Главная Общество В рабском положении

В рабском положении

29.10.2014
В рабском положении

В советское время в ходу было слово «труженик». Для тех, кто не хотел работать, в уголовном кодексе была даже предусмотрена статья «за тунеядство». С переходом нашей страны на рыночную экономику приоритеты изменились. Работающих россиян официально разделили на две категории. Одна из них – работодатели, которые, даже если они работают в органах государственной или муниципальной власти, по сути – хозяева. Ко второй категории относятся наемные работники. Нередко это люди, у которых есть только одно право – слушать и повиноваться. Это ли не рабство в современных условиях?

А как еще оценить заключение с работниками срочных, то есть заключаемых на определенный срок (полгода, год, три года…), трудовых договоров? Закончился этот срок – и вас могут уволить даже без объяснения причин. В незавидном положении оказываются и те, кто работает не по трудовому, а по гражданско-правовому договору. В таком случае работодатель не обязан предоставлять отпуск, оплачивать больничный, обеспечивать нормальные условия труда.

Обещанного не дождались

В Великих Луках существует ряд кадровых агентств, которые предлагают работу на просторах нашей необъятной страны. Некоторые великолучане «клюют» на данные зазывания. А почему бы и нет? Если человек не обременен семьей, почему не принять предложение о работе, например, в Москве, пусть на три месяца, но с оплатой проезда, проживанием в общежитии и зарплатой от 40 тысяч рублей? Так было обещано, а что на деле?

– Когда я и другие женщины пришли на вокзал, – рассказывала Ирина С., – то выяснилось, что проезд надо оплатить самим, а деньги потом вернут. Когда добрались до места назначения, представитель фирмы, нанявшей нас, сказал, что наши санитарные книжки недействительны, их нужно сделать заново за свой счет, а деньги потом вернут. Дали подписать трудовой договор, по которому зарплата рассчитывалась как-то сложно. Вышли на работу, работали по 11 часов шесть дней в неделю. Нам не позволяли отходить с рабочего места даже в туалет, сделать это можно было только во время 30-минутного обеда.

Мы работали на упаковочном участке, и вначале дело шло медленно. Когда мы через несколько дней втянулись и стали выполнять план, норму тут же подняли. Вообще про норму мы узнавали в конце дня. Думали, что выполнили установленную вчера, а нам говорили, что сегодня норма больше, и мы ее не выполнили. На все наши возмущения и вопросы отвечали: вы к нашему предприятию не имеете отношения, разговаривайте со своим начальством...

Ирина при нашей встрече все говорила и говорила. Рассказывала, как упаковщицы пытались получить от «куратора» хоть какие-то деньги и в меру своей удачливости вымаливали по две-три тысячи рублей, которые тот просто вытаскивал из своего кармана и отдавал, чтобы отстали. В общем, обещанной зарплаты никто из работавших так и не увидел.

Не по собственному желанию

Помню, как несколько лет назад в редакцию газеты пришел мужчина. Он работал на локомотиворемонтном заводе, где в то время шел активный процесс реорганизации, и жаловался на то, что на предприятии люди длительное время не получали зарплату. Как член профсоюза он был среди тех, кто собирал заявления работников, в которых они извещали руководителя о приостановке работы в связи с задержкой заработной платы. Однажды он пошел сдавать кровь, а так как донору по закону предоставляется дополнительный день отдыха, то на следующий день не вышел на работу, о чем с вечера предупредил начальника цеха.

Когда мужчина появился на рабочем месте, ему предъявили ультиматум: пиши заявление об увольнении по собственному желанию или будешь уволен за прогул. Автор этих строк посоветовала ему обратиться в прокуратуру. Итог – через суд он восстановился на работе.

Подчас в не менее сложной ситуации оказываются те, кто работает на муниципальном предприятии. Вот приходит в уже состоявшийся коллектив новый руководитель. Молодой, энергичный. Назначенный «сверху». И начинает «подгонять» всех под свои представления о том, как должна быть построена работа в коллективе и кого он хочет видеть в своих рядах. А если кто-то не подходит под его планку, начинаются «перетряски».

Припоминаю случай, когда лет 10–12 назад на известное в городе промышленное предприятие был назначен новый начальник. Он почти сразу начал «подкоп» под своих подчиненных – руководителей среднего звена, чтобы заменить их людьми из своего круга (своей команды, как теперь модно говорить). Одного руководителя чуть не подвел под статью уголовного кодекса, ему пришлось уволиться по «собственному желанию». Сейчас этот человек занимает немалую должность в городе, выполняет свои обязанности грамотно и профессионально, а его бывшему начальнику через несколько лет самому пришлось уволиться – к нему применили те же методы, какими в свое время он руководствовался.

И защитить некому

Вообще отношения между начальниками и подчиненными – отдельная тема. В наше время получается, что прав всегда тот, у кого больше прав. Лет 10–15 назад между руководством предприятия (организации) и трудовым коллективом заключался коллективный договор, в котором предусматривались правовые и социальные гарантии работников, более выгодные по сравнению с теми, что предусмотрены трудовым законодательством.

Теперь эта практика почти повсеместно исчезла. Нынешние руководители сами решают, кому из подчиненных, например, дать премию по итогам работы, а кому – нет, кому социальные преференции положены, а кому – нет. А все потому, что сейчас заключение подобного локального акта – дело добровольное, Трудовой кодекс РФ предусматривает право, а не обязанность работника и работодателя заключать коллективный договор. Так что и в этой части наемный работник практически бесправен.

Может, его интересы защитит профсоюз? Да он растерял практически все свои ранее завоеванные позиции. Раньше администрация должна была согласовывать увольнения с профсоюзом. И профсоюз мог не согласиться с администрацией, если не было убедительных оснований.

Согласно нынешнему Трудовому кодексу администрация, проводя увольнения, может учитывать мнение профсоюза, если хочет. Фактически это означает, что работодатель может делать что угодно, и никто не вправе ему мешать.

Не в полной мере защищает права наемных работников и государственная трудовая инспекция. Она может провести проверку и, если выявятся нарушения, выдать предписание об их устранении, подготовить и направить материалы в органы исполнительной власти, местного самоуправления, правоохранительные органы, суды – о привлечении виновных к ответственности.

В частности, Кодексом об административных правонарушениях на работодателя за нарушение трудового законодательства может быть наложен штраф на сумму от 500 до 5000 рублей. Если нарушение не устранено, руководитель в судебном порядке подлежит дисквалификации на срок до трех лет. Кроме административной ответственности предусмотрена и уголовная. За невыплату заработной платы работодатель может получить до семи лет лишения свободы. Вот только где эти руководители предприятий и организаций Великих Лук, которые получили реальные сроки? А ведь задержки зарплаты и другие нарушения происходят постоянно.

Понятно, что сотрудники гострудинспекции занимаются плановыми проверками, жалобами, но всегда ли они реагируют по так называемым «горячим следам» жалобщиков на несвоевременную выплату заработной платы или незаконное увольнение?

В прошлом году в великолукском городском суде рассматривался трудовой спор. Суть такая. Когда заместитель руководителя одного из подразделений муниципального предприятия вышел на работу из очередного отпуска, начальник заявил, что на его место взят другой сотрудник, а ему предлагается должность пониже с заработной платой чуть ли не вдвое меньшей.

С этим волеизъявлением начальника сотрудник не согласился. После чего в течение одного дня вышел приказ без номера о том, что на основании докладной записки, которую сотруднику так и не показали, он уволен за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин. Хотя до этого никаких претензий к нему не предъявлялось. Сотрудника выставили из кабинета, составив акт о передаче имущества, и кабинет опечатали.

Однако на заседании городского суда, куда уволенный обратился с заявлением о восстановлении на работе, неожиданно выяснилось, что никто его не увольнял, никакого приказа об увольнении вовсе не существовало…

Кстати, перед обращением в суд была направлена жалоба в прокуратуру города и государственную трудовую инспекцию, располагающуюся в г. Пскове. Из прокуратуры пришел ответ заместителя прокурора о том, что направлен запрос по подведомственности для разрешения по существу руководителю государственной трудовой инспекции. Ответа из государственной трудовой инспекции жалобщику нет до сих пор...

Но даже если по жалобе гражданина принимается решение в его пользу, обольщаться не стоит. Работодатель все равно сделает все возможное, чтобы убрать неугодного. Продолжать работать в условиях конфронтации с хозяином – себе дороже. У работодателя и работника слишком разные весовые категории, неугодного сотрудника все равно заставят уволиться.

Есть здесь и другая сторона медали. Рядовому труженику, чтобы защитить свои права, приходится за свои деньги нанимать адвоката, без которого в суде его могут запутать юридическими терминами и понятиями, тогда как у начальника в штате обычно имеется юрист. И здесь весовые категории явно разнятся.

МРОТ: закрой рот

Практически в рабском положении находятся и те граждане, которые получают за свой труд гроши. Ну как, скажите, можно прожить на зарплату в 5554 рубля. Именно таким будет минимальный размер оплаты труда в России с января будущего года. Аж на 349 рублей больше, чем сейчас. В Великих Луках на сайтах можно встретить предложения о вакансиях с оплатой на уровне МРОТ.

Тем не менее прожиточный минимум в нашем регионе, утвержденный постановлением администрации Псковской области во II квартале 2014 года в расчете на душу населения, составил более 8000 руб., для трудоспособного населения – 9026 руб., для пенсионеров – 6907 руб., для детей – 8012 руб. Как можно на зарплату на уровне минималки содержать неработающих несовершеннолетних детей?!

Кстати, в прожиточный минимум для минимального удовлетворения потребностей человека входит набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы. А как же расходы на жилищно-коммунальные услуги, которые съедают чуть ли не половину доходов тех же пенсионеров? Такое ощущение, что жители Псковской области живут в землянках, а воду пьют из реки...

А разве не в рабстве те наемные работники предприятий, которые по несколько месяцев не получают заработную плату? Кстати, в первом полугодии этого года государственной инспекцией труда в 76 организациях Псковской области были выявлены случаи задержки заработной платы. 821 работнику она была выплачена на сумму более 6 млн рублей. А ведь есть предприятия и организации, где задержки зарплаты происходят регулярно, но их работники ни в трудовую инспекцию, ни в прокуратуру не обращаются. Да и могут ли эти две структуры держать под контролем сотни крупных и мелких предприятий и организаций, находящихся на территории нашего региона?

Гострудинспекцией в первом полугодии проведено 30 проверок в хозяйствующих субъектах по поводу выплаты заработной платы ниже прожиточного минимума. В трех организациях случаи выплаты заработной платы ниже МРОТ подтвердились. На сайте государственной трудовой инспекции имеются списки предприятий, где в полной мере соблюдаются требования трудового законодательства, и есть списки тех, кто их игнорирует.

Кстати, ко всем сотрудникам, даже если они работают за МРОТ, предъявляется требование работать качественно и добросовестно. К сожалению, таких покорных работяг у нас много. Опираясь на эту покорность, собственники предприятий чувствуют себя спокойно, внедряют любые схемы, чтобы платить рабочим поменьше. И кто сказал, что рабства в России нет?

Галина КРАСНОВА

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций