Главная Общество Когда идти некуда…

Когда идти некуда…

29.01.2014

Этих людей не пускают в маршрутные такси, выгоняют из магазинов. Перед ними закрывают двери подъездов жилых домов, их редко кладут в больницу. Их единственный приют – скамейка в парке летом или труба теплотрассы зимой. У них нет документов, нет будущего. Есть лишь особый статус – лицо БОМЖ – без определенного места жительства. По официальной статистике, с начала зимы, а она, как известно, наступила лишь после 10 января, от переохлаждения в нашем городе скончались два человека. Их трупы обнаружили на ул. Заслонова и в подъезде заброшенного дома на ул. Розы Люксембург. По неофициальным данным, с начала календарной зимы замерзли еще пятеро.

Сколько каждую зиму гибнет таких людей, никто не скажет точно. Как невозможно уточнить и то, сколько лиц БОМЖ находится в Великих Луках. Такой статистики нет. Сложно уследить за их передвижением, за их судьбой и местом ночлега. На это ссылаются социальные службы, не имея под рукой какой-либо официальной государственной программы, обязывающей оказывать помощь таким людям или хотя бы вести их учет.

Пока на улице тепло, мы равнодушно или с отвращением проходим мимо грязных, пропахших помойкой, небритых и нестриженых бомжей, спящих на траве или на скамейках. Расслабленные и пьяные, они чаще всего не вызывают особой жалости. Зимой же становится страшно встречаться взглядом с этими персонажами. В их глазах – страх, тревога и какая-то загнанность дикого зверя. Помните слова Мармеладова из известного романа Достоевского: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?». Трагедия общества, допускающего подобное, превращается в трагедию отдельно взятого человека: асоциального, опустившегося, спившегося, но все же – ЧЕЛОВЕКА.

В замкнутом круге

Куда же идти, когда идти больше некуда? Есть социальный приют для бомжей на ул. Фурманова. Добираться туда приходится пешком – в общественный транспорт бомжей не берут, но и там можно лишь переночевать. Утром помещение необходимо покинуть, даже если на улице сильный мороз, как сейчас. Проводить ночи в тепле разрешается только в течение месяца, этот срок продлевают до полугода, если у бомжа есть справка о том, что он работает.

В приюте можно помыться, постирать одежду, приготовить поесть, выпить горячего чаю. Есть даже телевизор. Но чистыми постелями эти граждане пользуются не очень охотно. Приют может принять 20 человек, однако часть коек постоянно пустует.

Как рассказала председатель городского отделения Красного Креста Галина Парфененкова, все бомжи знают о существовании приюта, но приходить туда необходимо трезвым, вести себя прилично и спокойно, вовремя ложиться спать, а это, к сожалению, не очень свойственно тем, кто привык жить на улице. Их психологию сложно изменить. Между тем, в приюте могут помочь восстановить утраченные документы и даже подыскать работу.

Кстати, сами граждане этого социального статуса рассказывают, что устроиться на работу им почти невозможно. Многие ставшие бомжами вернулись из мест лишения свободы. Как только работодатель узнает об этом, двери предприятия перед ними закрываются. Те, кто еще не окончательно опустился, пытаются помогать одиноким бабушкам-пенсионеркам: воду приносят, дрова рубят – за минимальную оплату, которая затем успешно обменивается на спиртное. Выбраться из этого замкнутого круга самим едва ли удастся. А помочь им попросту некому.

А там – по-другому

В Санкт-Петербурге уже несколько лет в зимние холода действуют пункты обогрева для бомжей. Вот как описывает такой пункт сайт bomggame: зимняя армейская палатка площадью шестьдесят квадратных метров с деревянным полом, автономной дизельной тепловой пушкой и устройством для обеззараживания помещения. Каждую ночь, с 21.00 до 8.00, бездомные и бродяги в этом пункте могут получить теплый ночлег, горячий ужин и завтрак, а также консультацию медицинского и социального работников. Каждому посетителю на время ночлега выдается туристический коврик. Всю ночь в пункте дежурят два социальных работника, которые регистрируют людей, кормят их ужином и завтраком, по необходимости помогают решать другие вопросы.

С 8.00 до 21.00 пункт обогрева находится на проветривании и санитарной обработке.

Организаторами таких пунктов обогрева являются общественные и благотворительные организации. Участвуют в облегчении участи лиц БОМЖ комитет по социальной политике и главное управление МЧС по Санкт-Петербургу, размещая в различных районах города пункты горячего питания.

Помощь оказывают, но небольшую

В Великих Луках горячей пищей бомжей на улице не кормят. Предприниматели-благотворители один раз в неделю выдают бездомным продуктовые наборы. Помогает и Красный Крест.

Как рассказала Галина Парфененкова, еще до наступления зимы работники Красного Креста при помощи спонсоров формируют пакеты с консервами и другими продуктами длительного хранения, чтобы затем передать их нуждающимся.

В Красный Крест бомжи приходят и за одеждой. Великолучане приносят туда теплые куртки, свитера, обувь. Работники общественной организации отдают все это бездомным, чтобы они смогли перенести холода.

Одежда для бездомных есть и в центре социального обслуживания на пр. Гагарина, д. 8. Для людей без определенного места жительства работает санпропускник при Лазавицкой бане. Там они могут помыться и привести в порядок свою одежду. Кстати, великолучане и туда могут принести вещи для нуждающихся.

«Хотелось бы, чтобы помощи было больше, поскольку нуждающихся всегда больше, чем помощи, – говорит Г. Парфененкова. – Хорошо бы, чтобы и в Великих Луках, хотя бы на время морозов, появились палатки, подобно тем, что устанавливают в Санкт-Петербурге. Наверное, жители города тоже подключились бы, чтобы организовать какое-то питание для этих людей».

Проблема серьезнее, чем кажется

Чем дольше человек живет на улице, тем труднее вернуть его к нормальному образу жизни. Чем дольше он является бомжом, тем меньше внимания обращает на состояние своего здоровья. У людей с асоциальным поведением нередко находят туберкулез, гепатиты А, В, С, ВИЧ-инфекцию. Имеются паразитарные и опасные инфекционные заболевания. Кроме того, много людей с больной психикой. И если не принимать это во внимание, то не поздоровится и всем нам.

Отвлекаясь от эмоций и обычной человеческой жалости, надо признать, что решать этот вопрос необходимо на государственном уровне. При этом важно не только помочь бездомным вернуться в общество и дать им возможность самим зарабатывать себе на жизнь.

Профилактика бездомности – это не только открытие новых пунктов обогрева и бесплатных столовых. Это еще и государственная забота о доступности жилья, создание условий для того, чтобы люди могли жить в квартирах, не рискуя стать бомжами. А еще защита от узаконенных структур, которые очень активно прикладывают руку к тому, чтобы определенная категория граждан превратилась в лиц без определенного места жительства.

Мария ОЗЕРОВА

 

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций