Главная Политика и экономика Почему регионы молчат?

Почему регионы молчат?

06.06.2012

В Москве, на акциях «белоленточников», высказываются мнения, что регионы присоединяются к этим акциям. Но Псковский регион проявлять солидарность не спешит. Почему псковичи не торопятся в столицы, поддержать «белоленточные» акции? Есть ли в Великих Луках оппозиция правящей власти? Такие вопросы в редакции «Нового дня» решили задать великолучанам.

Но сначала надо выяснить: а есть ли в Псковской области политика?

Если присмотреться внимательно – то политики в Псковской области нет. Разве что за исключением единственного события – назначения губернатора региона. Ведь что такое политика? Это постоянная дискуссия противников и оппонентов, борьба, демонстрация сил и средств, возможностей и достигнутых результатов. Ничего этого в Псковской области нет.

Если говорить о роли правящей партии в регионе – то и она незначительна. Сложно не иметь успехов, являясь единственным распорядителем средств и запасов, большая часть из которых была сформирована еще в Союзе. Так что роль «ЕР» – сугубо распорядительная. Ничего нового ни одна из существующих в регионе партий не предлагает, общественной деятельности вне пределов административных возможностей, обеспеченных статусом думской партии, не ведет. Зато партийное членство позволяет самим членам легче находить партнеров по бизнесу, устанавливать деловые контакты и прочее.

Таким образом, политики как таковой в регионе нет, есть развитие какого-либо бизнеса с использованием партийных структур. Не политика работает в регионе, а экономика. И работает экономика у того, кто ею занимается. То есть у хороших хозяйственников, которым абсолютно безразлична конкретная бирочка правящей партии, лишь бы развиваться не мешали. Если же в чем-то еще и помогут – так просто замечательно!

А раз во главе развития региона поставлены экономические законы, а не политические, то и живет область в соответствии с ними. Сложно оценивать деятельность губернатора Андрея Турчака как раз в разрезе экономического развития региона и политической стагнации в нем. С одной стороны, при Турчаке область получает федеральное финансирование по ряду направлений. Это и поддержка крупных сельскохозяйственных производителей, и трудоустройство молодых специалистов, и сокращение смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний, и ремонт дорог. С другой стороны – это колоссальные расходы, большая часть из которых оказывается малоэффективной. И все это на фоне падения уровня образования (как школьного, так и высшего), сокращения общей численности населения, недоступности медицинской помощи…У граждан много поводов для вопросов...

Можно ли исправить сложившуюся ситуацию в регионе? Конечно, можно – говорят эксперты. Нужны только капиталовложения. Тут возникает вопрос к губернатору – может ли он привлечь необходимые инвестиции в область? Ответ очевиден – попытаться может, но для этого одних личных усилий явно не хватит. Столько средств, сколько нужно, правительство не выделит ни за что. И потребуется привлечение средств частных инвесторов, которых не интересует лояльность области к федеральному центру, зато интересуют созданные в регионе условия для инвестиций. А зачастую привлекательные для частных инвесторов условия прямо противоположны требованиям к региону со стороны федеральной власти. И тут уже без политических решений обойтись невозможно.

Понимая это, сложившуюся ситуацию пытаются использовать представители так называемой внесистемной оппозиции, декларируя отстаивание основных, в их понимании, прав и свобод человека, которые должны привести к коренному изменению ситуации в стране. Впрочем, несмотря на пропаганду легитимных выборов, которую ведут участники акций с белыми ленточками в Москве, и свободу человека как таковую, к людям, заявляющим себя организаторами подобных акций, есть много вопросов, да и публичное поведение  организаторов дает множество поводов для размышлений.

Вспомним, что все народные выступления, и не только в Москве, были вызваны уверенностью некоторой части населения в нечестности выборов депутатов Госдумы, которые состоялись 4 декабря. Возмущенные граждане вышли на митинги протеста по всей стране. Вышли люди сытые, которые ни разу не сталкивались с действиями полиции, этакие домашние мальчики и девочки, не готовые получить дубинкой по голове и другим частям тела. Но для российских властей картинка начала складываться не очень благоприятная, особенно на фоне следующих выборов Президента РФ. Переубедить возмущенных граждан было уже невозможно.

Отвлечемся и вернемся на региональный уровень. Отметим, что в 2011 году стремительную политическую карьеру начал пскович Александр Васильев – человек, который сначала активно «боролся с властями» за хорошие дороги в регионе, а потом стал депутатом Госдумы от «Единой России». Такой вот взлет, впрочем, весьма ожидаемый.

Теперь снова возвращаемся на Болотную декабря 2011 года.

Итак, нашлось несколько человек, которые объявили себя организаторами протестных акций в Москве, – Алексей Навальный, Сергей Удальцов, Борис Немцов, к которым периодически присоединялись Алексей Кудрин и Ксения Собчак… Эдуард Лимонов четко обозначил свою политическую позицию и отдалился от этой компании.  Причем с каждой новой уличной акцией становилось все более понятно, что так называемые организаторы никак не претендуют на роль лидеров и предложить возмущенным гражданам, в общем-то, ничего не могут.

Прошло полгода. Митинги и шествия в Москве продолжились. 30 мая в интервью «Газете.ру» Сергей Удальцов высказал свою официальную позицию. На вопрос «цели выходов на улицу?» один из главных организаторов протестных действий заявил:  «Обретение Россией легитимной власти через реальные свободные выборы, реформирование законодательства. Это то, что объединяет левых, правых, коммунистов и националистов. Свободные выборы выгодны для всех, это главное для граждан. Потому что либо свободные выборы, либо диктатура».

А разве последние выборы были не свободными? Другой вопрос в том, что сам предложенный выбор был не велик. Альтернатив как не было, так и нет. Да, законодательство тоже надо менять. Нормы законодательства, которые не выполняются, – либо не нужны, либо нуждаются в изменениях в части механизма их практической реализации. Но ведутся-то разговоры об изменении Конституции РФ – так, под шумок.

Далее, Удальцову приходится предлагать будущую программу действий. Иначе протест в контролируемой форме заглохнет. И он предлагает … «Пакет инициатив по борьбе с коррупцией – ограничение оборота наличных, максимальный переход на безналичный расчет, проверка соотношения доходов-расходов чиновников, усиление уголовной ответственности за коррупционные преступления. Необходима также налоговая реформа, доходы государства нужно распределять более справедливо. В первую очередь это повышение зарплаты бюджетникам – учителям, врачам, ученым. Еще нужен комплекс реформ, направленный на развитие гражданского контроля». Но это же предложения «Единой России», членов правительства образца 2011 года! 

Неужели несистемной оппозиции нечего предложить? Видать, своих идей, действительно, нет. Но в чем тогда оппозиционность, которая предполагает, кроме конфликта с действующими властями, наличие предложений и идей?
Может быть, поэтому регионы не верят в искренность и честность того, что им пытаются показать из Москвы?

Если говорить о народных выступлениях и протестах, которые изменили ход российской истории, то как-то привычно, наверное, на генетическом уровне, взгляд жителей регионов устремляется не в Москву, а в столицу революций  – Санкт-Петербург. А Питер молчит, живет спокойной жизнью. Санкт-Петербург не верит в контролируемый протест. Санкт-Петербург ждет. И регионы ждут.

***

В Великих Луках провели небольшой опрос среди интернет-пользователей. Это самая активная в силу возраста и образования часть населения, те, кому сейчас в среднем 30–35 лет. Срез населения, аналогичный тому, который выходит на площади, митинги, протесты и контрольные прогулки в Москве. Участие в опросе приняли 80 человек. Опрашиваемым было предложено выбрать один из ответов на вопрос «Почему я не еду на Болотную?». 10 человек от ответа воздержались.

Ответы остальных распределились следующим образом: 45,0% ответили, что «на Болотной крикуны и провокаторы», 23,3% ответили, что «не пришел момент поддержать», 13,3% считает, что «Путин делает все правильно», еще 11,7% ответивших считают, что «пусть с ОМОНом другие общаются». 5,7% (4 человека) ответили, что ездили и поедут еще. Предлагаемый ответ «я ездил, больше не хочу» не выбрал ни один из участников опроса.

Вместе с этим высказываются и другие мнения. В частности, такое, что оппозиция Путину есть в любом городе нашей страны. Ведь за президента Путина проголосовало немногим более 50% пришедших на избирательные участки. Отметим, что значительная часть страны вообще самоустранилась от выборов из-за безальтернативности таковых. Но у так называемых противников Путина (почему-то протест упирается именно в личность президента) нет предложений, как изменить существующее положение в стране. Нет, и все. Говорить о том, что СМИ – «все под цензурой», как это делает Сергей Удальцов, сейчас немного странно, потому что это не так. Свобода слова есть как в официальных средствах массовой информации, так и вне признанных государством светочей слова. Но почему-то этой свободой так называемая оппозиция не пользуется.

Отмечают жители Великих Лук и то, что «местное население не верит, что можно изменить существующий строй». Наличие такого стабильного мнения – признак тревожный. Потому что люди сами не стремятся к позитивным изменениям, не готовы принять на себя ответственность за собственное будущее. А тут еще и Удальцов настаивает, что не нужны народу лидеры, люди сами должны решать, как им жить дальше.

Получается полная информационная дезориентация для большинства населения. С одной стороны, видны попытки радикализировать и накалить протест на улицах Москвы, с другой стороны, регионы молчат пока, требований к власти не предъявляют и ведут себя крайне неактивно, как будто бы со всем согласны. Но так думать тоже нельзя. Потому что негативные изменения, произошедшие в стране в последние лет 20, видны невооруженным взглядом. Хорошее же видится с трудом, хотя оно тоже есть.

А на улицы Москвы тем временем выходят простые граждане, которые хотят лишь одного – жить в процветающей стране и вернуть себе право на судебную защиту, в том числе и от государства, если оно не право. И этим людям нужен диалог с властью. Причем власти в сложившейся ситуации – диалог нужен больше.

Оценочные суждения записала Татьяна КРАСНОВСКАЯ,
специально для «Нового дня»

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций