Объявления
Интервью
Фотогалерея
Вспомнить всех. Великолукскому драматическому – 95
– Судьба складывается так, что в театральной истории остаются имена только режиссеров, – констатировал главный режиссер Павел Сергеев, начиная рассказ о долгом творческом пути городского драматического театра на юбилейном вечере 12 декабря. Именно режиссер диктует репертуарную политику – благодаря чему и запоминается тот или иной исторический период.
Приятно удивило, что нынешний руководитель театра так глубоко интересуется корнями, – он постарался сказать хотя бы несколько слов о каждом из прежних главных режиссеров и провести параллели между днями минувшими и современностью.
Датой рождения театра принято считать 1919 год, когда в город прибыл из Петрограда Дмитрий Яркин с заданием организовать профессиональную труппу. Этот тревожный год оказался для Великих Лук очень театральным. В городе базировались два передвижных фронтовых театра. Никому еще не известный военный техник Сергей Эйзенштейн тоже попал, как теперь говорят, в мейнстрим – принял участие в местных постановках. Свой первый сезон Великолукский театр открыл пьесой М. Горького «На дне».
От тех времен осталось мало фотографий и свидетельств. На коллективном снимке, спроецированном на экран, можно опознать лишь одного человека – самого Дмитрия Яркина.
В 30-е годы в труппу театра влилась большая группа артистов из Москвы, только что закончивших учебу. Театральная жизнь в Великих Луках била ключом, что подтверждает любопытный факт: за выступления на разных смотрах и конкурсах театр был награжден грузовой машиной, чтобы артисты могли гастролировать по близлежащим селам и городам.
В одной из таких поездок они и встретили начало войны. 21 июня в городе Себеже играли для пограничников спектакль по пьесе Николая Погодина. После спектакля допоздна засиделись, беседуя с пограничниками, а в это время вражеский сапог уже ступил на советскую землю...
Послевоенная история театра задокументирована значительно лучше. Павел Сергеев насчитал 13 периодов, связанных с именами главных режиссеров, начиная от заслуженного артиста РСФСР Александра Канина, которому довелось поднимать из руин великолукский театр. Возрождать не только здание, от которого в результате бомбежек остались лишь некоторые стены, но и труппу. В первые послевоенные годы артисты не только репетировали роли, но и потихоньку строили свой театр.
На праздничном вечере рассказы об истории театра чередовались с показом фрагментов современных спектаклей. Так, по задумке режиссера, обозначивалась связь поколений, продолжение традиций.
Когда прозвучала фамилия шестого (после войны) главного режиссера Бориса Свистунова, в зале раздались аплодисменты. Это значит, в зале были люди, помнившие этого человека и бывавшие на его спектаклях. Он возглавлял театр 15 лет – до 1974 года, поставил 53 спектакля, в которых играл и сам. На экране был показан снимок, где Борис Свистунов в роли Ленина. Патриотическая тематика была особенно близка этому режиссеру.
Рекорд Свистунова, кстати, до сих пор не побит, но к этому уверенно приближается сам Павел Сергеев – он занимает свой пост 13 последних лет, за которые сделал немало. Поставлено уже 72 спектакля, и при этом Павел Сергеев – тоже играющий режиссер, что он и продемонстрировал на юбилейном вечере, показав отрывок из спектакля «Макбет».
В последние десятилетия в Великих Луках работали режиссеры, ищущие новые пути, склонные к эксперименту, к философскому подходу, – Олег Соловьев, Сергей Маховский, Любовь Тихонова. Не все они были поняты и оценены великолукской публикой, но в истории театра оставили несомненный след. На их опыт и находки тоже опирается современная труппа.
Эта труппа возмутительно молодо выглядит. Хотя и ветераны в ней есть – Алевтина Патрушева, Анатолий Иванов, Алла Любовская и другие. На этот раз администрация театра отступила от правила и разрешила зрителям включить телефоны и фотоаппараты, чтобы вволю пофотографировать любимых артистов.
А почетные гости празднества не скупились на добрые слова, награды и поощрения. Это вице-губернатор Псковской области Вера Емельянова, председатель государственного комитета по культуре Псковской области Жанна Малышева (еще недавно она была директором театра), заместитель главы администрации города Ирина Бушенкова, заместитель главы города Сергей Гусев, председатель городского комитета культуры Валентина Зандер, начальник управления образования города Татьяна Лозницкая.
Кажется, отметили всех – от главного режиссера и директора до вахтера и водителя.
В наступающем году великолукский драматический вступает в полосу очередного ремонта. По этому поводу Вера Емельянова сказала: «Не пора ли подарить вам новый грузовик для гастролей, как в 30-е годы?» Что бы ни случилось, театральная жизнь продолжается.
Татьяна ДАВЫДЕНКО
Моему возмущению нет предела! Почему не упомянута ни словом Эльвира Усейкина, многие, многие годы вытаскивавшая на своем таланте постановки тупых режиссеров и бездарную игру статистов? Надеюсь истинные театралы прочтут мой комментарий и выскажутся по этому поводу тоже.
СОГЛАСЕН!!!
А сколько еще замечательных артистов работало в Великолукском драматическом. И сколько было унижено и разогнано по разным углам "цветным талантом" нынешнего главрежа.
С приходом Сергеева, театр многое потерял.
Некоторые постановки смотреть противно.
Театру не 95 лет, а много больше!
Первое стационарное здания театра было построено в Великих Луках купцом, меценатом Спиридоновым в 1888 году...
А спектакли ставились и ещё раньше...
Полагаю, ТЕАТРАЛЬНУЮ ИСТОРИЮ нашего города необходимо вести от первых истоков, а не от 1919 года.
Я вами, господа жители Южной Столицы, вааще поражаюсь! Культурой района заведует с акцентом говорящая на русском азербайджанка, культурой города, некая Зондэр и команда, закончившую какую-то белорусскую хабзайню Малышеву ставите директором театра, а потом аж министром культуры усея Пскобщины...
А театрал из другой провинции не знает, что сейчас театром руководит бывший замвоенкома, которого оттуда попросили досрочно, и попович по совместительству?
Не попович,а человек,который несет религию в народ!А остальное всё верно.
Во-первых, поспорю с коллегой-историком насчет "Первое стационарное здания театра было построено в Великих Луках купцом, меценатом Спиридоновым в 1888 году"... Уважаемый, всем, серьезно занимающимся краеведением, известно, что первым зданием театра в Великих Луках было здание трактира на Никольской, отданное для этого по просьбе Марины Мнишек лично Лжедмитрием еще до взятия его войском Москвы.
Во-вторых, призываю всех неравнодушных к судьбе современного Великолукского драматического театра, выйти во время Чемпионата по воздухоплаванию (в другое время власть не обратит внимания) на пикет или акцию протеста - под каким лозунгом решим здесь коллективно.
Противно читать , что написала Татьяна Давыденко - безграмотная статья ! Сразу видно , что она не владеет ситуацией в городе . Плохо что в нашем городе в отделе культуры просиживают старые пенсионерки ... Неужели у нас нет талантливой и грамотной молодёжи , которая хочет и может РАБОТАТЬ ?
Все на пикет на площадь Рокоссовского!!!
Источник, в котором написано про Марину и театр в ВЛ приведите, пожалуйста...
"Ливонские хроники" дерптского епископа, сейчас хранятся в библиотеке Тартуского университета.
у нас есть кандидат исторических наук Петров, у него точно должен быть перевод тех "хроник".
А может он в том имени Мариины театре первым
главрежем был?
многоуважаемые, мы отвлекаемся от темы. Давайте ответим, хотя бы сами себе, мы готовы оторвать пятую точку от теплого места и выйти на свежий воздух просто, чтобы, хотя бы, обозначить свою позицию или даже на это не способны?
Противно читать , что написала Татьяна Давыденко - безграмотная статья ! Сразу видно , что она не владеет ситуацией в городе . Плохо что в нашем городе в отделе культуры просиживают старые пенсионерки ... Неужели у нас нет талантливой и грамотной молодёжи , которая хочет и может РАБОТАТЬ ?
===============================================
Напиши грамотно, если владеешь ситуацией. А автор описала то, что видит видит обыкновенный человек, не знающий всех подробностей тайной закулисной жизни театра. И отнюдь не безграмотно.
к сожалению, правда жизни такова, что единственная в Городе гениальная актриса, Эльвира Усейкина, вместо того чтобы продолжать радовать истинных театралов блистательной игрой на подмостках родного театра, которому она отдала лучшие свои годы, вынуждена перебиваться с хлеба на воду в каком-то клубе на глухой окраине. Куда смотрит Зандер, почему безмолствует Малышева?!!
пошто безмолвствуют театралы???
усейкину в примадонны!!!! усейкину в примадонны!!! усейкину в примадонны!!!
усейкину в мадонны!!!!!