Главная Политика и экономика Парадоксы компании СЛАКТИС

Парадоксы компании СЛАКТИС

03.09.2014
Парадоксы компании СЛАКТИС

В ноябре будет 5 лет, как в Псковской области успешно работает проект ООО «Слактис». Напомним читателям, что речь идет о четырех мегафермах, построенных в Великолукском, Новосокольническом, Куньинском и Бежаницком районах. На эти фермы было завезено из Австралии около 5000 телок известной высокими надоями голштино-фризской породы, в связи с чем в свое время было высказано немало сомнений и неутешительных прогнозов. Что происходит на предприятии сейчас? Рассказать об этом мы попросили генерального директора ООО «Слактис» Дмитрия МАТВЕЕВА.

– Дмитрий Викторович, как Вы оцениваете сделанное?

– Начать, наверное, надо с того, что, несмотря на фатальные прогнозы и даже истерию в прессе, предприятие работает и развивается, австралийские коровы живы и здоровы и дают молока больше всех в Псковской области. Мы получаем сегодня объем молока, превышающий даже то, что сами себе намечали в бизнес-плане.

ООО «Слактис» производит на своих 4 мегафермах 110 тонн молока ежедневно. Мы производим сегодня более 40% молока Псковской области. Подчеркну: 110 тонн молока в сутки производится на тех самых мегафермах, о которых писали, что проект провалился, коровы подохли и прочую чепуху.

Конечно, не все получилось так, как мы хотели. Не получилось уложиться точно в сроки, которые мы планировали. Не прост оказался кадровый вопрос. Через мегафермы прошло немало людей, прежде чем коллектив стабилизировался. Но нам удалось создать боеспособную команду, специалистов собирали по всей стране. Чтобы не быть голословным, предлагаю посмотреть статистику производства молока в нашем регионе.

Производство молока во всех категориях хозяйств Псковской области составило в 2009 году - 227,6 тыс. тонн, в 2010 году - 227,7 тыс. тонн, в 2011 году - 220,9 тыс. тонн, в 2012 году - 223 тыс. тонн. В том числе в личных подсобных и фермерских хозяйствах в 2009 году - 84,8 тыс. тонн, в 2010 году - 76,4 тыс. тонн, в 2011 году --  67,5 тыс. тонн, в 2012 году - 64,8 тыс. тонн.

Все сельхозпредприятия Псковской области дали в 2009 году - 142,8 тыс. тонн, в 2010 году - 151,3 тыс. тонн, в 2011 году - 153,4 тыс. тонн, в 2012 году - 158,2 тыс. тонн.

В том числе: хозяйства агрохолдинга ВМК в 2009 году - 16,8 тыс. тонн, в 2010 году - 15,8 тыс. тонн, в 2011 году - 16,2 тыс. тонн, в 2012 году - 17,9 тыс. тонн. Мегафермы ООО «Слактис» в 2009 году - 0,3 тыс. тонн, в 2010 году  19,6 тыс. тонн, в 2011 году - 24,2 тыс. тонн, в 2012 году - 31,4 тыс. тонн. Остальные сельхозпредприятия области произвели в 2009 году - 125,7 тыс. тонн, в 2010 году -  115,9 тыс. тонн, в 2011 году -  113 тыс. тонн, в 2012 году - 108,9 тыс. тонн.

Из этих цифр видно, что в то время как «Слактис» наращивал производство молока, остальные сельхозпредприятия Псковской области, а также фермеры и личные подсобные хозяйства его снижали. И только за счет нашего опережающего роста показатели в целом по области выглядят более-менее прилично.

Если убрать из статистики «Слактис», станет очевидно, что последние 5 лет в области шло динамичное падение производства молока. Молоко, произведенное «Слактисом», замещало и маскировало это падение. Две эти кривые – нашего роста и общеобластного падения – пересеклись в 2013 году. «Слактис», достигнув расчетного уровня надоев, стабилизировался, остановился в росте – и областной показатель производства молока сразу упал – всего 197,4 тыс. тонн за 2013 год (в 2012-м было 223 тыс. тонн). Вот что такое «Слактис» для Псковской области.

