Объявления
Интервью
Фотогалерея
А у нас в квартире газ, а у вас?...
Этот нехитрый стишок – меткая зарисовка Маршака с «парада детских тщеславий» – обычно вспоминается мне на заседаниях Великолукской городской думы, когда дело доходит до утверждения тарифов на дополнительные платные услуги образовательных учреждений. Сии вопросы стали своеобразным «яблоком раздора» в депутатском корпусе. При рассмотрении их, как правило, страсти перехлестывают через край. А если учесть, что в последнее время руководители школ, а вслед за ними и заведующие детсадов бросились, будто соревнуясь друг с другом, вводить у себя эти самые услуги, то можно сделать вывод: спокойной жизни в думе ожидать не стоит.
Мы обратились к одному из последовательных критиков массированного введения платных услуг депутату Андрею БОГДАНОВУ с просьбой разъяснить свою позицию.
– Я не отвергаю в принципе возможность введения в учреждениях системы образования платных услуг. Допускаю, что вполне допустимо проводить занятия логопеда на платной основе сверх установленных образовательных стандартов в детском саду. Это, действительно, удобно для родителей, которым не надо ходить, отрываясь от работы, по медицинским учреждениям. Наверное, есть какой-то смысл в организации «школ будущего первоклассника». Хотя, если подумать, ведь готовить детей к переходу в общеобразовательную школу – главная задача воспитателей детсадов. Из той же породы и «школы «будущих абитуриентов». Иначе как слегка замаскированным репетиторством, которое призвано устранять недостатки в обучении учащихся, это не назовешь. Тут нужны взвешенность и мера. Достаточно слегка приоткрыть шлюзы, как вода хлынет потоком.
– Вы явно имеете в виду успешную попытку узаконить в одном из детских садов платные досуговые мероприятия, то есть праздники?
– Да, и это, на мой взгляд, звоночек, предупреждающий о том, что администрации учреждений образования в погоне за копейкой готовы перейти границы здравого смысла. Вполне возможно, что найдутся среди родителей нувориши, готовые организовать для своих чад «праздник жизни», который углубит трещину социального расслоения населения. Мы этого хотим? Едва ли. И без того жизнь на бытовом уровне достаточно преподносит нам подобных уроков, с последствиями которых уже приходится бороться. Взять хоть введение обязательной школьной формы.
Не может не тревожить и введение в образовательных учреждениях дополнительного образования детей занятий для взрослых по обучению вязанию на машинках, пошиву одежды, вязанию на спицах. Дело, вполне возможно, и нужное, но есть серьезное опасение, что погоня за деньгами если и не встанет во главу угла, то наверняка будет отрывать у руководителей учреждений время, которое должно быть отдано развитию детей. Бурная деятельность администраций учреждений, явно поддерживаемая управлением образования, наводит на подобные размышления.
– Андрей Анатольевич, в отличие от депутатов-коммунистов, которые склонны отвергать саму возможность оказания платных услуг, вы каждый раз на заседаниях городской думы говорите о ценообразовании и о необходимости введения льгот для отдельных категорий детей.
– Вынужден повториться. Мы не в силах на местном уровне пересмотреть существующие общегосударственные стандарты. Это значит, что если дети хотят получить более углубленные знания, умения сверх установленного стандарта, а их родители имеют финансовые возможности для этого, то такая услуга имеет право на жизнь. А вот на цену вопроса муниципалитет имеет право влиять.
И мне непонятно, почему в стоимость предлагаемых услуг включаются все затраты общехозяйственного назначения, затраты на административный аппарат. А еще более возмутительно, что при расчете платы устанавливается рентабельность на уровне 20–25%. У коммерческих структур аппетиты гораздо скромнее. Вот и получается, что львиную долю в плате за услугу составляют накладные расходы. При этом в нее включаются затраты на коммунальные услуги, которые, кстати, несет на себе муниципалитет.
– То есть вы считаете, что цена завышена?
– Для этого есть основания. Я их вам изложил, правда, более кратко, чем обычно делаю во время думских дебатов.
– Только услышат ли вас разработчики «цены вопроса»? В думе ведь от всех ваших замечаний отмахиваются.
– Наши «единороссы», среди которых высок процент руководителей учреждений образования, готовы проголосовать за что угодно. Создается впечатление, что они живут в другом мире и не знают, что в городе немало людей получают в месяц по 8 тысяч рублей, а кое-кто и того меньше. По карману ли таким семьям выложить более тысячи, чтобы дать возможность ребенку посещать какой-то платный кружок? А ведь зачастую в семье не один ученик. На последней сессии я вынужден был сделать горький вывод: мы у себя утверждаем американскую модель очень доступного образования, но с двумя коридорами – один для богатых, другой – для неимущих. Утверждаем у себя вот такое «равенство» стартовых возможностей для граждан, вступающих в жизнь.
– Все это как-то плохо вяжется с информацией о солидных вливаниях в систему образования. Ведь уже никто не может повторить прежде расхожие утверждения, что школы влачат бедственное существование. Может, личная материальная заинтересованность руководителей учебных заведений подстегивает повышенную активность в развитии платных услуг?
– Действительно, система образования сегодня получает солидную государственную поддержку. И это радует. О личной заинтересованности ничего сказать не смогу. Распределение получаемых доходов от платных услуг остается великой тайной. Сами директора школ в частных беседах предпочитают говорить о том, что деньги идут на замену окон и т.д. Не удается получить ответа и на вопрос, какому числу детей недоступны эти услуги. Нам заученно твердят, что руководители образовательных заведений «мониторят» востребованность услуг и что спрос на них достаточно велик.
– Обычно после этих заявлений вы вносите предложение хотя бы установить льготы для семей, которым они недоступны...
– А что остается делать? У меня в семье двое малолетних детей, и я хорошо знаю, каково родителям нести бремя содержания детишек в детсадах. Более полутора тысяч рублей надо заплатить ежемесячно. А если родители хотят развить у своего чада способности, плюсуйте еще по тысяче и более за каждый кружок. По основной оплате за содержание в детсаду имеются льготы для матерей-одиночек, плата снижается на второго и следующих детей. Предлагал не раз такой же подход перенести и на платные услуги. Не проходит.
Не получил я внятного ответа и на вопрос, как будут проходить эти занятия. Детки, за которых родители смогли заплатить, пойдут в кружки, а остальные будут сидеть в группе? А после этого с завистью слушать рассказы «обеспеченных», как интересно им было на занятиях? Какой будет психологический климат в этих группах, где уже начинается социальное расслоение?
Однако во время голосования за тарифы каждый раз в думе насчитывается по 22 поднятые вверх руки. И ожидать перемен не приходится.
На этой печальной ноте и придется
закончить интервью, которое взял
Александр ЛЕВИЦКИЙ
Надо сделать анализ бюджетов школ и домов творчества, домов, которые принадлежат культуре. Пора увидеть то, что вытворяет местная власть и ее прислужники в отношении детей и их тродителей