Главная Общество Психологи – тоже люди

Психологи – тоже люди

16.07.2014

В последние двадцать лет Российское государство делает запрос на специалистов – психологов. В вузах страны поддерживаются профильные кафедры, имеются бюджетные места для абитуриентов. Но, как это происходит и с другими дипломированными выпускниками, государство не предоставляет рабочих мест только что обученным психологам. Люди этой профессии вынуждены самостоятельно обеспечивать себя работой.

Вакансии периодически открываются в дошкольных и школьных учреждениях, на специализированных предприятиях, чаще всего – медицинского профиля. Компании не видят смысла во включении должности психолога в штат. Русский менталитет не предполагает выноса сора из избы, и все конфликты решаются внутри тех групп людей, где они получили развитие.

Однако все чаще граждане начинают задумываться, нужна ли им консультация психолога и зачем? Отзывы на этот вопрос со стороны обычных людей, как имевших ранее отношения с психологами, так и не имевших, чаще всего отрицательные (но яркий негатив в них все же присутствует редко). Люди не понимают, чем именно психологи могут помочь. Не нравится многим клиентам психологов часто и манера общения психолога с ними. «Они все время что-то выведывают, выспрашивают…», – поясняют клиенты.

Так происходит потому, что на приеме у этого специалиста человеку приходится решить для себя самого – насколько честно он будет отвечать на вопросы психолога, сколько информации он готов выдать о самом себе и своих близких – ведь конфликтная ситуация, в которой будет разбираться психолог, редко касается только одного человека. До первого приема о честности и объемах раскрытия информации клиент, как проявило, не задумывается.

Кроме того, человек, понимающий, что ему нужна психологическая помощь, часто не может самостоятельно определить, какая информация является важной, а какая – нет. Терапия, проводимая психологом, занятие длительное – не на одну встречу. Поэтому если на первой встрече клиент соврет (растерявшись или намеренно) психологу, эта ложь породит еще большую ложь в последующем, и эффекта не будет.

На самом деле психологи могут оперировать только теми данными, которые им предоставляют сами клиенты. В общем, все, что вы скажете, может быть использовано вам на пользу.

Найти причину исследуемого конфликта и выход из него без помощи клиента – психологу практически невозможно. Нужно обоюдное желание – клиента и психолога – чтобы разобраться в происходящем. И отсутствие страха у клиента разговаривать с чужим для него человеком.

Так кто же такие эти психологи? Чтобы составить портрет, наиболее актуальные вопросы были заданы трем представителям этой профессии: практическому психологу, преподавателю на кафедре психологии ВЛГАФКиС Елене Хмелевой, психологу-теоретику, преподавателю на кафедре психологии ВЛГАФКиС Виктории Смирновой и будущему психологу – студенту ВЛГАФКиС Елене Ткачевой.

– Всегда ли нужно психологу говорить правду своим клиентам?

Е.Х.: Правду клиентам говорить надо всегда, но с учетом их психологического состояния.

В.С.: Думаю, что не всегда. Психолог тоже может ошибаться.

Е.Т.: Нет, информацию нужно преподносить так, как того требует ситуация. В некоторых случаях к правде человека нужно долго готовить.

– Нужно ли подстраивать свое мнение под мнение другого человека, поддерживать его точку зрения?

Е.Х.: Можно ознакомиться с точкой зрения оппонента, понять ее. Но свое мнение должно быть обязательно, и не стоит обманывать собеседника.

В.С.: Нет, но уметь тактично это делать, не настаивая на своем взгляде.

Е.Т.: Никогда не нужно подстраиваться под других, выслушать стоит, но надо всегда оставаться собой и никогда далекую от своей чужую точку зрения не надо принимать за свою.

– Какова цель работы психолога?

Е.Х.: Цель в помощи людям, которая может быть в различных вариантах.

В.С.: Помочь людям найти свое место в мире, жить в гармонии через веру в себя.

Е.Т.: Помощь и поддержка других людей.

– Влияет ли работа психолога на его собственную жизнь?

Е.Х.: Любой вид деятельности влияет на сознание человека, поэтому – да, влияет.

В.С.: Да, очень.

Е.Т.: Любая работа влияет на жизнь человека.

– Должен ли психолог знать о личной жизни клиента?

Е.Х.: Консультируя клиента, необходимо собрать как можно больше информации, характеризующей его жизнь.

В.С.: В зависимости от ситуации. В любом случае это помогает лучше понять его особенности и мотивы поведения. Личная жизнь всегда переплетается со всеми другими сторонами жизни человека.

Е.Т.: Не всегда.

– Как делать выводы, если не владеешь полной информацией о клиенте?

Е.Х.: Всегда можно сделать предположения со скидкой на пробелы в информации.

В.С.: Осторожно, через предположения, которые нужно будет в последующем проверить.

Е.Т.: Никогда психолог не имеет полной информации о клиенте. А выводы делаются в соответствии со знаниями и предположениями, а затем перепроверяются посредством общения с клиентом.

– Как определить, что вам лгут?

Е.Х.: В определении правдивости информации поможет интерпретация невербалики клиента, информация от третьих лиц, анализ жизнедеятельности клиента и время.

В.С.: Провести проективные тесты, с которыми человек незнаком. Узнать из других источников информации. Более внимательно слушать то, что клиент говорит.

Е.Т.: Невербальное общение с человеком может рассказать о человеке больше, чем непосредственно беседа с ним.

Как видно из ответов, у каждого специалиста – своя точка зрения. И самое главное – твердость позиции и готовность работать в соответствии со своими убеждениями. Ведь психологи – тоже люди, которые избрали для себя довольно сложную работу – общение с другими людьми, соприкосновение с судьбой своих клиентов, дистанцироваться от которого просто невозможно. Но вернемся к проблемам государственного масштаба.

Создается впечатление, что государство так и не определилось – зачем ему самому нужны штатные психологи в детсадах и школах. И сколько психологов нужно. Открытые источники не располагают информацией ни о количестве психологов в России, ни о количественном запросе на данную специальность. С одной стороны, по мнению государственных мужей, психологи очень нужны в организациях, работающих с детьми, – для распознавания на ранних стадиях отклонений в развитии подрастающего поколения и отслеживания динамики развития детей (с благими намерениями). С другой стороны, появление штатных психологов – это способ снизить безработицу и дать минимальную зарплату, финансируемую из бюджетов страны, нескольким десяткам тысяч граждан России.

Статистка по зарплатам психологов, предоставляемая компанией Яндекс, сообщает, что средний размер оплаты труда психолога в России составляет 34 тысячи рублей, но чем дальше от Москвы, тем меньше плата за труд: в Воронеже – 19 тысяч, в Краснодаре – 18 тысяч, Нижнем Новгороде – 11 тыс. руб. В условиях, когда специалист зарабатывает только на хлеб, говорить о его саморазвитии сложно: уровень зарплаты к этому не стимулирует.

Сами психологи уже давно выяснили, что человек трудится эффективно только четыре часа в день, а когда работаешь по 6–8 часов, остального времени суток хватает только на необходимый отдых и обеспечение жизни. Расхождение доказанной теории и практики – налицо. И неясно еще, сколько пройдет десятков лет, прежде чем к доказанным психологами-исследователями фактам начнут прислушиваться правители государств и строить государственную политику на их основании.

Кроме того, у процесса подготовки самих психологов есть огромные проблемы, характерные для современного высшего образования в России в целом. Во-первых, это недостаточная связь обучения с практикой. Теория без практики в большинстве случаев не будет иметь полезного выхода. Что приводит к выводу о некачественной подготовке специалистов в вузах. Этот вывод подтверждается высокой заполняемостью вакантных мест с низким уровнем зарплат в бюджетных учреждениях при условии присутствия широких возможностей для выпускника-психолога повышать в дальнейшем свою профессиональную квалификацию самостоятельно и также самостоятельно вести свою трудовую деятельность, не завися от работодателя.

Следующая проблема – это шаблонное применение на практике полученных в теории знаний. То есть школьные психологи, психологи в медучреждениях при работе с клиентом используют те методы, которым обучены, но подходят к ним прямолинейно, однообразно, без вариативности, что приводит к заблуждениям и неправильным выводам, а следовательно, и к предложениям для клиента, которые ему не помогут. Отсюда и большое количество людей, разочаровавшихся в своем общении с психологами.

Однако у самих психологов, тех, кто готов работать на себя, а не на государственную структуру, сейчас начали появляться перспективы развития. Государственная политика последних лет повлияла на сокращение потребления алкоголя населением, подвижки в этом вопросе есть, хоть и не радикальные. Согласно американскому опыту, следом за тем, как население все больше отказывается от алкоголя, возрастает количество обращений к психологам. Правда, в силу русского менталитета, рост обращений за помощью к чужим людям многие наши сограждане считают признаком деградации нации. Ведь лучше обращаться за помощью к членам семьи и родственникам.

Татьяна КРАСНОВСКАЯ,

с психологами беседовала Елена ТКАЧЕВА

 

  • Виктория Смирнова
  • Елена Ткачева
  • Елена Хмелева

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций