Главная Общество На первом плане Леонтий Филиппович с правнучкой Полиной, на втором плане внук Георгий, Таисия Григорьевна и мама Георгия Вера Эдуардовна

Корни и ветви семьи Амелиных

29.05.2013
На первом плане Леонтий Филиппович с правнучкой Полиной, на втором плане внук Георгий, Таисия Григорьевна и мама Георгия Вера Эдуардовна

Вот как бывает. Живут себе люди, строят свой быт и карьеру, влюбляются, сходятся-расходятся, воспитывают детей. Но есть неслучайность во всем, что с ними происходит, в их достижениях и поражениях, даже во встречах и расставаниях. Помимо наших личных амбиций и талантов есть логика развития семьи. Раньше бы сказали – история рода.

Многие в Великих Луках знают Леонтия Филипповича Амелина. Если не лично, то хотя бы как автора песни «Дарю тебе город», часто исполняемой на городских мероприятиях. Композитор, учитель музыки, заведующий музыкальной частью драматического театра, он всегда был среди людей и многих приобщил к искусству, к творчеству. И продолжает приобщать – теперь уже через свои книги, песенные сборники. В последние годы Леонтий Филиппович не выходит из дома, 3 мая ему исполнилось 88.

Тем, кто его помнит, думаю, интересно будет узнать, что дело Леонтия Филипповича продолжается. Сам он написал про Великие Луки, а вот внучка его Ивета Рогова получила первый приз за песню о Петербурге (конкурс проводился к 300-летию города на Неве). Гран-при на том конкурсе выиграл тоже великолучанин – Анатолий Тукиш, чьими первыми учителями в музыке были именно супруги Амелины.

В семейном альбоме Амелиных есть старинная фотография. На ней музыканты в военной форме. В центре – веселый гармонист. Это Филипп Амелин. Снято примерно в 1906–1910 годах. Как видим, Леонтий Филиппович – вовсе не основатель этой музыкальной династии. Любовь к музыке он перенял от отца, талантливого самоучки, игравшего на уровне профессионала. А может быть, ниточка тянется еще дальше, только сведений об этом нет. Филипп Егорович Амелин умер в 1945 году. В памяти семьи он так и остался веселым гармонистом.

С самим Леонтием случилась в войну примечательная история. На фронт он попал в 1943 году. Служил сначала в пехоте, в 266-м стрелковом полку, 3 марта 1944-го был тяжело ранен в бою. Слепое осколочное ранение груди. Осколок так и остался с ним на всю жизнь. Полгода лечился в госпитале. А когда выписался, то до родного полка не доехал – «украла» его авиация.

А дело было так. На какой-то станции встретились на путях два поезда. И вдруг Леонтий увидел в соседнем эшелоне фортепиано. Бойцы его где-то раздобыли и везли к себе в часть. Хороший такой инструмент. И так захотелось поиграть... Пошел, попросился. Разрешили. А увидев, что в музыке человек понимает, спрашивают: «На чем еще ты можешь?» – «На баяне и аккордеоне». Слово за слово: «Поехали с нами!» И командир «музыкальной» части сходил в комендатуру и оформил ему новую приписку. Так из пехоты 19-летний боец попал в авиацию.

Видно, поющая эскадрилья из незабвенного фильма «В бой идут одни старики» была отнюдь не выдумкой сценаристов. Музыкантов на фронте ценили и даже переманивали.

Наверное, эта перемена (а по большому счету – музыка) спасла ему жизнь. Ведь летчиком он не был и службу стал нести в наземной обслуге истребителей. Плюс, конечно, концертные бригады, выступления. Играли и за здравие, и за упокой.

Впрочем, было и негативное последствие. Когда война закончилась, а победу Леонтий Филиппович встретил в Праге, домой его не отпустили. И еще 5 лет рядовой Амелин оттрубил в авиационной части в Черновцах.

Именно в Черновцах он познакомился со своей первой женой, дочкой полковника Эрой Георгиевной. Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь...

С Эрой Георгиевной они нашли друг друга в творчестве. Она была незаурядным хореографом. В 1950-х семья обосновалась в Великих Луках. Преподавали, творили, увлекали своей любовью к искусству детей и взрослых.

Как вспоминает дочь Ирина, «мамочка первая стала ставить танцы на музыку классических произведений. Так, работая в Доме учителя еще в 60-е, она поставила на Лунную сонату Бетховена «Расстрел партизанки». Ох, и была вызвана в горком на ковер! А ее «ожившие картинки»! Она брала картины известных художников, и на сцене персонажи оживали и начинали танцевать! И басни Михалкова у нее тоже оживали. Это просто было потрясающе!».

Думаю, в Великих Луках еще живут люди, на чьих глазах и при чьем участии все это волшебство происходило. Самой Эры Георгиевны, к сожалению, уже 20 лет нет на свете.

Следующее поколение этой семьи – Ирина и Георгий – ни музыкантами, ни танцорами не стали, хотя музыкальную школу закончили оба. И оба в юности играли и пели в вокально-инструментальных ансамблях. Но музыка так и осталась для них увлечением – на уровне художественной самодеятельности. Профессиональное применение себе они нашли в других – более «земных» сферах деятельности.

Георгий, кстати, играл в одном ВИА с уже упомянутым Анатолием Тукишем, ставшим впоследствии известным ленинградским певцом, заслуженным артистом России.

Обеих своих дочерей, Анну и Ивету, Ирина Леонтьевна по заведенной традиции отвела в музыкальную школу. Правда, было это уже не в Великих Луках, а в Мурманске и Санкт-Петербурге.

Анна, старшая, хоть и выучилась затем на инженера, но и с искусством расстаться не смогла. Получила второй диплом – искусствоведа, пишет стихи и работает музыкальным работником в детском саду. Став женой военного, она не думает о собственной карьере, занята, как говорится, обустройством семейного тыла, воспитанием детей.

Интересно тут вот что. Именно на стихи Анны была написана песня «Город любви моей», за которую Ивета Рогова получила первый приз на конкурсе к 300-летию Санкт-Петербурга.

В отличие от сестры Ивета предпочла музыкальную карьеру. Искорки талантов, мелькавшие в разных поколениях рода Амелиных, слились в этой девушке в настоящий звездный дождь.

Ирина Леонтьевна вспоминает: «В возрасте 10 лет она приняла решение перейти с фортепиано на скрипку и вскоре удивила всех своими успехами. Да так, что встал вопрос о дальнейшем профессиональном обучении. Семья переехала в Санкт-Петербург, где Ивету взял известный педагог по классу скрипки Гарольд Гарлицкий. За 4 года она стала солисткой оркестра. Одновременно с медалью закончила среднюю школу, причем последние 2 года училась экстерном, так как играла по 6 часов в день».

В Санкт-Петербургском университете культуры, куда Ивета поступила после школы, она получила сразу две специальности – «эстрадно-джазовая скрипка» и «эстрадно-джазовый вокал». После учебы работала в «Петербургконцерте», пела и в группе, и в дуэте, и сольно.

В это время Михаил Турецкий, руководитель известного коллектива «Хор Турецкого», задумал проект, где в отличие от «Хора» должны петь только девушки-сопрано. Был объявлен кастинг, отбор очень жесткий: из 2000 претенденток отобрали лишь 10 – самых талантливых, разносторонне одаренных и притом красивых и стройных. Ивета Рогова вошла в эту десятку. Новый коллектив так и называется – «Сопрано 10». Ивету легко узнать на сцене – она не только поет, но и на скрипке играет.

Любовь к музыке, доставшаяся Леонтию Амелину от отца, через несколько поколений трансформировалась в нечто большее, может быть, даже качественно иное.

Вот что пишет Ивета на сайте «Сопрано 10»: «Чтобы жить в нашем коллективе, нужна, конечно, одержимость музыкой. Понимание того, что без сцены ты существовать не можешь – со всеми вытекающими отсюда последствиями – отсутствием выходных, бесконечными репетициями, редкими встречами с друзьями и родными. Плюс самодисциплина: поддержание себя в идеальной физической, вокальной и моральной формах... И мне все это нравится!».

Так что Леонтий Филиппович гораздо чаще видит свою внучку по телевизору, чем вживую – такая у нее теперь жизнь.

Есть еще один внук у Леонтия Амелина, о котором нельзя не упомянуть. Он тоже Георгий, как и его отец. Музыкальных генов ему, видимо, не досталось. Окончил железнодорожный техникум, военное училище, служил в железно-дорожных войсках. Долго искал себя после службы. Дочка его Полина пошла учиться в художественную школу. Стало у нее неплохо получаться – и рисовать, и лепить. Смотрел-смотрел на нее Георгий и понял, чего ему не хватает. Взял да и поступил в ту же школу на вечернее отделение. Учиться ведь никогда не поздно. Особенно, если душа требует.

Профессиональным художником Георгий Амелин младший пока не стал, работает на одном из городских предприятий. Но художественные свои работы уже выставляет. Зимой они вместе с Полиной участвовали в выставке «Отцы и дети» в зале на улице Некрасова. Среди работ Полины, кстати, был представлен портрет прадедушки – Леонтия Филипповича Амелина.

Полина – не единственная правнучка. Есть еще Карина, Филипп и Наташенька, дети Анны. Будут, наверное, и другие правнуки. Какие еще таланты в них проявятся? О каких городах они напишут песни?

***

Больше 100 лет пролегло между снимками, размещенными на этих страницах. Некоторые из изображенных здесь людей никогда не видели друг друга. Но все они – ветви одного дерева, даже если никогда не задумывались об этом.

Всегда надо иметь в виду, что пройдут годы и кто-то, разглядывая твой пожелтевший портрет, станет искать в нем истоки своих талантов и пристрастий. Хотелось бы, чтоб нашел. А вы знаете свою родословную?

Татьяна ДАВЫДЕНКО

P.S. Многое из того, что здесь написано, рассказала вторая жена Леонтия Амелина Таисия Григорьевна. На ее долю выпало разделить с ним старость, хранить семейные предания и традиции. Кажется, некоторые эпизоды его долгой жизни она помнит лучше, чем даже сам Леонтий Филиппович... Благодарю обоих за душевный прием и интересную беседу. Большое спасибо также Ирине Леонтьевне Роговой за предоставленные материалы.

 

  • Георгий Амеллин, сын
  • в центре с гармонью Филипп Амелин
  • Ивета Рогова выступает в Кремле
  • Ирина Рогова, дочь, и Ивета Рогова
  • Эра Георгиевна
  • Леонтий Филиппович

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций