Объявления
Интервью
Фотогалерея
Весь мир – в театре
Подводя итоги завершающегося 92-го театрального сезона, директор Великолукского театра драмы Жанна Малышева подчеркнула, что за короткий период, с сентября до середины мая, театр реализовал большое количество проектов. «Это требует очень много и организаторских, и финансовых затрат, – заметила она, – но всем коллективом, едиными усилиями, нам удается реализовывать эти замечательные планы».
Ж. Малышева сообщила, что творческий коллектив перевыполняет плановые показатели по количеству премьерных спектаклей, по прокату текущего репертуара, а также по количеству зрительских посещений. И это, по мнению директора, самое важное достижение уходящего сезона.
Себя показать, на других посмотреть
Кроме подготовки премьер и показа спектаклей, театр осуществил ряд творческих выездов за пределы Великих Лук. Осенью стартовал проект обменных гастролей с Псковским областным академическим театром драмы им. А.С. Пушкина. «В сентябре мы принимали на нашей сцене гостей, а в октябре имели возможность поделиться своим творчеством с жителями Пскова, – напомнила Ж. Малышева. – Проект оказался интересным обеим сторонам, поэтому мы решили ввести такую практику в традицию. Я считаю, что великолукские зрители должны иметь возможность знакомиться с творчеством других театров, а наш творческий коллектив – проверить свое мастерство на другой публике, сравнить свои достижения с достижениями коллег».
В ноябре театр принял участие в V международном театральном фестивале «Герои Гончарова на современной сцене», который традиционно проходит в Ульяновске. Там великолучане показывали спектакль «Обрыв». «Этот спектакль живет в нашем репертуаре уже несколько лет, а значит, он действительно трогает человеческие сердца», – подчеркнула Ж. Малышева.
В конце января на сцене Великолукского драматического театра состоялась творческая встреча с народной артисткой СССР Людмилой Чурсиной. «Эта встреча произвела огромное впечатление на зрителей, – обратила внимание Ж. Малышева. – Талант Людмилы Алексеевны, ее потрясающая харизма, неподдельная интеллигентность, тонкое чувство юмора никого не могут оставить равнодушным. Легендарная личность и очень интересный человек».
Встречи великолучан с этой известной актрисой продолжились новым проектом драматического театра. «Проект уникальный. 22 мая, впервые в истории великолукского театра, вместе с нашими актерами на сцену вышли настоящие «звезды» – актеры московского театра Российской Армии Людмила Чурсина и Сергей Колесников, – подчеркнула Ж. Малышева. – Это большая честь и событие, которое украсит историческую летопись нашего театра и нашего города».
Эксперимент, который вдохновляет
«Сенсационный проект». Именно так назвала директор драматического театра Жанна Малышева творческую работу, которую 22 мая увидел великолукский зритель.
«Пьеса Голдмена сегодня очень актуальна, – подчеркнул главный режиссер театра Павел Сергеев, – и она есть в репертуаре многих театров, потому что проблема отцов и детей, проблема взаимоотношений в семье – вечная».
Поскольку пьеса достаточно жесткая, многие театральные режиссеры ставили ее специально под какую-то яркую актрису. Так было, например, в театре «Ленком», где спектакль под названием «Аквитанская львица» поставил Глеб Панфилов, а главную роль исполняла Инна Чурикова. Затем в театре Российской Армии возникает проект режиссера Александра Бурдонского. В спектакле по исторической драме Д. Голдмена под другим названием – «Элинор и ее мужчины» – роль королевы Аквитанской исполняет Людмила Чурсина.
Так совпало, что в репертуаре великолукского театра тоже был спектакль по пьесе Голдмена. «Для нашего театра это был очень удачный спектакль, – заметил П. Сергеев, – где королеву Элинор очень хорошо играет Александра Комолова». Но 22 мая эта актриса уступила сцену Людмиле Чурсиной.
Идея появилась давно, когда и наша великая землячка, и режиссер великолукского театра узнали, что репетиции пьесы Д. Голдмена идут параллельно на двух сценах: столичной и великолукской.
Опыт «ввода» народной артистки СССР в спектакль великолучан уже был. Это произошло на фестивале «Арбатские встречи», во время которого Людмила Чурсина сыграла вместе с Павлом Сергеевым в спектакле «Макбет». «Спектакль этот «моно», и было достаточно сложно войти в него так, чтобы не разрушить его структуру. Это было интересно и для меня, – вспоминает режиссер, – и для театральной общественности Москвы, которая пришла на этот спектакль. Теперь мы решили повторить этот опыт уже в Великих Луках. Думаю, что нашей труппе было интересно выйти на сцену с нашей легендарной землячкой. Это было интересно и зрителю».
Павел Сергеев рассказал, что видел спектакль, в котором играет Чурсина, на сцене театра Российской Армии. «Необходимо было протянуть одну линию, чтобы оба спектакля совместить, – поясняет режиссер. – В результате этого наша постановка претерпела небольшие изменения, поскольку два ведущих артиста вошли в спектакль. Какие-то мизансцены изменены, чтобы Л. Чурсиной и С. Колесникову было удобно работать у нас, а им предстояло приспособиться работать в наших декорациях».
«Нам, безусловно, будет интересно, поскольку появляются неожиданные реакции, – поделился своими ощущениями накануне показа Павел Сергеев. – Например, я привык к тому, как Александра Александровна Комолова надевает на меня корону. А как это сделает Людмила Алексеевна Чурсина? Или в одной из мизансцен королева Элинор беседует с Ричардом, который должен положить ей голову на колени, а королева должна его гладить. Это привело в некоторое замешательство нашего артиста Бориса Ефремова, потому что у нас этот конфликт решается стоя, а Людмиле Алексеевне удобнее сидеть. Но это не просто королева, это – Чурсина».
Объединяя два спектакля, режиссеру пришлось поработать и над единством костюмов и причесок, поскольку в Великих Луках в этом спектакле все выходят на сцену в париках, а в Москве – без них.
«Важно не нарушить зрительскую концепцию спектакля и не запутаться тем исполнителям, которые уже давно работают в этом спектакле», – подвел итог П. Сергеев.
От королей – к героям нашего времени
Проект, который театр планирует реализовать в ближайшее время, – «Герой нашего времени сегодня – кто он?». Павел Сергеев подчеркнул, что традиционно театр ориентируется на хорошую классическую драматургию, которая, к сожалению, все более забывается молодыми людьми. Но современная драматургия резко вторгается в нашу жизнь. И театр Великих Лук должен реагировать на эту тенденцию.
«Как правило, это очень сложная драматургия, – говорит главный режиссер, – которая, на мой взгляд, не должна идти со сцены театра или должна быть в театре, который специализируется только на современной драматургии, когда зритель знает, на что он идет, что он может услышать ненормативную лексику, неправильные фразеологические обороты, может попасть на скучный для него спектакль, который идет в жанре «вербатим»: то, что происходит в реальности, то и выстраивается на сцене». По мнению П. Сергеева, это вполне допустимо в Москве, в больших городах, но неприемлемо для такого небольшого городка, как Великие Луки.
Выбирая современную драматургию, П. Сергеев планирует остановиться на трех пьесах, называя таких драматургов, как Александр Молчанов (пьеса «Убийца»), Михаил Дурненков или братья Пресняковы, Петр Гладилин. «Это драматургия, которая не будет нашего зрителя шокировать ненормативной лексикой, – отметил П. Сергеев. – Мы все-таки нацелены на хорошую речь и хороший язык». К современной драматургии планирует обратиться и режиссер театра Денис Осинин.
Современные пьесы будут представлены на сцене Великолукского театра в форме читки, то есть в форме раннего периода работы над пьесой. «Это период, когда пьеса еще не выходит в планшет репетиционного зала. Это очень модный на сегодняшний день прием, к которому обращаются многие режиссеры, – пояснил П. Сергеев. – Артисты прочитают пьесу по ролям в творческой читке. А потом мы попробуем побеседовать и поговорить о тех персонажах, которые будут представлены».
Так что следите за афишей и приходите на эти спектакли-читки, которые будут проходить на малой сцене. «Возможно, мы обратимся и к читке пьес местных авторов, которые приносят в театр свои работы», – завершил свой рассказ главный режиссер.
Ирина ЗАЯЦ