Объявления
Интервью
Фотогалерея
Чем будем импорт замещать?
До 2014 года в райцентрах и крупных городах – Пскове и Великих Луках – открывались мясные и молочные лавки, реализующие продукцию местных хозяйств; все больше глав личных подсобных хозяйств выходили на рынки для продажи излишков своей продукции, прошедшей ветеринарно-санитарную экспертизу. Но именно сейчас, когда страна больше всего нуждается в наращивании объемов собственного производства, ситуация изменилась. В чем причина и кто мешает работать крестьянам?
Как-то неожиданно настал этот момент – подведения итогов в сельском хозяйстве Псковской области. За точку отсчета возьмем день, когда первый Президент России Борис Ельцин передал бразды правления Владимиру Путину. С той поры государство активно декларирует политику поддержки отечественных сельхозпроизводителей. Исследуемый промежуток – 15 лет, в конце которого принята стратегия замещения импорта сельскохозяйственной продукции. Федеральная власть заявила, что власть региональная должна создать механизмы импортозамещения, все необходимые полномочия у региональной власти для этого есть.
Зато Крым – наш
На селе безальтернативности этой стратегии поначалу обрадовались не меньше, чем возвращению Крыма в Россию, полагая, что наконец-то государство решило обратить внимание на проблемы фермеров. Но вместо того чтобы начать реальную поддержку сельхозпроизводителей, чиновники на местах занялись созданием видимости бурной деятельности, реально только ухудшающей положение крестьян и фермеров.
По данным региональной администрации, на конец 2013 года на территории Псковской области функционировало 257 сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм, 216 крестьянских хозяйств и свыше 90 тысяч личных подсобных хозяйств.
Крестьянско-фермерские (КФХ) и личные подсобные хозяйства (ЛПХ) региона на начало 2013 года (последние доступные данные) производили около 27% всего молока, 16% мяса и 40% яиц. Экологически чистая продукция востребована у населения. Но к концу 2014 года отмечается тенденция резкого уменьшения в фермерских и подсобных хозяйствах поголовья коров, свиней, овец; фермерские лавки по продаже собственной молочной и мясной продукции закрываются, фермеры уходят с рынков.
Эти явления происходят на фоне тиражируемых средствами массовой информации отчетов губернатора Андрея Турчака о господдержке сельского хозяйства и предоставлении фермерам, в том числе начинающим, грантов на развитие производства в размере около 1,5 млн рублей каждый. Подобные заявления звучат очень громко, хотя речь идет всего лишь о нескольких конкретных хозяйствах. Такая точечная поддержка существенна для получившего ее фермера, но не для экономики региона и частного сектора в целом.
Но эта информация касается мелких игроков. Ситуация с инвестиционными проектами – гордостью региональной власти – иная. Именно они являются флагманами региональной экономики в своем сегменте и ориентирами для ведения сельскохозяйственного бизнеса по-крупному.
Сокращение поголовья в хозяйствах отмечалось и раньше – на протяжении десятков лет. Промежуточные итоги таковы: 2005 год – поголовье коров в хозяйствах всех типов 77 тысяч, 2013 год – 44 тысячи, из которых почти 5 тысяч коров находятся на четырех мегафермах ООО «Слактис», поставляющего молоко на Великолукский молочный комбинат.
Поголовье свиней в 2005 году – 64 тысячи, в конце 2013 года – 343 тысячи, 300 тысяч из которых находятся на площадках Великолукского свинокомплекса, обеспечивающего сырьем Великолукский мясокомбинат и работающего при прямой поддержке государства. Относительно сносные статистические показатели по сельскому производству в Псковской области держатся только за счет этих двух комплексов.
Наверное, сейчас самое время пояснить читателю, что эта статья не о том «как страшно жить на селе». А о том, что кризис отечественного производства усугубляется действиями представителей местной власти, которые, с одной стороны, не выполняют или плохо выполняют возложенные на них функции по работе с населением; с другой стороны, так же плохо информируют федеральные власти о фактическом положении дел во вверенных им в управление сферах деятельности.
Рассмотрим на примере Великолукского района.
Обман – в цифрах
В Великолукском районе проживает 22 тысячи человек. По данным районной администрации, в районе функционируют 6 крестьянско-фермерских хозяйств и 10 000 личных подсобных хозяйств.
Теперь вскроем манипуляцию с цифрами. Представьте, что среднесписочный состав семьи на селе составляет минимум три человека. Следовательно, в Великолукском районе существует примерно 7 тысяч семей, которые никак не могут вести 10 тысяч личных подсобных хозяйств. Многие семьи работают в городе Великие Луки, потому что на селе работы нет, и свободного времени у них не остается. Пожилые пенсионеры живут за счет пенсии и помощи детей и также не занимаются работами в поле, не содержат коров и даже кур.
Получается, что статистика с количеством ЛПХ в районе явно завышена. Так же она завышена и по Псковской области в целом. Предательство интересов Родины начинается со лжи.
Инвестиции и не только изменили сельское хозяйство в регионе
Привлечение инвестиций в сельскохозяйственную отрасль региона, содействие возрождению пусть даже отдельных разорившихся в последнее десятилетие предприятий – безусловный плюс в работе действующей власти. Но важна не только цена, уплаченная за развитие крупного частного бизнеса, но и те события, которые последовали за благими начинаниями.
К текущему положению в сельском хозяйстве область подошла постепенно, но уверенно.
Если в 2001 году два, а то и три раза в неделю в деревню приходила «бочка» за молоком, которое переработчики скупали у населения по 2–2,5 рубля за литр, а продавали в своих фирменных магазинах по 14 рублей за литр, то сейчас это явление полностью исчезло из жизни селян. Сдавать молоко переработчикам невыгодно, перерабатывать самим – невозможно из-за отсутствия стартового капитала. Да и сдавать уже некому. Большинство скупщиков молока сами разорились.
В итоге вместо коров население обзавелось поросятами для откорма. Но после ЧП с проникновением в регион вируса африканской чумы свиней власти настоятельно рекомендовали крестьянам и фермерам избавиться в своих хозяйствах от свиного поголовья в обмен на другой скот – коров, овец, птицу или даже пчел – с компенсацией понесенных расходов за счет федерального и регионального субсидирования.
Некоторые фермеры, загнанные в угол принудительной ликвидацией у них свинопоголовья под предлогом борьбы с АЧС, согласились. Другие согласились с обращением к Президенту РФ Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) в том, что «уничтожение малого свиноводства под благовидным предлогом борьбы с АЧС – это циничное уничтожение конкурента. Монопольное положение крупных свинокомплексов позволит им жестче диктовать условия», – и решили повременить с «аутодафе» в своих хозяйствах.
На этом этапе никто не учитывал, что смена вида сельскохозяйственной деятельности не может проводиться вот так вдруг, потому что для другого вида деятельности нужно специальное образование и техническое перевооружение фермерских хозяйств. Замена оборудования – процесс длительный и дорогостоящий, как и приобретение новых знаний и опыта. Это упущение еще даст свои результаты.
Кстати, вирус АЧС подпортил жизнь не только фермерам, но и компании великолукских свинокомплекса и мясокомбината. По сообщениям СМИ, на четырех площадках свинокомплекса пришлось уничтожить почти 100 тыс. свиней – треть поголовья.
Частных свиноводов добили окончательно
Глав ЛПХ и КФХ, кто не принял предложение властей об отказе от свиноводства, решили устранить с рынка по производству и реализации свинины иным способом. Законным. Согласно утвержденному в начале ноября региональной администрацией «Положению о порядке содержания животных в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах на территории Псковской области» хозяйства, занимающиеся разведением свиней, должны иметь зоосанитарный статус не менее III уровня защиты, присвоенный в установленном законодательством порядке. Третий уровень защиты соответствует третьему компартменту. Требования, которые применяются к хозяйствам с этим статусом, лишь немного ниже, чем требования, предъявляемые по уровню безопасности к Великолукскому мясокомбинату с высшим статусом защиты – четвертым.
Мелким хозяйствам выполнить такие требования не под силу ввиду огромной финансовой затратности их осуществления. Чтобы было понятно: первому компартменту соответствует абсолютно не защищенный в зоосанитарном плане хлев. В хозяйстве с третьим компартментом работники этого хозяйства не могут посещать своих друзей и родственников, если те также содержат свиней у себя; выгул свиней вне животноводческих помещений хозяйств не осуществляется; в радиусе 500 метров отсутствуют хозяйства, относящиеся к компартментам I и II; вход в производственные помещения осуществляется с полной сменой одежды и обуви; используются исключительно корма и кормовые добавки, подвергнутые стерилизующей обработке, термообработке (гранулированию) и т.д. Требования очень серьезные.
Повод для отказа найдется всегда
Появилась у глав КФХ, ЛПХ и небольших сельскохозяйственных организаций и еще одна почетная обязанность – вести постоянный ветеринарный учет всех животных в хозяйстве. Данные о животных должны быть вписаны в ветеринарный паспорт, а сами они – снабжены двумя ушными бирками с индивидуальным кодом. Нововведение появилось в Псковской области только в ноябре 2014 года, но уже создало поводы для отказов в выдаче ветеринарных сопроводительных документов некоторым фермерам.
Кроме того, идентификация животных – это многоразовый способ получения дохода государственными ветеринарными службами региона. Ведь теперь надо будет учитывать каждое животное, вести историю его жизни и смерти. Каждый барашек (хрюнделей скоро совсем не останется), пущенный на новогодние консервы для семьи, также подлежит учету и контрольным осмотрам по возрасту. Да и пуск на консервы без разрешения ветслужбы теперь не возможен. Правда, о штрафных санкциях за неследование этим правилам пока ничего не известно. Но можно предположить, что они будут.
Итоги
Общение с фермерами из других регионов России подтвердило схожесть происходящих процессов. Мелкое сельскохозяйственное производство практически задавлено новыми требованиями к нему и рьяным контролем со стороны властей за исполнением этих требований (подчас не имеющих законного отношения к личным подсобным и фермерским хозяйствам).
Ветеринарные службы не могут объяснить основания для своих действий, так как не обладают достаточным знанием нормативно-правовой базы в области ветеринарных требований: слишком много новых законов и нормативно-правовых актов вступает в силу или отменяется в последнее время; ветеринары, не являясь юристами, просто не успевают следить за изменениями. Отсюда возникают недопонимание и конфликты с сельхозпроизводителями.
В демонстрируемом стремлении оградить потребителей от некачественной продукции, применяя в отношении глав ЛПХ и КФХ положения Таможенных регламентов, в которых имеются прямые указания, что данные регламенты не распространяются на продукцию, полученную в домашних условиях, чиновники забывают самое главное – свою обязанность заботиться о развитии и процветании нашей родины и людей, ее населяющих.
Считаю необходимым предложить тему организации мероприятий по импортозамещению сельскохозяйственной продукции в субъектах РФ и поддержке личных подсобных и фермерских хозяйств – для установления народного контроля и контроля со стороны Общероссийского народного фронта.
Татьяна КРАСНОВСКАЯ