеральным законом от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» даст проходное преимущество в 9 баллов в критериях оценки претендентов. Альтернативы этой «девятке» нет – это абсолютная фора.

Наталья ВЫБОРНОВА, гражданский обозреватель

 

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций