Объявления
Интервью
Фотогалерея
Только Россия и осталась как оплот духовности
В конце декабря 2014 года было принято решение о воссоздании Великолукской и Невельской епархии Русской православной церкви. Получается, что 2015-й стал первым полноценным годом в жизни епархии. Как он сложился для церкви и ее прихожан – с этого вопроса мы начали беседу с епископом Великолукским и Невельским Сергием, которая состоялась 29 декабря.
– Я думаю, в целом год прошел довольно плодотворно, - сказал мой собеседник. - Епархиальное управление получило здание на улице Ставского, и большое спасибо городским властям, которые очень быстро решили этот вопрос. Как известно, в свое время в этом здании находилось духовное училище, поэтому это место очень значимо для нас. В уходящем году мы постепенно начали его обустраивать.
Некоторые приходы у нас были без священников. Нам удалось частично решить эту проблему, послать туда духовенство для полноценной церковной жизни.
Продолжает строиться храм святителя Тихона, патриарха Всероссийского, святых новомучеников и исповедников российских, он возводится на улице Гражданской в Великих Луках.
Неподалеку от поселка Кунья есть погост Клин, это родина святейшего патриарха Тихона, величайшего деятеля нашей церкви в начале XX века. Там будет установлен памятник, он уже практически готов. Так что, слава Богу, все плодотворно у нас идет.
– Владыка, хоть наша встреча и проходит в канун светлых праздников – Рождества и Нового года – невозможно не коснуться сложных тем. Я имею в виду кризис, который охватил Европу и западное христианство. Русская православная церковь в начале прошлого века пережила страшные гонения, очень тяжелые времена. Понятно, что у обоих кризисов разные корни. Но, возможно, есть какие-то общие черты? На Ваш взгляд, что могла бы сделать христианская Европа, чтобы устоять от разрушения? И второй вопрос в связи с этим: наблюдая кризис в европейских странах, можем ли мы сделать для себя какие-то выводы?
– Я думаю, что на Западе христианская цивилизация уже почти умерла. Подчеркну – это мое личное мнение. Если там настало такое время, что продают храмы под разные заведения, – это говорит о глубоком кризисе христианства. И не только продажа храмов – происходит много такого, что свидетельствует о духовной деградации.
У нас в России все иначе. У нас другой менталитет, другие совсем люди. Несмотря на все попытки разложить нашу христианскую, российскую цивилизацию, в наших людях в основном еще живет чувство Родины, чувство к церкви своей. Существует понимание и признание положительной роли церкви в воспитании людей.
Но дело в том, что разрыв, который произошел в христианском воспитании, прерванная связь поколений привели к тому, что не все люди способны теперь вернуться в церковь. 70-летний прессинг, давление, антирелигиозная отчаянная пропаганда – все это дало свои плоды. И тот яд, который был в результате заложен в людях, даже в пожилых, он еще во многих живет.
– Но есть ли шанс для того, чтобы церковь заняла то место, которое занимала, скажем, лет 200 назад?
– А вот я и хотел вам сказать, что, слава Богу, теперь мы имеем возможность детей своих учить вере. И надежда именно на этих детей.
– А детей больше становится, которые обращаются к вере?
– Конечно! Потому что детские сердца – они чистые, светлые. Дети гораздо ближе воспринимают Бога, церковь, чем, скажем, люди уже пожилые, которые много прошли в своей жизни испытаний, страстей… Поэтому людям старшего поколения сложно возвращаться в церковь. Надежда на детей, это будущее – и церкви, и нашей России. Наше первейшее внимание всегда направлено именно на воспитание детей. И радостно видеть, что сейчас много молодежи в храмах бывает, причащаются, родители вместе с детьми приходят.
Такого мы на Западе уже не увидим. Разве что в Испании, это очень религиозная католическая страна. Но больше нигде в мире уже такого, как у нас, не увидишь.
– Когда я задавал вопрос, какие выводы мы можем сделать, будучи очевидцами кризиса на Западе, то имел ввиду, в частности, и возможные подвижки в сторону церкви со стороны государства и ведомств, отвечающих за культуру, образование. Что можно было бы сделать, чтобы вернуть народ к тому душевному (и духовному) состоянию, которое мы можем увидеть в произведениях литературы конца XIX века?
– Но ведь этого не сделаешь за 5–10 лет! Это нужно целое поколение, наверное… Сколько лет были гонения, возможно, столько лет и будет продолжаться процесс становления русских людей на свой исконный путь. Федор Михайлович Достоевский отмечал, что русский человек – это православный человек. И не только Достоевский, все наши великие писатели так или иначе проводят мысль, что русский народ – это народ-богоносец, который несет в себе идею Божью. Сейчас в мире только Россия и осталась как оплот православия, духовности. Это вселяет определенную надежду.
Ведь смотрите, даже в истории – сколько Россия перенесла разных смутных времен, войн? Почти 300 лет длилось татаро-монгольское иго, французы приходили, немцы, поляки… Где все они? Они были побеждены. И побеждены чем? Силой духа русского человека. И дух этот никогда не умрет. Поэтому надежда глубочайшая есть, и я верю, что, несмотря на отчаянные попытки задушить Россию со всех сторон, наш народ выдержит.
– Сейчас много говорят о толерантности. При этом отмечается, что европейская модель привела к кризису, в то время как в России есть свой опыт сосуществования. Но наш опыт больше относится ко временам, когда народы были привязаны к своей малой родине. Сейчас все перемешивается, нет четкого деления… Как сейчас сохранить терпимость?
– Как? Какими бы мы ни были – мы все люди, все создания Божьи. Мы должны ко всем относиться с любовью, с миром. К любому человеку. Русская православная церковь всегда так считала и всегда говорит об этом. Можно не разделять чьих-то убеждений – если один православный, а другой, например, атеист или мусульманин, или иудей. Но как к человеку мы всегда должны относиться к нему с любовью, с миром. Так и нужно поступать. Потому что, если мы так не делаем, возникают межнациональная рознь, неприязнь друг к другу, войны, преступления... Где мир и любовь, там Бог. Бог и есть любовь и мир.
– Великолучане с особым интересом следят за проектом «Голос». Как известно, наша землячка имела шансы победить в первом сезоне. В последнем конкурсе принял участие иеромонах Фотий, я знаю, что многие желали его победы. Ваши впечатления об этом? Не кажется ли Вам символичным, что большинство телезрителей отдали ему свои голоса?
– То, что многие зрители отдали ему свои голоса, – это хорошо, это говорит о доверии к церкви. Что же касается самого факта участия иеромонаха Фотия – мне кажется это странным. Он может участвовать, но не как представитель церкви. Все-таки проведение конкурса совпало с временем поста. Монах в это время должен быть в монастыре. Мне это не совсем понятно и кажется странным. Но это мое личное мнение!
Есть определенные церковные правила, определенные грани, которые не надо переступать. Скажем, католическая церковь активно «шла в народ», в некоторых странах после мессы заманивали молодежь какими-то танцами или еще чем-то наподобие. Но в писании Господь прямо говорит: «Не вы меня призвали, а я вас призвал». Вера человека призывает его к Христу. И разве стала католическая церковь религиознее, заманивая молодежь? Вы же видите, к чему это все привело!..
– Владыка, наша встреча проходит в канун Нового года и Рождества. Что бы Вы пожелали читателям газеты и всем великолучанам?
– Я бы хотел пожелать веры в лучшее будущее, добра, мира. И самое главное – семейного, внутреннего, духовного мира, устроения своей семейной жизни. Потому что через семейную жизнь устраивается общество и государство. Чтобы крепко берегли семейные узы, любили своих детей, показывали им свою родительскую любовь. В любви, в вере воспитывали детей. И тогда все будет хорошо!
– Спасибо!
Записал Константин ЗАВИСТОВСКИЙ