Главная Политика и экономика Дороги жизни в новой России

Дороги жизни в новой России

26.02.2014

Что происходит в Псковской области? Если коротко – люди теряют мобильность, свободу и возможность перемещения. Вместе с этим населенные пункты покидает и жизнь. Кто мог уехать – уже уехал, а те, кто остался, вынуждены бороться.

Остановить поезд, чтобы выжить

Отсутствие регулярного транспортного сообщения – главная проблема региона. Нет дорог – нет жизни: медицинская помощь, продукты питания, образование (даже школьное) стали недоступными для многих жителей редеющих деревень. Миллиарды рублей, затраченные в последние пять-шесть лет на ремонт автотрасс федерального и регионального значения, почти не улучшили жизнь сельчан, проживающих там, где названные трассы не проходят.

Третий год в регионе продолжается сокращение количества железнодорожных маршрутов пригородного сообщения (а следовательно, и перевозок). Люди доведены до отчаянья.

До д. Должицы Дновского района (которую в прошлом веке первыми заселили именно железнодорожники) на автомобиле не доехать: дорога идет только до д. Лукомно, а оттуда – 5 км пешком через лес. Представьте: зима, темно, снег, никого рядом (лишь ощущается присутствие волков где-то поблизости), а надо выбираться из деревни. Быстро не выберешься. А из Лукомно в Дно – на такси за 300 рублей. У сельчан лишних денег нет. Зато можно доехать на поезде – если он будет. Но с 1 января 2014 года из-за неповоротливости (или профессиональной непригодности?) чиновников поезда «Дно – Оредеж» и «Дно – Старая Русса» были отменены.

Псковские чиновники потом оправдывались (стилистика и орфография ответа сохранены – прим. авт.): «Поезд маршрутом Дно – Оредеж и Дно – Старая Русса являлся маршрутом Новгородской области, который частично проходил по территории Псковской области. По информации ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» сокращение указанных маршрутов произошло по причине не включения их со стороны Новгородской области в заказ на транспортное обслуживание с 1 января 2014 года. Территория Псковской области такова, что некоторые пригородные маршруты выходят за пределы области, и в таких случаях администрацией Псковской области ведется работа по взаимодействию с граничащими регионами».

О ситуации в регионе власти знали давно. Жители отрезанных от «большой земли» деревень заявляли о свом положении не раз: писали чиновникам (некоторые из них даже добрались до деревни), депутатам, обращались в СМИ. Но на их обращения реакции не было. Когда стало уже не в мочь – люди остановили поезд.

«Нам нужно было поехать в Дно за продуктами и лекарствами, – рассказывает в интервью районной газете «Дновец» Людмила Матвеева, жительница деревни Должицы. – Мы на тот момент знали, что поезд ходит теперь только рабочий и пассажиров туда брать запрещено. От безысходности мы решили сделать живую баррикаду на путях. Но предварительно сообщили о своем намерении дежурному по вокзалу... Так мы доехали до Дно… Потом был поход за продуктами. Людям пришлось купить сразу несколько буханок хлеба, несколько пачек муки, ведь кто знает, когда снова придется побывать в Дно… Но когда с увесистыми сумками они пришли снова на вокзал, узнали, что в этот вечер отменен и рабочий поезд. А мороз приближался к отметке –20. Слезы, отчаяние… Что делать?». Это было 29 января.

На следующий день в деревню прибыли полисмены и сообщили селянам, что те нарушили законодательство. Селяне, в свою очередь, пояснили, что сделали это без умысла и вследствие жизненной необходимости. «В годы войны дновцы останавливали поезда, дабы навредить противнику. А сейчас, в мирное время, они останавливают поезда, чтобы получить элементарное – доехать до магазина, аптеки. И как-то особенно грустно и даже стыдно за свою страну, которая миллиарды вложила в Олимпиаду, которая предоставила льготы Украине, кому только не помогает в этом мире, а собственный народ в отчаянии от отсутствия самого необходимого», – отмечает автор статьи в «Дновце», главный редактор издания Марина Карпова.

Когда жители Дновского района останавливали рабочий поезд (единственный транспорт до райцентра), чтобы спасти жизнь человеку, они не знали, что губернатор Андрей Турчак за несколько дней до их поступка, а именно 21 января, провел переговоры с начальником Октябрьской железной дороги Виктором Степовым и договорился о сохранении в 2014 году в полном объеме существующей сети железнодорожных маршрутов Псковской области.