– Вы сказали, что коровы из Австралии живы и здоровы. Расскажите о них поподробнее.

– Поголовье, которое находится сегодня на мегафермах, в значительной части – уже второе поколение, ведь прошло столько лет. Мы постоянно работаем со стадом, обновляем, выбраковываем. Есть показатели, по которым мы выбраковываем животных. Например, если корова производит молока менее 18 литров в сутки. Заменяем новыми телочками, родившимися уже на Псковщине.

Производительность коров в «Слактисе» значительно превышает средний областной показатель. Годовой надой на фуражную корову – более 8000 литров. В среднем по области, опять же если убрать показатели «Слактиса», годовой надой на корову не дотягивает и до 4000 литров.

В 2013 году, как я уже сказал, рост производства молока в «Слактисе» остановился, потому что корова не может давать больше, чем заложено в ее породе. А новых ферм не появилось.

Все молоко с мегаферм идет на Великолукский молочный комбинат. Плюс мы производим в остальных хозяйствах, входящих в агроходинг ВМК (бывших колхозах) 50–60 тонн молока. Все эти хозяйства тоже живы, даже ЗАО «Великолукское». По инициативе компании, которая принадлежит Н.Н. Козловскому, ЗАО «Великолукское» сегодня находится в состоянии банкротства. Прошло более 40 судов. Суды мы все выиграли, то есть наши действия были законными. Но Козловский не успокоился до сих пор и старается обанкротить ЗАО «Великолукское». По принципу «ни себе, ни людям». Конечно, ситуация там нездоровая.

Во всех остальных хозяйствах – в «Красной поляне», «Ленинском пути», «Назимово», «Смене» и других – дела идут нормально.

– За счет чего достигается успех?

– Высоких показателей мы достигли за счет того, что сами работаем с кормовой базой, выращиваем корма, а также за счет командной работы. В том числе и с нашими зарубежными партнерами. Общаемся с ними не реже чем раз в месяц. У нас есть консультанты по доению, по кормлению, по выращиванию кормовых культур, по комфорту животных. Общение происходит как очно, так и дистанционно. Все топ-менеджеры «Слактиса» говорят на английском.

– Вернемся к нашим коровам. Значит, за счет молодняка Вы обновляете стадо. Но ведь молодняка каждый год рождается много, и не только телки, но и бычки. Что с ними происходит?

– Излишки телочек отдаем в свои хозяйства, входящие в агрохолдинг (бывшие колхозы). Мы постоянно работаем над улучшением генетики стада. Отдавать породистых телок на мясо – это преступление. Бычков продаем на откорм, причем на наших бычков – очередь. К сожалению, в Псковской области мясное животноводство (откорм крупного рогатого скота) не развито. Покупают хозяйства Ленобласти, Ставрополья, Краснодарского края, где есть откормочные хозяйства.

Посмотрите, что происходит у нас. Построили свинокомплекс – само по себе это очень хорошо, но теперь администрация области уговаривает сельских жителей, чтобы избавлялись от свиней в своих личных подсобных хозяйствах. Разве это нормально? А чем обеспечить занятость населения?

Молочное и мясное животноводство (КРС) – это два направления, которые могут обеспечить эту занятость и дать толчок развитию сельского хозяйства всей области.

В нашем регионе земли мелкоконтурные и холмистые, много осадков. Это очень хорошо для выпаса крупного рогатого скота. Если бы людей стимулировали, чтобы они покупали бычков ранней весной и откармливали их на подножном корме, через 6 месяцев они уже могли бы сдавать их на убой – телятиной. Я предлагал: давайте разработаем такую программу, простимулируем это, поможем людям. Однако со стороны администрации никакого интереса не встретил.

Люди могут держать на своих подворьях по 5–10–20 дойных коров. Но в области нет никакой программы в отношении этого. Прочитав это, мне, конечно, возразят, мол, программа есть. Врут. Программа должна быть долгосрочная, а у нас каждый год меняются правила игры. Сегодня мы поддерживаем фермеров, завтра не поддерживаем. В том году мы давали деньги на мелиорацию, в этом году не даем.

– Почему мелиорация так важна?

– В нашем регионе высокий уровень залегания почвенных вод. Наши земли с повышенной кислотностью. Поэтому они нуждаются в мелиорации – в отводе лишней воды. Тогда мы будем получать больше урожая, работать более эффективно. Но в области вообще нет программы по мелиорации. Почему ее отменили, никто не понимает. И все об этом молчат.

Федеральная программа есть, но она требует софинансирования из областного бюджета, а без областной программы его не может быть. Бюджет области растет, а средства, выделяемые на подержку сельского хозяйства, не увеличиваются. В абсолютном значении поддержка молочного животноводства как была 100 млн рублей в год, так и остается.

Заниматься развитием сельского хозяйства тяжело. Это не то что построить торговый центр и приехать перерезать ленточку. Это фермы, это люди, которые живут на селе, это дороги, школы, инфраструктура и все остальное. Этим нужно заниматься постоянно. Но в области нет даже профильного заместителя губернатора. Сергей Перников отвечает и за социалку, и за строительство, и за дороги, и среди прочего за сельское хозяйство.

Я считаю, что это неправильно. Области нужна долгосрочная программа развития сельского хозяйства. Нужно определиться по отраслям, которые мы будем поддерживать и развивать. И эта поддержка не должна быть разовой, краткосрочной, от случая к случаю.

– Пару лет назад некоторые местные СМИ писали о том, что мегафермы «залили всю округу навозом». Как решаются проблемы навозоудаления?

– Да, действительно, в 2012 году после этих публикаций у нас прошло около 40 прокурорских проверок... Что касается навоза, то он производится на любой ферме, у любого сельского производителя. Возле каждой старой фермы в течение года копится куча навоза – просто так, на земле. При этом большинство старых ферм стоят на берегах рек и озер. И навоз от них неизбежно попадает в водоемы. Кстати, в Куньинском районе, где нашу ферму критиковали, вообще нет очистных сооружений в системе ЖКХ. Когда про нас стали писать, я многие факты для себя открыл...

На мегафермах ООО «Слактис» навоз из комплексов с помощью транспортеров и насосов собирается в лагуны – большие чаши, специально обустроенные. Осенью с помощью шланговой системы мы вносим навоз на поля, где выращиваем кормовые культуры. Разматываем шланги на расстояние до 6 км. Навоз – это ведь органическое удобрение. У нас навоз жидкий, потому что на мегаферме он смывается. А на старых фермах от твердый, и возникают проблемы с внесением его в почву. Приходится приобретать дополнительную технику для этого.

Могу сказать, что на сегодняшний день навоза на полях нам не хватает. Ведь земли в Псковской области бедны по составу – нечерноземье.

– То есть вопрос о переработке навоза вообще не стоит?

– Что касается глубокой переработки навоза, то в планах это есть. Пока только в планах. Переработка не отменяет ту систему использования, о которой я вам рассказал. Просто из навоза предварительно забирают газ, который используют для производства электроэнергии. Это дорогостоящая технология. В Евросоюзе ее внедрение субсидируется государством, потому что они субсидируют развитие альтернативных источников энергии. На самом деле это гораздо более затратный механизм производства электроэнергии, нежели традиционные электростанции. Государство субсидирует его для того, чтобы обеспечить занятость людей на селе. А не потому, что есть лишний навоз. И эту электроэнергию у фермеров покупают по более высокой цене.

– Вы упомянули, что кадровый вопрос на предприятии решался непросто, специалистов искали по всей стране. Нашли?

– На фермах работают как местные люди, так и приезжие. Например, есть приезжие с Украины. Как социально ответственный бизнес, мы и сегодня ведем работу с центром занятости, чтобы принять еще людей из вынужденных переселенцев.

Сложилось так, что менеджеры, управляющие на фермах – в основном приезжие, а рабочие в большинстве своем – местные. Парадоксально, что на фермах «Малахи», «Боталово», «Недомерки» более 50% работников – это городские жители, великолучане. Хотя чему удивляться, если заработная плата там от 25 до 40 тысяч в зависимости от того, на какой позиции ты работаешь и как работаешь. У техников по доению мотивация – от произведенной тонны молока. Все честно.

Я думал над этим парадоксом. Объясняю его так: люди, которые давно живут на селе, привыкли работать определенным образом. А у нас ферма должна работать круглые сутки. На мегафермах три доения. Мы три раза в сутки доим, три раза моем оборудование. В деревнях люди оказались не готовы к такому режиму труда.

– Получается, работа на мегаферме, как на заводе, – в 3 смены?

– Примерно так. Техники по доению работают 2 дня в первую смену, 2 дня во вторую, 2 дня в третью смену. Потом 2 дня отдыхают. Горожан возим к месту работы служебным транспортом. А также стимулируем, чтобы они покупали себе автотранспорт, даем внутренние займы.

– Зная Вас не первый год, могу предположить, что есть у Вас и далеко идущие планы. Это так?

– Конечно, есть планы по строительству новых комплексов. Скорее всего они будут не в Псковской области. Нас хотят видеть в Тверской, Новгородской, Смоленской областях. Представители из этих регионов приезжали и предлагали все условия, чтобы «Слактис» туда пришел.

Точнее пока сказать не могу. Не хочу анонсировать, вспоминая, как это было в 2007 году. Проект ООО «Слактис» реализовался не благодаря, а вопреки. Мы столкнулись с таким жестким противодействием внутри региона, какого не ожидали. Были организованы письма президенту, премьеру, проверки прокуратуры. Особенно старались СМИ, подконтрольные администрации Великих Лук. Писали, что деньги украдены, коровы сдохли и прочую чушь. Почему теперь не пишут? Может, стыдно? Фермы-то построены и работают.

Проект реализовался благодаря поддержке федерального центра. Без программы по субсидированию ставок по кредиту (в рамках нацпроекта поддержки АПК) мы бы и не начинали. Администрация области когда-то нас поддерживала, когда-то нет.

Как бы то ни было, агрохолдинг Великолукского молочного комбината живет и процветает. Мегафермы дают молоко высокого качества. Мы запустили новый завод по производству сыра, провели полную модернизацию молочного производства, наши производственные показатели – более чем достойные. Конечно, проблемы у нас тоже есть, как и в любой компании. Мы их решаем. Работаем, развиваемся, разрушаем стереотипы. Советую вам побывать на ферме, увидеть своими глазами и рассказать читателям.

– Обязательно сделаем это!

Беседовала Татьяна ДАВЫДЕНКО

Комментарии (4)

20.04.2015 в 08:21 Гость написал:

Работал я на мегафермах в "Слактис", ветврачем. Надеюсь, что условия действительно изменились и кадры стабилизировались. При мне текучка - хотя я и проработал только 1 месяц - до меня поменялось много и после меня, как я узнавал, люди уходили. Работать приходилось по 6 дней в неделю, 12 часов только на рабочем месте, плюс 1 час примерно на дорогу в оба конца. Минус 8 часов на сон, вот и остается на жизнь 3 часа в сутки - надо еще поесть приготовить, помыться, дома прибраться. Крепостное право это по-современному.

20.04.2015 в 08:24 Гость написал:

улыбка) Посмотреть только вакансии ООО "Слактис", так похоже ничего и не изменилось - куча людей туда требуется на работу.

14.04.2016 в 11:09 Гость написал:

Эта жесть работать в слактисе! навоз запах, кто желает похудеть тогда вам сюда)

30.08.2016 в 13:10 Гость написал:

На Маслякова похож. Может ему поле чудес вести.

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций