Объявления
Интервью
Фотогалерея
Трудовая миграция: понаедут ли к нам?
В последнее время в обществе активно обсуждают проблемы прироста населения России за счет прибывающих из стран СНГ мигрантов. Есть две полярные точки зрения. Первая – что массовая, плохо контролируемая и регулируемая миграция преимущественно граждан из стран Средней Азии может повредить неким образом коренному населению России.
Вторая – противоположная, подчеркивающая пользу от такого способа воспроизводства численности россиян. Попробуем разобраться – где миф, а где реальность.
В начале декабря Алексей Захаров, руководитель портала Superjob.ru, написал открытое письмо Президенту Российской Федерации, в котором отметил, что реальная политика, проводимая в области кадров, ведет к тому, что к 2020 году будет создано дополнительно 25 миллионов рабочих мест для низкоквалифицированных мигрантов. И это решение «делает абсолютно неконкурентоспособными десятки миллионов наших сограждан». «Они уже сейчас не могут конкурировать на рынке низкоквалифицированного труда. Не может и не должен гражданин России конкурировать за рабочее место и нищенскую зарплату с приезжим из Средней Азии. Не готовы и не должны граждане России жить в скотских условиях по 20 человек в комнате, получая за свою работу мизерную зарплату… Более того, по данным наших исследований, уже сегодня реальную конкуренцию с приезжими из Средней Азии ощущают 18% наших сограждан. Но это в целом, а среди низкоквалифицированной российской молодежи и низкоквалифицированных людей старшего возраста о конкуренции заявляют уже почти 25%!», – пишет Захаров.
Положительного эффекта от госпрограмм по адаптации мигрантов Захаров тоже не видит:
«Если те же деньги дополнительно направить на образование наших граждан, еще есть шанс, что через 20 лет мы все же не разучимся летать в космос». И предлагает уже сегодня полностью закрыть российский рынок труда для неквалифицированной миграции из-за рубежа, не оставив никаких квот. По его мнению, «невозможность привлекать дешевую рабочую силу заставит бизнес вкладываться в те самые инновации, повышать производительность труда, создавать «хорошие» рабочие места». Сначала увеличится размер оплаты труда у низкоквалифицированных работников, а потом у тех, у кого квалификация выше, так как эти процессы взаимосвязаны.
По данным Федеральной миграционной службы, в России трудятся 10 млн мигрантов, но эта цифра приблизительна, реального количества не знает никто. Потому что видов миграции три: международная официальная, трудовая легальная и трудовая нелегальная. Если первые два поддаются контролю и учету, то третья – нет. Аналитики пытаются высчитать количество мигрантов в стране по частоте и размерам денежных переводов в страны зарубежья.
Власти видят плюс в миграции и хотят больше привлекать выскоквалифицированных работников, но приезжают, наоборот, неквалифицированные. И не для всех из них есть работа. Государство практически устранилось от решения этой проблемы, несмотря на то, что на местах разрабатываются различные программы развития, в которых важную роль должны сыграть именно мигранты. Сейчас трудовые мигранты, то есть гастарбайтеры, интересуют в основном только бизнес, который с их помощью пытается сэкономить в расходной части своих проектов.
Программа самозанятости в России бывших соотечественников, прибывающих из-за рубежа, не дает серьезных результатов. Потому что тем, кто хотел бы переехать в Россию со своей семьей для постоянного проживания, здесь не создано условий. В 2012 году в Псковскую область прибыло около 200 бывших соотечественников с членами их семей. Программу добровольного переселения соотечественников в Северо-Западный Федеральный округ назвали проваленной, так как в СЗФО, кроме Калининграда, за период действия программы переселилось всего три тысячи человек (в Калининград – 17 тысяч).
На территории Псковской области миграционный прирост, по сведениям Псковстата, за 2011 год составил 2000 человек, а отток – 500. Прибывающие – граждане СНГ. Конечно, их тоже можно назвать соотечественниками, но въезжают они отнюдь не по этой программе, которая дает лишь ряд незначительных бонусов.
Ответил ли Путин Захарову – не известно, но уже на следующий день письмо Алексея Захарова было раскритиковано Алексеем Бессудновым, научным сотрудником Института фундаментальных междисциплинарных исследований НИУ Высшей школы экономики.
Бессуднов отметил, что, вопреки мнению Захарова, «не существует жесткой конкуренции на рынке труда между мигрантами и местным населением. В октябре 2012 года безработица в России составляла 5,3% экономически активного населения. Это около 4 млн человек. Большая часть этих людей либо не претендует на рабочие места, которые занимают мигранты, либо находится в тех регионах, где этих рабочих мест нет… Нравится нам это или нет, но заменить мигрантов на рынке труда некому. Лучше ситуация становиться не будет – в ближайшие годы число экономически активных россиян будет уменьшаться, поскольку на рынок труда начинают выходить относительно небольшие когорты людей, родившихся в 1990-е годы, а относительно большие когорты людей 1950-х годов рождения будут выходить на пенсию».
«Нет оснований считать, что число преступлений, совершенных мигрантами из стран СНГ (речь, подчеркиваю, не идет о внутрироссийской миграции), растет. По статистике МВД, на протяжении последних лет доля преступлений, совершенных в России гражданами СНГ, держится на уровне 3–4% и существенно не меняется», – отметил Бессуднов.
Он также настаивает, что мигрантов значительно меньше, чем это видно. Ведь мигранты в столице работают в сфере обслуживания и дворниками – и их видят все, так возникает миф о том, что мигрантов стало очень много. Но в этом можно не согласиться уже с Бессудновым. Например, в Великих Луках мигрантов трудится явно больше, чем показывает официальная статистика. Можно предположить, что многие из них работают нелегально, в тяжелых условиях труда, и проживают прямо на объектах.
В Великих Луках и Великолукском районе в 2012 году находятся с разрешением на временное проживание более 200 иностранных граждан, столько же – с видом на жительство. Этих людей можно увидеть на городском рынке, в транспорте, в магазинах. Как правило, эти мужчины и женщины чисто и аккуратно одеты, держатся малыми группами. Но есть и другие наблюдения – о людях, которые перемещаются по городу группами по 5–8 человек, часто неопрятного вида, с трудом изъясняются на русском языке, покупают только самые дешевые продукты…
В Псковской области в 2011 году была разработана «Стратегия демографического развития региона до 2015 года», в которой значительное внимание уделяется миграционной политике. По сути, этот важный документ задает направление работы администрации с миграционными потоками.
Согласно «Стратегии» есть три сценария преодоления демографического спада: инерционный, при котором население еще долго будет сокращаться, несмотря на проводимые мероприятия по улучшению качества жизни, и два инновационно-активных сценария. Авторы доклада отмечают, что с учетом невысокого внутреннего демографического потенциала Псковской области особое внимание следует уделить внешним источникам пополнения населения.
Первый инновационно-активный вариант предусматривает изменение численности населения области преимущественно за счет привлечения рабочей силы извне. Второй вариант предполагает улучшение показателей естественного воспроизводства населения: существенное увеличение до 2020 года рождаемости и снижение смертности населения Псковской области.
Авторы «Стратегии» отмечают, что в силу инерционности процессов естественного движения населения, сокращения числа женщин репродуктивного возраста, утраты населением семейных ценностей первый инновационно-активный сценарий (миграционный), использующий преимущественно внешние источники пополнения населения, представляется более реализуемым и экономически оправданным.
При данном варианте к 2015 году начнется замедление сокращения численности населения региона. В структуре родившихся половину составит доля вторых и третьих детей, увеличится число многодетных семей, снизится число разводов и неблагополучных семей. Количество абортов сократится в 2,5 раза и станет меньше числа рождений. Продолжительность жизни увеличится из-за снижения смертности населения в трудоспособном возрасте и достигнет значения 67,8 года (61,1 – для мужчин, 75 – для женщин).
Коэффициент демографической нагрузки стабилизируется, старение населения компенсируется увеличением притока мигрантов работоспособного возраста и переселением семей с детьми. Сальдо миграции положительное. Миграционный прирост достигнет +2 на 1000 человек населения в 2015 году и +4,3 на 1000 человек населения – в 2020 году.
Вариант не плох, хоть и вызывает недовольство у некоторой части населения. Прогнозируемые скептиками религиозные разногласия с точки зрения светского человека выглядят несущественно. Конкуренция на рынке труда также не представляется актуальной. В России созданы условия для получения бесплатного среднего специального и высшего образования. Ощущаемая конкуренция в борьбе за рабочие места между приезжей низкоквалифицированной рабочей силой и коренным населением, особенно молодежью, вызвана нежеланием этой молодежи учиться.
Среди очевидных плюсов роста количества населения за счет ассимиляции мигрантов – возможность воссоздать разоренные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Если сейчас зарплаты в этих секторах экономики даже ниже средних значений по региону, то с приемом мигрантов на невостребованные коренным населением места, а следовательно, с развитием производства, зарплаты должны увеличиваться. Экономика от этого только выиграет.
Сейчас в базе данных центров занятости населения Псковской области около 70 вакансий в сельском хозяйстве, еще около 100 – в промышленности. В большинстве случаев причиной их невостребованности является низкий размер оплаты труда. Семья с детьми не может позволить себе столь неэффективно работать. Людям приходится самостоятельно искать выход из ситуации, потому что запланированные в региональной «Стратегии демографического развития региона» мероприятия, фактически не работают.
Проблемы регулирования миграционных потоков в Псковской области можно было бы решить иначе. Сейчас государственные чиновники предлагают создавать хорошие условия жизни для мигрантов, но осуществляемые вложения средств федерального бюджета в развитие инфрастуктуры (здравоохранение, уровень жизни, образование) недостаточны даже для коренного населения. Если мигрант, работая здесь за небольшую зарплату, может при этом содержать свою семью на его родине, то привезти семью сюда и обеспечить ее здесь на те же деньги мигрант не сможет.
Впору задуматься о создании государственных предприятий, конкурентных в областях, где бизнес не желает или не может участвовать, ведь если законы в стране направлены для улучшения жизни граждан, то кто собственник предприятия, обеспечивающего население работой, – не так уж и важно. Но власть сейчас сокращает количество госсобственности и самих государственных предприятий, доказывая тем самым свою управленческую неэффективность.
Татьяна КРАСНОВСКАЯ для «Нового дня»
Я понимаю, что страну - её народонаселение, надо сохранить любой ценой, и если это цена ввоза гастарбайтеров - то пусть так, хотя и печально. Но возмущает, что эти понаехавшиепонаввезенные уже пытаются диктовать нам, коренному населению, свои религиозные бредни и свое недалекое поведение. У русских сейчас ооооочень большая проблема с образованием (на письме одни ошибки, устная речь - бедная)и национальной культурой - это признаки деградации, что плохо, но замещать деградацию нравами средневековья (у мусульман - 13 век!)- это уже перебор. А в государстве, коль его строят по принципу милитаристского, даже этих самых "милитари" нормальных нет. Я понимаю, государство ментов и силовиков было бы (как Германия, например)- ну и пусть, но в этих рядах тоже одно никчемное, ни на что не способное быдло. Говорю так, потому что честные менты (это возможно)уже ушли из структуры не в силах терпеть противоправные приказы тупых начальников.
Мужики, русские мужики и те, для кого Россия - Родина, Вы где? Куда попрятались? Почему ничего не делаете?
+100500