Главная Образование и культура В поисках истинного искусства

В поисках истинного искусства

16.04.2014

Когда гений живет по-соседству, в обычном, ничем не выдающемся доме, куда можно зайти без церемоний, и ходит по тем же улицам, и видит те же закаты над озером, как-то теряется ощущение масштаба его личности. Ну вроде он наш, родной, и нам ли не понимать творчество земляка.

В данном случае я имею в виду Модеста Петровича Мусоргского. Все мы слушали «Картинки с выставки», «Хованщину» (или хотя бы вступление к ней), почти все бывали в музее-усадьбе композитора в Карево-Наумово. И думаем, что кое-что знаем.

Встряхнуть застоявшиеся впечатления помогла международная научная конференция, посвященная 175-летию со дня рождения Мусоргского, которая прошла в центре эстетического воспитания 5–6 апреля. Называлась она символически – «Истоки. Истина. Искусство».

Событие неординарное для нашего города уже хотя бы потому, что предыдущее подобное мероприятие случилось четверть века назад – в год 150-летия композитора.

Тогда, в 1989-м, к нам приехали ученые-музыковеды из ряда стран. Сейчас представительство было чуть скромнее – представлены в основном города России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Псков, Ржев, Красноярск). Даже китаянка Ва Цюй, как оказалось, работает в Нижегородской государственной консерватории. Впрочем, доклад ее был все-таки о традициях Мусоргского в фортепианном искусстве современного Китая.

О чем рассказывали другие участники конференции? Если коротко, можно сказать так: об уникальном наследии композитора, которое еще изучать и осмысливать не одному поколению исследователей.

Причем разговор довольно часто перекликался с современностью.

Например, Ольга Кох, и.о. директора Российского института истории искусств (Санкт-Петербург), напомнила о том, что и в XIX веке Крым был болевой точкой для Российского государства. Шла Крымская война, на которую Модест Петрович не попал лишь по молодости лет. Как и большинство дворянских сыновей, он готовился поначалу к карьере офицера. Падение Севастополя больно ударило тогда по самолюбию россиян. Довелось Мусоргскому побывать и чиновником – псковское дворянство было в основном небогатым, мелкопоместным, приходилось идти на государственную службу ради жалования. Но об этой стороне жизни композитора мало что известно.

Старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Надежда Тетерина (Москва) представила уникальное издание – академическое собрание сочинений М.П. Мусоргского в двух томах. Ученые много лет восстанавливали партитуры, чтобы вернуться к тому, что было написано композитором. Изучали даже авторские подчистки и исправления. Это огромный кропотливый труд. Но судьба издания трагична. В 90-е годы, когда отпечатанные в Германии книги привезли в Россию, издательство «Музыка» не стало получать их на почте, и 300 уникальных экземпляров были отправлены назад. Однако участникам конференции удалось подержать в руках раритетное издание.

Совсем иным было выступление доктора искусствоведения, академика РАЕН Игоря Мациевского (Санкт-Петербург). Это был не доклад, а именно выступление, в ходе которого ученый не раз садился за рояль, чтобы проиллюстрировать свои слова. А говорил он об этнокультурной основе музыки Мусоргского. Будучи помещиком в озерном Жижицком краю, композитор творчески осмысливал присущие этим местам музыкальные традиции, вплетал их в свои оперы и другие произведения. К сожалению, сегодня уже многое утрачено. Сохранимся мы как народ или нет – зависит от того, сохраним ли мы этнокультурную традицию родины Мусоргского, считает академик Мациевский.

Пересказать хотя бы вкратце все выступления, к сожалению, газетный формат не позволяет. Докладов за два дня конференции было 26, и многие из них заканчивались оживленным обменом мнениями. В зале ЦЭВ собрались люди, глубоко увлеченные предметом разговора. Конечно, внесли в него свою лепту и великолучане – заместитель директора центральной городской библиотеки Вера Карпицкая и заместитель директора ДМШ № 1 имени М.П. Мусоргского Лилия Спиридонова выступили с докладами, а музыканты городской филармонии дали концерт для участников конференции.

Татьяна ДАВЫДЕНКО

Контрасты родины Мусоргского

Голубой автобус уносил нас из Великих Лук по центральному проспекту. В автобусе – участники научной конференции, посвященной 175-летию Модеста Петровича Мусоргского. Едем на родину композитора!

С головы бюста маршала К.К. Рокоссовского весело улыбнулась сидевшая там белая чайка. Проезжая мимо деревни Корнилово, путешественники увидели двух аистов, чинно стоявших в своем придорожном гнезде. После Куньи с тревогой наблюдали пал сухой травы. Въехали в соседнюю Тверскую область, чтобы обратно вернуться на Псковщину. Посмотрели на заброшенные, полуразвалившиеся дома и колокольню деревни Плотично.

И вот первая остановка: справа плещутся воды Жижицкого моря-озера, слева – на Каревском холме стоит памятник М.П. Мусоргскому. Участники конференции цепочкой стали подниматься на вершину холма. Большинство из них были здесь впервые. Пофотографировали, позвонили в колокол-пьедестал, насладились эпическими видами русской природы и поехали в музей-усадьбу композитора.

В Наумове нас встретили: справа на горке пустые окна общежития Наумовского техникума (как потом рассказали местные жители, раньше он выпускал до 400 специалистов, в последний раз только 8, и вот уж год, как прекратил свое существование), слева – покосившийся забор музея-усадьбы.

Сотрудники музея уже ждали гостей. Экскурсию по залам провела директор музея Лидия Николаева. Интерактивное погружение в фольклор и народные забавы, знакомство с повседневными работами обитателей усадьбы ожидало гостей в людской.

В красивейшем белом зале прошла церемония вручения сертификатов, памятных подарков участникам конференции. Ольга Новикова вручила нашим гостям уникальную книгу своего покойного супруга, исследователя творчества и жизни композитора Николая Новикова «Молитва Мусоргского».

Сфотографировали на память виды усадьбы. И снова в путь – в Великие Луки. Промелькнула Кунья с плакатом, на котором было написано, что недалеко от трассы находится родина XI Патриарха всея Руси Тихона. Подумалось: в любой европейской стране такие исторические места, родина выдающихся деятелей истории и культуры, давно бы уже стали центрами индустрии туризма – с добротными гостиницами, разнообразными сувенирами, интересными культурными мероприятиями и, конечно же, с потоками путешественников из разных стран,

Надеюсь, что областные власти, новый руководитель комитета культуры региона Жанна Малышева реально повернутся лицом к югу области. Это требует достойных финансовых вливаний, участия неравнодушных людей. Но наша земля со своей великой и трудной историей отблагодарит вас сторицей!

Участники конференции оставили записи в книге для гостей музея-усадьбы. Вот, например, что написала Ва Цюй, музыкант из Китая, работающая преподавателем кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской консерватории. Она сделала запись иероглифами и расшифровала ее: «Музыка без границ». Очень, на мой взгляд, символично в условиях современных политических реалий.

Владимир ПАВЛОВ

Кстати: В середине мая в музее-усадьбе Модеста Петровича Мусоргского в с. Наумово пройдет во второй раз акция «Ночь в музее». Не пропустите, будет интересно!

Комментарии (2)

19.04.2014 в 17:10 Гость написал:

Здесь был Вова.

19.04.2014 в 17:40 Гость написал:

Много раз...

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций