Объявления
Интервью
Фотогалерея
Весь этот джаз – рождественский, бразильский, настоящий...
Великолучане джазом не избалованы. Между тем публика, желающая понаблюдать, как на твоих глазах рождается импровизация, в городе имеется. Она неизменно приходит на концерт, увидев в афише имя псковского саксофониста Аркадия Галковского. А в последние годы в городе обосновался пианист Сергей Шишков, отработавший несколько лет в Америке и познавший джаз на его исторической родине.
Именно Сергей стал организатором концерта «Рождественский джаз», с большим успехом прошедшего 13 января в ГДК имени Ленина. На этот раз команда собралась большая, помимо уже названных музыкантов в концерте приняли участие Виталий Цемка – клавишник, Григорий Галковский (ударные), Татьяна Ямбердова (скрипка) и Екатерина Андреева (вокал).
Как заметил Аркадий Галковский, по привычке взявший на себя роль ведущего, «в Пскове у нас коллектив, а Сергей в Луках один бьется». Но на самом деле уже не один: похоже, ему удалось увлечь джазом свою супругу Татьяну Ямбердову. Ее выступление показало, что и скрипка джазу не чужда.
Правда, о создании в Великих Луках собственного джазового коллектива речь пока не идет, несмотря на усилия Сергея Шишкова по популяризации этого вида музыкального искусства. После концерта Сергей ответил на вопросы «Нового дня».
– Почему вы решили связать джаз с Рождеством?
– В Пскове давно практикуют рождественский джаз. Такое веяние, конечно же, пришло с Запада. Джаз ведь играют протестанты. В том числе и в церквях. Там это принято. В нашей стране церковь и джаз несовместимы, к моему большому сожалению. Но рождественская неделя для концерта очень удачная: середина сезона, музыканты все на месте, а у публики подходящее настроение...
– Особенно с настроением великолучан совпали бразильские композиции – «Девушка из Ипонемы» и другие. Чем бразильский джаз отличается от американского?
– Сформировался он, безусловно, под влиянием американского. Но ритмы в нем сугубо бразильские. Понятие «босанова» (порт. bossa nova) можно перевести как «новая фишка». В 60-е годы прошлого века этот стиль взорвал все представления. Создавался он на базе cool jazz, то есть «прохладного джаза», который был очень насыщен гармониями, разными красками, это такой вальяжный джаз, элитарный. Его взяли и переложили на бразильские ритмы. В частности, самба очень повлияла.
Босанова – один из немногих стилей в джазе, который сформировался под влиянием белых музыкантов. Негритянская культура там не участвовала. Бразильский джаз создали белые поэты и музыканты. Одни писали прекрасные тексты, вторые писали к ним музыку. Он немножко элитный, не для всех. Но со временем стал очень популярен и везде распространился.
– В России он нашел горячих поклонников, оказался чем-то близок русской душе...
– Джаз интересен импровизацией. Выходишь на сцену и не знаешь, что получится на этот раз. На концерте был момент, когда Аркадий Галковский вспомнил песню Анатолия Новикова «Эх, дороги». Я думал сначала, что это шутка, а он вдруг говорит: «Давай играть». Взяли и сыграли. И хорошо получилось. Вот это и есть джаз! Момент какого-то сюрприза, взаимосвязи между музыкантами на сцене – он возможен только при импровизации. Когда глаза в глаза посмотрели и поняли друг друга. Это необыкновенное ощущение...
– Правда, что Галковский был вашим педагогом?
– Нет, я ведь пианист, а он играет на духовых инструментах. Но однажды в музыкальном училище я музицировал в классе, и распахнулась дверь, зашел Аркадий Валентинович: «Что ты тут играешь?» Я ответил. Он тогда говорит: «А вот есть такая тема... Ты джаз любишь?» А я не знаю, не пробовал его любить. Он мне одну тему показал. И мне хватило. Не знаю, благодарить его за это или нет. Ворвался в класс, зажег и убежал. Ничего больше не показывал, не объяснял, не учил...
– На этот раз Аркадий Галковский привез вокалистку – Екатерину Андрееву, которая очень понравилась слушателям. Это его студентка?
– Катя Андреева – воспитанница Галковского. Он интересен еще тем, что не ленится работать с молодыми ребятами. Но она студентка не колледжа искусств, где он преподает, а педагогического университета, изучает иностранные языки. Английский у нее хороший, произношение чистое. И поет она чисто. Это очень приятно.
Вообще-то идея у меня была – показать композиции ансамбля Jazz Messenger, который долгое время в Америке держал марку ведущего коллектива. Многое было сыграно из их репертуара. Ансамбль уникальный. Как Галковский у нас взращивает таланты, которые потом вылетают из гнезда, так и через Jazz Messenger прошло невероятное количество звезд джаза. Просто кузница кадров.
– Несколько лет назад во время нашей первой беседы вы посетовали на отсутствие в Великих Луках хорошего рояля. Что-то изменилось?
– Если бы... Я нашел в Америке шикарный рояль «Стейнвэй». С доставкой будет стоить 3 миллиона. Он списанный, но из Нью-Йоркской филармонии. 10 лет инструменту. Даже лучше, что не новый, он как машина обкатанная – садись и езжай. Но пока никто не заинтересовался. Может быть, найдутся меценаты, которые подарят городу этот замечательный инструмент? Если мы хотим, чтобы к нам приезжали музыканты высокого уровня, надо иметь хотя бы один достойный рояль.
– Что дальше, какие планы?
– Мечтаю показать городу настоящий джаз. Не хочу сказать, что этот был ненастоящий: как могли, так сыграли. Публике понравилось. Но я мечтаю привезти настоящих джазменов – то есть людей, которые именно джазом зарабатывают себе на хлеб. Которые только его играют. Чтобы великолучане послушали, как это может звучать. Ведь мастерство джазмена нарабатывается постоянной практикой, как физическая форма в спортзале.
Попробую привезти музыкантов из Норвегии. Правительство этой страны выделяет своим музыкантам гранты – чтобы ездили и популяризировали свое искусство. Поэтому пригласить музыкантов из Норвегии дешевле, чем из Петербурга и тем более из Москвы. Им интересно Россию посмотреть. А нам интересно будет их послушать.
– Любопытный поворот – от Бразилии к Норвегии. Но, видно, от джаза и не такого можно ожидать!
Татьяна ДАВЫДЕНКО
Фото с сайта Luki.ru
Люблю джаз, буду очень рада приезжающим музыкантам, надеюсь, что у нас в городе будет свой джазовый коллектив.