Еще через две недели жителей области официально «успокоили»: 12 февраля в Москве в ходе диалога губернатора Андрея Турчака с президентом ОАО «Российские железные дороги» Владимиром Якуниным стороны еще раз подтвердили договоренности о сохранении в 2014 году объемов пригородного железнодорожного сообщения в регионе на уровне прошлого года. Стороны также обсудили ситуацию в городе Дно с отменой поездов и пришли к выводу, что этот вопрос требует «дальнейшей проработки, в том числе при участии Правительства Ленинградской области. Единую позицию по решению этого вопроса планируется выработать до конца марта».

Но обнадеживаться населению рано. Убытки ОАО «РЖД» растут: не все регионы компенсируют осуществляемые пассажирские перевозки. За пригородные перевозки недоплачивает и федеральный бюджет. Работать бесплатно, обеспечивая пригородное сообщение, транспортная отрасль (заведомо дотационная в этой части) не может. По словам Владимира Якунина, с учетом предыдущих лет на 1 января 2014 г. регионы задолжали 30 млрд руб. Кроме того, надо принять во внимание тенденцию: если сейчас общие затраты пригородных пассажирских компаний (ППК) за пользование путями составляют 32 млрд руб. в год, а сами ППК оплачивают лишь 1% от этих расходов, то остальное должно дать государство, но в 2014 г. монополия получит только 24,4 млрд руб. В 2015 году государство возместит лишь 5,9 млрд руб., а в 2016 году компенсации в бюджете не предусмотрено. Делайте выводы.

Стой! Погранзона! Предъяви пропуск!

Есть в Псковской области и места, куда не ходят поезда. Речь о районах, которые граничат с прибалтийскими республиками (читай – Евросоюзом, НАТО, то есть «почти» с Америкой). Их жители также оказались с начала этого года в затруднительном положении, ограничивающем их мобильность, но по другой причине.

Теперь для того, чтобы проехать (или пройти) на территории волостей, расположенных в пятикилометровой пограничной зоне с Прибалтикой, жителям пограничных районов отметки «ПП» в паспорте недостаточно – необходим специальный пропуск. Захотел к соседу в гости – сначала получи бумажку.

Тем же, кто каким-либо образом попал в пограничную зону, но следует через нее транзитом, запрещается делать остановки, осуществлять посадку (высадку) людей, выгрузку грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства. Всем остальным гражданам Российской Федерации и жителям области, следующим в пограничную зону, необходимо оформить индивидуальный или коллективный пропуск.

Идиотизм ужесточения контроля за перемещениями граждан заключается в том, что новые правила действуют даже для экстренных служб. Экстренные службы проводят работы, мероприятия в пограничной зоне в светлое время суток (астрономическое, с восхода до захода солнца) на основании разрешений пограничных органов. Проведение таких работ, мероприятий в темное время суток осуществляется на основании мотивированных предложений граждан и организаций по решению начальника пограничного органа или его подразделения.

Иностранцам и того хуже: чтобы им въехать в погранзону, нужно подать документы для оформления пропуска не менее, чем за 30 дней.

Письмо Путину: отмените модернизацию!

Жители Локни тоже отчаялись. Хоть дороги в самой Локне есть, и даже автобусы ходят в Псков и Великие Луки периодически, медицинскую помощь люди получить не могут. Локнянцы соорганизовались и обсудили итоги модернизации здравоохранения. За последние три года были закрыты детское, хирургическое, родильное, инфекционное отделения районной больницы. Качество предоставляемых медицинских услуг населению, особенно несовершеннолетним детям, беременным женщинам, людям пожилого возраста – низкое. Не удовлетворены люди организацией работы офисов врачей общей практики – сельчане не получают необходимой медпомощи и подавно. Медицинский автобус в п. Бежаницы ходит когда как, что затрудняет его использование гражданами. В итоге 2000 жителей Локнянского района (при населении в 9000 человек) подписали обращение к Президенту России Владимиру Путину о восстановлении районной больницы в том виде, в котором она была до реорганизации.

Но есть один любопытный комментарий. В ходе встречи жителей Локнянского района с представителями власти по вопросу о развале здравоохранения глава района Нина Степанова, как сообщает газета Локнянского района «Восход», «подчеркнула, что прозвучало незаслуженное обвинение в адрес администрации области, что в сложившейся ситуации виноваты мы, жители района, что не проявили вовремя активности, смирились с не совсем правильным решением о реорганизации районной больницы, что администрация области планирует предпринять определенные шаги в решении данной проблемы».

Пока о каких-либо новых шагах властей в решении «данной проблемы» неизвестно. Да и выбора модели поведения у отчаявшихся людей не осталось: либо смириться с положением лишенных и продолжать на что-то надеяться, либо брать ответственность и власть в свои руки. Чтобы выжить.

Наталья ВЫБОРНОВА, гражданский обозреватель

 

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций