Главная Общество Религиозный патриотизм готовят к вносу

Религиозный патриотизм готовят к вносу

14.11.2012

На протяжении последних лет с трибун было модно говорить народу о необходимости возрождения патриотизма, становлении некой гражданственности, возврате к каким-то всем понятным ценностям, культурному и историческому наследию. Произносилось много высоких слов, мало наполненных смыслом. Потому что реальность никак с этими воззваниями совпадать не хотела. Народ так и не увидел ни одного проявления «патриотизма», «гражданственности» со стороны властных мужей. Видели только признаки безнаказанности, беззакония и морального разложения – как произошло в истории с «часами патриарха».

Недавно Владимир Путин решил разобраться и с этим вопросом. 20 октября Президент РФ подписал Указ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в соответствии с которым было создано новое управление президента – по общественным проектам. В приложении к Указу четко расписаны функции будущего управления, а о самой политике – ни слова. Известно только, что управление будет заниматься обобщением и представлением Президенту РФ и руководителю Администрации Президента РФ материалов и предложений по укреплению духовно-нравственных основ российского общества, совершенствованием работы по патриотическому воспитанию молодежи, разработкой и реализацией общественных проектов в этой области. Очевидно, что новое управление – это десятки новых рабочих мест по всей стране.

Чиновники будут учить нас любить Родину.

Вопросы патриотического воспитания населения, особенно – подрастающего, актуальны для любой страны. Линия гражданского поведения взрослого человека закладывается именно в детстве. Как известно, именно эта линия и определила участие подростов и даже детей в Великой Отечественной войне, а также научный прорыв послевоенного поколения, строительство БАМа и т.д. Но, когда внушаемое перестает находить подтверждение в действительности, которую видит ребенок, – его восприятие меняется. На смену идеям о создании прекрасного будущего для всех людей пришли частные интересы – как достичь максимального числа личных благ, часто – вопреки закону.

И вдруг власти задумались о том, что надо заставить людей любить Родину. Чтобы было больше самоотверженного труда, больше подчинения, больше порядка. И заговорили о патриотизме.

Но примеров для подражания власть не подала, а связь с предыдущими поколениями становится тоньше и рвется. Не могли представить победители гитлеровских фашистов, что их внуки и правнуки на их же могилах будут петь и плясать. Не представляли они, что очень скоро многое из того, что ими сделано, подвергнется осуждению и уничтожению…

Помните, в апреле 2012 года из остатков демонтированного монумента с Юбилейной площади (его заменил «памятник крыше»), извлекли письмо предков, отправленное ими в будущее из 1966 года?

«Мы живем в необычное историческое время. Наше поколение совершило Великую Октябрьскую социалистическую революцию... На нашу долю выпало немало горя, бед и страданий. Мы стойко пережили голод, разруху, войны. Своими руками поднимали из руин и пепла Великие Луки – город-солдат, город-труженик, город-сад.

Но мы никогда не падали духом, не склоняли своих голов перед трудностями, не пасовали перед опасностями…Все мы свидетели величайших преобразований, совершаемых трудящимися нашей Родины. В нашей стране успешно претворяется в жизнь ленинский план электрификации страны. Небывалых высот достигли наука и техника. В наше время раскрыты тайны атома, и он поставлен на службу мира и прогресса. Моря и океаны бороздит первый атомный ледокол «Ленин», выдают энергию атомные электростанции», – вот что говорилось в послании.

А ответить-то предкам нечем. Страна в разрухе, выживают только региональные центры, в крупных городах увеличилась доля необразованных мигрантов, которая тянет за собой не шибко грамотное население, лучшие умы, выбравшие для себя научную работу, – покидают страну. И их не остановить разговорами о патриотизме.

Молчаливым укором могут стать эти строки из послания: «Вы, наши внуки, сыновья и дочери, унаследовали такие непреходящие духовные ценности, как любовь к жизни и людям, чувство справедливости, преданность своей земле».

А после этой фразы становится совсем как-то неудобно перед предками: «Мы уверены, что вы приумножите эти ценности и наши достижения и передадите их, как эстафету, своим потомкам, которым суждено увидеть такие вершины человеческой мысли и труда, о которых вы пока мечтаете».

Вот и дошли до ценностей. Нет мечты, труд – бессмысленен и не созидателен: лишь бы на еду хватило, достижений – нет и в помине (не считая инноваций, как хорошо забытого старого), потомкам передать можно лишь то, что за все эти годы накоплено, – да и то только тем, у кого эти накопления есть. Современники, великолучане, которые нашли манускрипт, аккуратно вложенный в капсулу, разбирая то, что осталось от монумента, на задворках дорожно-строительного управления, поначалу ведь засомневались: «Мы подумали, что там может быть газ или другое отравляющее вещество». Не смешно, когда такие предположения делают взрослые люди.

И в тот момент, когда действительно пора начинать восстанавливать цену человеческой жизни и труда, в стране организуется новое ведомство, а на местах так называемое патриотическое воспитание подменяется духовно-нравственным, в которое вкладывается религиозный толк.

Простой пример. Если школьникам предлагают на выбор дополнительную внеурочную деятельность – спортивные состязания, туризм, краеведение и участие в «Вахте памяти», то основы православия всем им навязывают, особенно в младших классах, и делают это так умело, чтобы у ученика не было возможности уйти с урока. Предмет религиозного содержания появляется в расписании неожиданно, и обязательно посреди учебного дня. Так демонстрируется факт: спорт – по выбору, патриотизм – по выбору, кройка и шитье – тоже по выбору, а познакомиться с истоками традиционной веры (это словосочетание звучит все чаще) должны все.

Администрация Великих Лук в октябре приняла муниципальную целевую программу «Организация духовно-нравственного воспитания граждан в городе Великие Луки на 2013–2016 гг.». О патриотизме в ней речи не идет. Программу разработали в управлении образования. По мнению ее авторов, сейчас необходимо «обеспечение условий в системе великолукского образования для духовно-нравственного воспитания детей и молодежи во всех сферах жизнедеятельности; определение приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания; обеспечение комплекса практических мер в целях решения проблем духовно-нравственного воспитания в муниципальных образовательных учреждениях г. Великие Луки».

«В муниципальных образовательных учреждениях города с 2005 года ведутся предметы духовно-нравственного содержания», – сообщают в УО, но речь идет о введении в православную религию, так как других предметов указанного содержания пока не придумали. Итог от такого введения уже есть. Дошло до того, что дети, играющие во дворе, устраивают «войны за веру» между теми, кто считает, что Бог есть, и теми, кто в него не верит. А ведь представители других «традиционных» для России религий в этих детских играх пока не участвуют, в то время, как их старшие единоверцы занимаются строительством своих храмов в больших городах.

Но в управлении образования настаивают, что программа предусматривает решение таких задач, как формирование формирование духовно-нравственных качеств личности, делающих ее способной противостоять негативным факторам современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей; формирование гражданского и патриотического сознания и самосознания подрастающего поколения; создание системы взаимодействия с семьей в области духовно-нравственного воспитания.

А патриотическое воспитание в чем? Почему бы не ввести в образовательную программу новый предмет – «краеведение», но без религиозных символов? Почему на уроке ИЗО обязательно рисовать круглый год либо купола церквей, либо другие религиозные мотивы? Почему надо говорить о подвигах героев библейского эпоса, почему не поговорить о подвигах жителей города на войне и в труде?

На реализацию мероприятий программы будет направлено 8,1 миллиона рублей из средств городского бюджета. Причем большую часть из них – 4,55 миллиона потратят на работу волонтерского лагеря для подростов в поселке Клин, где дети восстанавливают церковь. То есть городской бюджет оплатит содержание рабочей силы, которая будет выполнять строительные работы по возведению церкви. Хороша благотворительность. И при чем здесь патриотизм? На проведение «Вахты памяти», например, в 2013 году будет выделено лишь 20 тысяч рублей.

Учебники, подготовку и работу педагогических кадров для «духовно-нравственного» обучения оплачивает региональный бюджет. Чтобы все дети с 1 по 4 класс прослушали религиозный курс. Преподавателей для этих курсов обучают специально.

Для студентов тоже подготовили светских проповедников. Например, из плана курсов повышения квалификации сотрудников и преподавателей ПсковГУ «Психолого-педагогические основы теологического образования и воспитания», которые прошли в феврале-июне 2012 года, можно узнать, что вкладывается в понятие «духовно-нравственного воспитания». Конечно, теологический подход к воспитанию. Слушатели курсов отвечали на вопросы: «Что такое духовность? Как понимается духовно-нравственное воспитание современными студентами и преподавателями? Какова роль духовности в развитии современной науки? Какова роль специалиста образования в области духовно-нравственного развития и воспитания? Возможна ли интеграция светского и религиозного подходов к воспитанию духовно-нравственной культуры молодежи? Роль взаимоотношений с Русской православной церковью в контексте светского образования».

Слушатели курсов единогласно приняли решение разрабатывать и внедрять на всех факультетах спецкурсы духовно-нравственной направленности, разработать методические рекомендации по внедрению данных спецкурсов в процесс обучения в вузе; разработать программу профессиональной переподготовки по духовно-нравственному развитию и воспитанию.

Так религию несут в вузы. И то, что к религии будут подталкивать студентов ПсковГУ, не удивительно после того, как в МИФИ открыли кафедру теологии, а незадолго до того (в 2010 году) стоявшую во дворе университета скульптуру в виде студента, идущего к знаниям, убрали, поставив на его место православный крест. Идущий дорогу «ниасилил».

Путь в средневековье прост, особенно для тех, кто никогда не видел света, силы знаний и науки. И детей сейчас пытаются повести именно этим путем.

Наталья ВЫБОРНОВА, гражданский обозреватель

 

Комментарии (1)

20.11.2012 в 12:38 Гость написал:

Грамотные студенты знают куда послать всю эту п.братию вместе с преподавателями.

архив новостей

Loading...

Реклама

Парма

Каталог организаций