Объявления
Интервью
Фотогалерея
Такое вот фейхоа
У этого письма в электронной почте редакции были ничтожно малые шансы попасть на страницы «Нового дня». Но все-таки я его сейчас приведу, частично. В сообщении, подписанном «Пресс-служба Адамас, Baku-2015», говорилось:
«Столица Азербайджана названа одним из десяти самых интересных мест для путешествий в Европе согласно новому рейтингу Lonely Planet. В июне Баку стал популярен и у российских туристов. Об этом говорит статистика online-бронирования отелей, согласно которой азербайджанская столица лидирует среди столиц государств СНГ. В среднем россияне едут сюда на 5 дней и платят за проживание $75 в сутки. Прежде многие россияне воздерживались от посещения Баку из-за высоких цен, однако вызванная падением нефтяных котировок девальвация национальной валюты на 35% в феврале 2015 года изменила ситуацию
В числе наиболее значимых достопримечательностей азербайджанской столицы эксперты туристической отрасли выделяют средневековый Старый (или Внутренний) город — окруженную зубчатой стеной крепость Ичери́-шехе́р. По данным археологов, первое поселение здесь возникло еще в Бронзовом веке. В 1977 году памятник был объявлен историко-архитектурным заповедником, а в 2000-м включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Город будет интересен и любителям гастрономического туризма. Здесь огромное число ресторанов, кафе и закусочных, оформленных в национальном стиле или расположенных на открытом воздухе. Туристам стоит посетить аутентичные кафе, выстроившиеся вдоль средневековых крепостных стен Ичери-Шехер, где готовят в глиняных печах «тендирах» и на мангале. Вечером можно пойти в один из ресторанов в старинных караван-сараях XIV–XVII веков: «Мултани», «Бухара», «Мугам-Клуб», Art Garden и другие. Популярен ресторан-музей «Ширваншах-Музей» с залами и кабинетами в стиле различных эпох Баку. Интересен загородный ресторан «Гала-Базар» рядом с историко-этнографическим заповедником в абшеронском селении Гала.
К наиболее ярким новым архитектурным достопримечательностям города относятся Культурный центр Гейдара Захи Хадид Алиева и Пламенные Башни: три огромных небоскреба в форме языков пламени над Старым городом. Они пылают не только на солнце, но и вечером, освещенные огнями светового шоу.
В Баку действуют шесть мечетей (в том числе одна суннитская), а также 3 православных храма, армянская апостольская, немецкая лютеранская и польская католическая церкви, а также 3 еврейские синагоги. Среди культовых сооружений также немало исторических объектов. Например, есть мечети, возведенные в XI и XV веке, армянская церковь, датируемая XIX в., храм огнепоклонников «Атешгях», возникший в эпоху зороастризма, а позже перестроенный паломниками из Индии в XVII–XIX веках. Также туристы могут посетить театры, концертные залы и торгово-развлекательные комплексы».
Новость, конечно, интересная. В последние две-три недели к закавказской стране было приковано внимание многих людей, ведь здесь проходили первые в истории Европейские игры. К началу игр в городе были построены современные спортивные сооружения, некоторые из которых уже признаны уникальными архитектурными объектами. Полученное же письмо лишний раз подчеркивало, что здесь всегда рады гостям. Традиция, которая, похоже, укоренилась уже на генетическом уровне азербайджанцев, как и у всех, впрочем, кавказских народов.
Слова о гастрономическом туризме тут же напомнили мне собственную поездку в Баку. Это было в далеком уже 1986 году. Запомнилась поездка мне почему-то не красочными видами города и окрестностей, а тем, что здесь я впервые попробовал экзотический фрукт с не менее экзотичным названием фейхоа. Ягоды размером со среднее куриное яйцо были необычайно сочными, буквально таяли во рту и несли в себе целый букет вкусов – мне тогда показалось, что фейхоа похоже одновременно на клубнику, землянику и малину.
Еще мне запомнилось, что местные почему-то предпочитали называть ягоду, заменяя букву «о» на «у». При этом мой товарищ как-то хитро улыбался и предлагал сообразить, как называется варенье из экзотической ягоды...
Повспоминав и мысленно поулыбавшись, я уже собрался было отправить сообщение в виртуальную мусорную корзину. Новость о том, что столица Азербайджана вошла в десятку самых привлекательных мест, все-таки касается не нашего региона и вряд ли будет интересна основной массе читателей.
Но тут раздался телефонный звонок. Вежливый и даже робкий девичий голос на том конце провода последовательно поинтересовался, нам ли принадлежит электронный почтовый ящик new-day@inbox.ru, получили ли мы письмо про Баку, показалась ли эта информация интересной и полезной. После каждого вопроса девушка делала небольшую паузу, чтобы я мог вставить свое короткое «да». Наконец, прозвучал вопрос, собираемся ли мы как-то использовать информацию?
Жаль было огорчать собеседницу, но пришлось озвучить довод, приведенный выше.
– Но ведь жители вашего города совершают туристические поездки. Может, их заинтересует и Баку? – все-таки не теряла надежду девушка.
Признаюсь, меня покорило даже не отношение неизвестных мне людей к своему труду – ведь они писали информацию, рассылали ее в разные редакции. В этом телефонном разговоре чувствовалось неравнодушие к самому городу, о котором шла речь в письме, желание помочь его развитию. Если «пиар» может быть искренним, то здесь, кажется, был как раз такой случай.
Мне вдруг представилось, как кто-то из нашего города звонит в другие города и страны и буквально зазывает туристов. Смешная картинка?
Туризм – это всегда большие деньги в местную казну и дополнительные рабочие места для населения. Правда, при одном условии – власть не мешает развитию туризма. А если уж даже помогает, то что тут говорить!..
В еще более далеком 1981-м мне с другом довелось побывать в узбекском городе Ургенче. Местный житель, родственник моего товарища, взял на себя роль экскурсовода и водил нас по древнему и одновременно молодому городу, показывая достопримечательности. Среди прочего привел нас и на рынок, отстроенный совсем недавно. Мощные металлические фермы несли на себе крышу, под которой расположились сотни торговых точек.
– Все это скоро будет снесено, – с гордостью сообщил нам гид. Увидев наше недоумение – как, убирать совсем новую конструкцию? – пояснил:
– На этом месте в средние века был городок мастеров. Много-много строеньиц из сырцового кирпича, лепившихся друг к другу, служивших одновременно и мастерскими, и торговыми точками. Городские власти хотят воссоздать этот древний уголок Ургенча, чтобы привлечь больше туристов.
Подчеркну – разговор происходил в год расцвета так называемого советского застоя!..
Не хочу, чтобы кто-то подумал, что я призываю что-то разрушить, из современного, чтобы тут же на этом месте воссоздать что-то из древнего. Например, убрать здание городской администрации и поставить на этом месте те лавочки-магазинчики, остатки которых археологи нашли перед возведением стелы «Город воинской славы». Хотя что мешает попробовать воссоздать уголок древних Великих Лук на территории, скажем, той же крепости?
И уподобляться Остапу Бендеру в его выступлении перед васюковцами не хочется. В его построении «шахматный турнир – железная дорога – гостиницы и небоскребы – развитие сельского хозяства – аэропорт – наконец, перенос столицы» хоть и есть логическое совершенство, оно все же не для Великих Лук. Вряд ли городу судьба стать столицей, да и даже просто областным центром.
Кстати, о турнирах. Великим Лукам в этом плане грех вроде бы жаловаться. Уже несколько лет проводятся состязания авиамоделистов. Возможно, традицией станет и проведение крупных турниров по стрельбе из лука в закрытых помещениях – по крайней мере, надежду на это высказывают и сами спортсмены, и их тренеры. А встречи воздухоплавателей все популярнее и популярнее как среди пилотов, так и у любителей этого вида спорта. На недавней пресс-конференции по поводу открытия 20-й встречи воздухоплавателей в Великих Луках довелось услышать, что есть возможность привлечь еще большее количество пилотов. Лишь бы только инфраструктура города это позволила.
Но вот как раз к инфраструктуре-то и возникает масса претензий. Уж промолчим про туалеты, которые были бы доступны для прогуливающихся горожан. Вспомним о тротуарах и дорожках. Ведь по многим нашим дворовым территориям ни пройти, ни проехать. Да что там по дворам – сколько уже лет говорится о заречной парковой зоне? Здесь не только женщины на каблуках, но даже любители бега трусцой опасаются появляться.
Недавно узнал, что в городе есть молодые мамы, объединившиеся в Интернете в одной из групп в соцсети ВКонтакте. Женщины ведут учет мест, крайне неудобных для прогулок с коляской. Среди таких мест – наша центральная площадь. Странно, да? Вроде бы все пространство вокруг стелы «Город воинской славы» заасфальтировано, причем покрытие ровненькое, не в выбоинах и кочках, как в парке через речку. А вот попробуйте с коляской пройти на это самое ровное место! Действительно, если вспомнить, так почти все сходы к площади – в ступеньках. Остаются только два подступа, и оба прлегают фактически по проезжей части, что от моста на проспекте Ленина, что от перекрестка улиц Некрасова и Карла Либкнехта.
А как, скажите, с ребенком в коляске пройти через плотину? Казалось бы, такие деньги вбухали в ее реконструкцию, а о том, чтобы сделать нормальные съезды по краям лестницы, не подумали. Некоторые из пандусов идут под углом чуть ли не в 45 градусов. Но даже таких пандусов нет на западном плече пешеходного моста к Дятлинке!
В общем, такое вот фейхоа получается. Иными словами, такой вот букет воспоминаний, сравнений и мыслей вызвал простой телефонный звонок...
Константин ЗАВИСТОВСКИЙ
На снимках:
Уголок старого Баку
Столица Азербайджана вечером