Главная Общество К кому приедет <<скорая>>?

К кому приедет <<скорая>>?

11.12.2013

5 ноября в 11 часов я позвонила на станцию скорой помощи, чтобы вызвать бригаду для соседки, которой стало плохо. Лежит совсем бледная. Она померила себе давление, прибор показал, что оно очень низкое.

Первое, что у меня спросили, – а сколько женщине лет? Я говорю – за 70. Тогда диспетчер сказала: «Вызывайте участкового врача». И стала мне называть номера телефонов поликлиники на ул. Дружбы. На этом наш разговор закончился. Интонация у диспетчера очень грубая была. Мне было очень неприятно.

Я позвонила главному врачу нашей поликлиники. Говорю, почему «скорая» не выезжает? Она: ну, ждите врача участкового! А врач с 12 до 16 принимает в поликлинике. Придет только после приема.

Второй раз я начала вызывать «скорую» в два часа. Приехала бригада очень хорошая, ничего не могу сказать против них. Врач и уколола соседку, и таблетку под язык дала. Человеку полегче стало! Где-то в пол-пятого пришла участковый врач.

Но получается, что человек три часа лежал и страдал. И мало ли что могло случиться? А ведь могли же приехать сразу!

Кстати, в два часа я разговаривала уже с другим диспетчером. При первом звонке меня даже не спросили, кто звонит. Во второй раз – спросили.

Валентина ЖОЛУДЕВА

Письмо читательницы стало поводом для разговора с заместителем главного врача Великолукской городской больницы по скорой медицинской помощи Сергеем Сергеевичем КРАСЮКОВЫМ.

Все звонки, поступающие на станцию скорой помощи, автоматически записываются на сервер. Аудиозаписи хранятся 3 года. Еще дольше, 5 лет, хранятся файлы, создаваемые диспетчерами «скорой» при оформлении вызова бригады – своего рода электронные версии бланков-заказов. Стереть файлы или каким-то образом их испортить в течение срока хранения – невозможно.

Найти звонок, о котором шла речь в письме, большого труда не составило. Правда, нам пришлось прослушать около 20 аудиофайлов, записанных в памяти станционного сервера 5 ноября в период с 10.30 до 11.30. Записи были коротенькие – обычно разговор с диспетчером, принимающим вызов, длится не более 2 минут.

Утренние часы – один из пиковых периодов в течение дня. Утром и вечером на станции принимают наибольшее количество звонков. Потому и нагрузка на бригады – повышенная.

В прослушанных записях звонки оказались по разным поводам. Здесь была и заявка от МЧС прислать бригаду на пожар где-то на окраине города, и последующий «отбой» вызова – возможно, пострадавших не оказалось, а может, и пожара-то не было. Кто-то растерянным голосом спрашивал у диспетчера, какое сегодня число. Кому-то требовалась по телефону консультация психолога. Но больше всего было вызовов, в которых люди жаловались на давление.

Искомый аудиофайл подтвердил суть разговора, изложенную в письме. Женский голос попросил прислать «скорую» для соседки, которая плохо себя чувствует, а после выяснения возраста диспетчер действительно порекомендовала вызвать участкового и продиктовала номера телефонов поликлиник.

– В прослушанном разговоре нет никакого нарушения инструкции или порядка вызова скорой помощи, – прокомментировал запись Сергей Красюков. – Что касается голоса диспетчера... Ну что ж, голос у каждого свой, здесь ничего не сделаешь.

Алгоритм действий диспетчера, как пояснил далее замглавврача горбольницы по СМП, довольно прост. Он отработан многими десятилетиями и прописан в приказах Минздрава и ведомственных инструкциях. Прежде всего диспетчер должен выяснить, к какой группе вызова относится поступивший звонок.

Таких групп – две.

Первая – вызовы экстренной формы. К ним относятся все случаи, представляющие угрозу для жизни пациента. Например, так называемые кататравмы (падение с высоты, ДТП, серьезные ранения, полученные при чрезвычайных ситуациях). Если событие подпадает под категорию «экстренная форма», выезд бригады производится немедленно, к любому человеку.

Вторая группа – состояние или событие, которое в данный момент не вызовет смерть, ее угроза несколько отсрочена. Это так называемые неотложные вызовы. Среди событий, которые относятся к вызовам неотложной формы – ухудшение хронических состояний, например, повышение давления, без явных признаков угрозы жизни пациента.

– В крупных городах срок выезда по вызовам неотложной формы может достигать 4 часов, – пояснил Сергей Красюков. – У нас не Москва и не Санкт-Петербург, и задержки выезда, если и случаются (допустим, нет свободных бригад), не достигают такого срока. Стараемся выезжать сразу, если есть возможность.

Когда диспетчер принимает звонок, сразу записывается аудиофайл. Если диспетчер принимает решение, что надо оформить вызов на выезд «скорой», у него на компьютере открывается файл, в котором заполняются соответствующие графы. Одновременно ведется повторный опрос того, кто делает вызов.

До приезда «скорой», выезжающей по вызову неотложной формы, диспетчер рекомендует принять те или иные медикаменты, известные человеку, или предпринять какие-либо действия – например, перевязать рану, промыть глаза при получении ожога и т.д. И еще диспетчер «скорой» советует вызвать участкового врача. В подавляющем большинстве случаев вызовы вызваны хроническими заболеваниями, которые требуют лишь легкой корректировки лечения.

– Лучше принять свой обычный препарат и вызвать участкового врача, пусть он скорректирует лечение, – пояснил Сергей Красюков. – Может, следует дозу препарата изменить, или, если пациент уже давно это лекарство применяет, требуется сменить препарат. Но это знает только участковый врач, «лечебник». Мы – не «лечебники». Наша профессия потому и называется «скорая медицинская помощь». Не более чем.

Подходы к воздействию на все экстремальные ситуации у участковых терапевтов и у врачей «скорой» совершенно различные. У нас разные профили. Именно поэтому врач скорой медпомощи не может работать в стационарных поликлиниках. Кроме того, у нас лекарства, предназначенные для экстренной службы. Например, группа препаратов для оказания экстренной помощи при остром коронарном синдроме. Ни один участковый врач такими препаратами лечить не будет. То же касается и гипотензивных препаратов, применяемых при изменении давления. Поэтому мы и рекомендуем при неотложных вызовах воспользоваться препаратами, известными пациенту. Конечно, если состояние не улучшится – звоните, мы приедем. В случае, о котором говорится в письме, тоже был повторный вызов. Естественно, мы послали бригаду. Я уверен, что были применены самые простейшие препараты, которые легко доступны. Возможно, сработал и факт того, что человек добился своего – к нему приехали. И наступило улучшение.

На вызовы неотложной формы, как правило, выезжает линейная выездная бригада. Она способна оказать помощь в большинстве ситуаций. Если на месте выясняется, что случай намного тяжелее, чем это можно было понять по телефонному разговору, врач «скорой» вызывает специализированную бригаду. На станции скорой медицинской помощи лицензированы две специализированные бригады – педиатрическая, которая занимается исключительно детьми, и психиатрическая. Есть кардиобригада. Она официально не лицензирована, но в ней подобраны специалисты, хорошо владеющие навыками расшифровки кардиограмм и способные оказать помощь «сердечникам».

Комментируя письмо нашей читательницы, замглавврача городской больницы по СМП обратил внимание на электронные тонометры. Во многих семьях сейчас имеются подобные приборы. Вещь хорошая и удобная, отметил С. Красюков, но за ней нужно следить. Во-первых, следует брать аппараты с сертификатом соответствия, не поддаваясь искушению купить прибор подешевле, который может оказаться некачественным.

Врачи станции скорой помощи используют механические тонометры. Приборы каждые полгода проходят сертификацию, специалисты поверяют аппаратуру, ставят на ней специальные клейма о прохождении поверки. Погрешность используемых врачами «скорой» тонометров может быть лишь та, что допускается изготовителем.

Второй момент – у электронных тонометров следует регулярно менять батарейки. При севшем питании прибор, естественно, может показать бог знает что.

Наконец, главное – электронный тонометр нельзя применять при имеющемся нарушении сердечного ритма. Мало кто об этом знает, хотя соответствующее замечание есть в инструкции по эксплуатации тонометра. Дело в том, что электроника реагирует просто на пульсацию сосудов, и не может различить, наступила ли пауза в результате воздействия самого прибора или она вызвана аритмией.

В работе скорой медицинской помощи многое зависит от способности диспетчера быстро ухватить суть и принять решение. Как пояснил Сергей Красюков, на станции на должность диспетчера всегда назначали фельдшеров, имеющих не менее 10 лет стажа работы в выездных бригадах. Кроме опыта оказания помощи и знания симптоматики заболеваний, они ориентируются в топографии города, без карты и навигатора могут сказать, где находится место, куда вызвали бригаду. Несмотря на медицинский опыт диспетчеров, раз в пять лет они проходят курсы повышения квалификации. После курсов сдают экзамен и получают сертификат.

Константин ЗАВИСТОВСКИЙ

 

Это надо знать:

Из приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.06.2013 «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», вступающего в действие с 01.01.2014.

«Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются:

а) нарушения сознания, представляющие угрозу жизни;

б) нарушения дыхания, представляющие угрозу жизни;

в) нарушения системы кровообращения, представляющие угрозу жизни;

г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;

д) внезапный болевой синдром, представляющий угрозу жизни;

е) внезапные нарушения функции какого-либо органа или системы органов, представляющие угрозу жизни;

ж) травмы любой этиологии, представляющие угрозу жизни;

з) термические и химические ожоги, представляющие угрозу жизни;

и) внезапные кровотечения, представляющие угрозу жизни;

к) роды, угроза прерывания беременности...

Поводами для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме являются:

а) внезапные острые заболевания (состояния) без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;

б) внезапные обострения хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;

в) констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях)».

 

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций