Главная Общество Территориально зависимые

Территориально зависимые

11.06.0214
Территориально зависимые

Свобода, розданная гражданам Российской Федерации новыми законодателями, пришедшими к власти после распада Советского Союза, начала сужаться. У свободы появились рамки. Все большее число формулировок положений нормативно-правовых актов обретает форму: «вы свободно можете делать/выбирать/предлагать, только…» и заканчивается напоминанием об ответственности за неумение или нежелание пользоваться ограничениями, прилагающимися к такой свободе. Законодательно закрепленные ограничения свободы волеизъявления граждан появляются десятками в год. Причем все чаще одни правовые нормы противоречат другим.

Например, самое последнее событие. С 1 сентября 2014 года вступят в силу поправки, касающиеся деятельности юридических лиц, внесенные в Гражданский кодекс РФ. Речь идет об адресе юридического лица. «Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу», – цитата из закона. Если понимать приведенное положение закона буквально, как есть, то получается, что для государственных органов (и не только, но речь в основном о госорганах) теперь вообще не имеет значения, было ли вручено письмо, – главное, чтобы был факт его отправки.

Как правило, письма из госорганов юридическим лицам ничего хорошего последним не несут, по крайней мере, заказные. В таких отправлениях либо содержатся напоминания об уплате налогов и пени, либо требования о предоставлении документации, или приглашения на личные встречи. В любом случае по новым правилам, если руководитель организации не смог получить письмо и выполнить указания, – он не прав, даже если был на больничном, в отпуске или в командировке.

Игнорирование (заведомое или по незнанию – «письма не получал») предлагаемых в таких письмах условий часто сопровождается наложением штрафа «за неисполнение». Руководители организаций лишились презумпции невиновности. Теперь итоги решений госорганов, принятых на основании отсутствия реакции адресатов на отправленную им корреспонденцию, руководителям юридических лиц придется оспаривать в судах постфактум. Госорганы получили дополнительную власть – принимать решения «без суда и следствия».

Но история привязки граждан к месту постоянного проживания в новой России началась лет пятнадцать назад. Появились первые ограничения при снятии с регистрации по месту жительства – выписаться «в никуда» даже совершеннолетнему человеку стало сложно. Затем власти субъектов федерации привязали региональные социальные льготы к времени проживания на территории и подтвержденному регистрацией факту такого проживания.

Народу предложили серьезно обдумывать свои желания по смене места жительства: переехал в соседний регион, значит, потерял льготы в том месте, откуда уехал, и не приобрел их в том месте, куда прибыл. Особенно такие ограничения отразились на многодетных семьях и тех семьях, которые стояли в очередях на улучшение жилищных условий.

Примерно в то же время возникли ограничения при получении гражданами медицинской помощи по полисам обязательного медицинского страхования. Медпомощь по полису (бесплатно для пациента) стало возможным получить только по месту проживания. Сейчас это ограничение никуда не делось, несмотря на декларации власти, что по полису медпомощь можно получить в любом медицинском учреждении страны. На деле это не так. Иногородним помощь оказывается бесплатно только в ситуациях, требующих немедленного вмешательства. Это значит, что получить консультацию отсутствующего в Великих Луках эндокринолога, например, в Санкт-Петербурге, по полису невозможно.

Год назад список ограничений свободы волеизъявления граждан пополнили школы. Теперь родители не могут выбрать школу для своего ребенка. Прием в школы осуществляется по территориальному признаку – какое учебное заведение ближе к дому, в такое и придется ходить. Уйти из «слабой» школы в «сильную» теперь нельзя. От введения этой нормы пострадали и школы. Директора говорят, что теперь им приходится отказывать в обучении сильным ученикам, которые «приписаны» к другой школе. Школы усреднили.

Следующим пунктом в схеме обезличивания граждан, навязывания им ощущения, что от них самих ничего не зависит, станет обязательное с 1 сентября этого года введение школьной формы. Но так как ответственность за неношение формы не предусмотрена, то у граждан есть возможность повременить с обмундированием.

Доступность судебной власти для граждан – отдельная тема. Сейчас, когда многие коммерческие услуги становятся доступными с использованием дистанционных технологий (например, услуги мобильной телефонной связи), проблема конфликтного общения с предоставляющими услуги организациями выходит на первый план.

Конкретный пример. В одном из офисов, предоставляющих связь под брендом «Билайн» в Великих Луках, не принимают заявления с претензиями от граждан и не отвечают на них письменно. Потому что центральный офис компании связи находится в Москве. Если довести дело до суда, то ехать на заседания придется в Москву, а предстоящие расходы на поездку, ввиду их высокой стоимости, делают такую поездку невозможной для многих граждан Псковского региона. Следовательно, их право на судебную защиту фактически не может быть реализовано, а права не могут быть защищены.

Неправомерно ограничивается и право граждан на свободное перемещение. Выехать за границу РФ с долгами в рамках возбужденных исполнительных производств нельзя. Данное ограничение не имеет отражения в законах РФ, однако, несмотря на свою неправомочность, применяется судебными приставами. Уйти от института прописки – выгодно для государства и граждан, но чиновники поступают иногда прямо противоположно.

Пытаются удержать граждан на местности и поставщики коммунальных услуг, когда собственники недвижимости (чаще – квартир), имеющие претензии по качеству поставленных услуг и потому не оплатившие их, реализуют свою недвижимость. Но в данном пункте граждане все же одолели систему. Известно, что продажа недвижимости не может обременяться долгами владельцев этой недвижимости за коммунальные услуги. Долги граждан за услуги не передаются новым владельцам.

Разрушение коммуникативных путей – системы железнодорожного сообщения – делает граждан невыездными из территорий их проживания. Из Великих Лук невозможно регулярно выезжать не только в ближайшие города – Смоленск и Тверь, но даже и в районы Псковской области.

Привязывает к местности и работа. Трудоустройство во многие компании невозможно без подтверждения факта регистрации по месту жительства хотя бы в том же субъекте Федерации, в котором работает предприятие.

Также оказываются «привязанными к местности» граждане, владеющие оружием (которое надо раз в пять лет перерегистрировать и уведомлять органы МВД о долгосрочных поездках).

Держат людей на месте и некоторые банки – те, которые не работают с международными банковскими картами.

Таким образом, можно утверждать, что ограничения на свободу действий граждан, тесно связанные с институтом прописки (правильно говорить – регистрации по месту жительства), продолжают не только существовать, но и развиваться.

Решить проблему «приписки к территории» можно созданием единых информационных баз, в которые внести информацию о гражданах, получающих социальную, медицинскую или иную помощь со стороны государства, и прочую информацию – по желанию самих граждан (например, об образовании, трудоустройстве и т.д.). Но этот рецепт не нов и он уже реализуется.

С развитием доступа к государственным услугам, которые граждане могут получать в электронном виде, общение с государством стало менее зависеть от регистрации по месту жительства. Например, сейчас можно получить новый паспорт, находясь далеко от дома. Но такая процедура займет около двух месяцев вместо пары недель. Также проще стало производить действия по регистрации автотранспортных средств, права собственности на объекты недвижимого имущества.

Несмотря на то, что УЭК (универсальные электронные карты) как сервисные карты пока не работают, работа по автоматизации процессов общения граждан с властью без привязки к месту жительства продолжается. Но создается впечатление, что чиновники разделились на два лагеря. Одни продвигают идею ликвидации института прописки (но взамен каждое событие в жизни граждан будет учтено электронной системой тотального контроля) и настаивают на пользе свободного передвижения по территории РФ, другие стараются закрепить людей на земле (что в итоге тоже приведет к накоплению достаточно полной и достоверной информации о жизни каждого гражданина в социуме).

Сейчас государство завершает создание многоуровневой системы обратной связи с потребителями государственных услуг, в рамках которой выставленные гражданами оценки будут напрямую влиять на карьеру чиновников, помогая повышать качество госуслуг в каждом регионе. Служебная проверка для чиновника может закончиться и увольнением.

Согласно постановлению Правительства РФ № 1284 на основании мнений граждан начинает формироваться сводная оценка работы территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти. В число этих ведомств уже входят Росреестр, ФМС и МВД, с 2015 года список пополнит Федеральная налоговая служба.

«Это система, с помощью которой мы сможем выявлять «узкие места» и оперативно реагировать на них. Результаты этой оценки будут влиять на карьеру руководителей соответствующих ведомств на местах», – подчеркнул директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ Алексей Херсонцев на пресс-конференции 26 мая в Москве.

Тем не менее, вне зависимости от работоспособности механизмов обратной связи и общественного контроля за работой чиновников (притом, что такая связь нужна) пока можно отметить неугасаемое желание государства контролировать каждый шаг каждого гражданина, понимать его настроения и прогнозировать его дальнейшие действия, что практически невозможно, если граждане будут сами распоряжаться своей свободой.

Татьяна КРАСНОВСКАЯ

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций