Объявления
Интервью
Фотогалерея
Тайны вселенной откроем с собственного балкона
Астрономия как обязательный предмет исчезла из школьный программы лет десять назад. А ведь многие из нас сдавали выпускной экзамен по астрономии… Теперь школьные учебники по этому предмету стали раритетами, и не все ученики сейчас знают, что Солнце – звезда.
Тем не менее планеты, галактики и вселенные, полеты к звездам по-прежнему будоражат человеческое сознание. Сегодня о своем увлечении астрономией расскажет великолучанин Владимир МАРКЕЛОВ, инженер-строитель по специальности.
– Владимир, зачем вы смотрите на звезды и планеты? Что вы ищете в небе?
– Мне интересно увидеть то, о чем я когда-то читал. Луну, например, ее структуру, кратеры, моря – это красиво. Крупные планеты Юпитер и Сатурн не менее прекрасны на фоне черного космического пространства. Ни одной картинкой невозможно передать то, что открывается в телескоп. Вид ночного неба завораживает, а телескоп позволяет заглянуть глубже, увидеть детали. Что ищу? Планеты, далекие галактики, звездные скопления.
Направив телескоп в любой участок неба, можно увидеть множество звезд, которых не видно невооруженным глазом. Некоторые ищут инопланетные базы на Луне, еще что-то. Все объекты меняются, Луна меняет освещенность, спутники облетают планеты. В течение одной ночи можно заметить изменение положения ярких точек возле Юпитера – это его спутники. Подключив фотоаппарат, можно получить снимок космического объекта. Спортивный интерес просыпается. Кто-то гоняется за одним и тем же объектом 20 ночей – ради хорошего снимка. Я пока до этой стадии не дошел. Сейчас моя цель – увидеть и сфотографировать наиболее яркие из объектов дальнего космоса.
– С чего началось увлечение космосом?
– В школе у меня астрономии не было, но в библиотеке попался на глаза учебник. Полистал страницы с картинками – понравилось, ну и пошло-поехало. Перерисовывал из книг карты звездного неба, увеличивал масштаб, делал пометки. Искал по карте звезды на небе – в летние ночи, когда был с семьей на даче. Позже, когда начал работать, брал на работе теодолит, смотрел на Луну, пробовал рассматривать звезды. Это значительно интереснее, чем невооруженным глазом. Еще можно смотреть в бинокль или подзорную трубу. Но хотелось большего.
Из обычных линз для очков смастерил свой первый телескоп. Астрономы в шутку называют такой прибор «очкоскоп». Качество наблюдений улучшилось, но результат все равно не радовал. Понял, что пора обзавестись настоящим телескопом. Долго выбирал, собирался с мыслями и купил Levenhuk skyline 90х900 с дополнительными аксессуарами, расширяющими его возможности.
Изображение в телескопе крупное, четкое, не размытое. Но для астрономических наблюдений не бывает универсальных инструментов: для Солнца нужен один, для планет другой, для галактик третий. Я взял телескоп, который больше подходит для планет, поскольку их смотреть проще и не так дорого. Поэтому смотрю, что могу из того, что хочу, а не все, что хочу.
Я не отношу себя к любителям астрономии, которые могут подолгу наблюдать за планетой, зарисовывать положение спутников, анализировать их поведение и т.п. Пока мне интересно просто смотреть и искать на небе объекты, которые еще не видел. А их там очень много. Сегодня я могу оставить себе память в виде фотографии, чтобы другим интересующимся показать.
– Что можно наблюдать?
– Точно видел Солнце, Луну, Сатурн, Юпитер, Марс, Туманность Ориона. Это основные объекты наблюдений начинающего астронома, поскольку они яркие, их легко найти на небе, и видны они даже невооруженным глазом. С остальными сложнее. Видел несколько объектов из каталога Мессье (список из 110 астрономических объектов) в виде бледных пятен. В галактике М100 были различимы спирали.
Для наблюдения удаленных тусклых объектов надо, во-первых, уметь навести телескоп в нужный участок неба, во-вторых, глаза должны адаптироваться к темноте. Выйдя из яркого помещения и сразу посмотрев в телескоп, вы ничего не разглядите. А если побыть хотя бы часик в темноте, то станут видны детали. Глаза должны привыкнуть.
На помощь приходит фотоаппарат, он способен «разглядеть» не только контуры объекта, но и его цвета. Если что-то трудно увидеть глазом, то этот объект можно сфотографировать с большой выдержкой и рассмотреть на снимке.
До сих пор помню свои ощущения, когда впервые увидел в телескоп Сатурн. Это был мой первый космический объект. Ощущение – словами не передать...
– Что представляет собой процесс наблюдения?
– Сначала изучаешь карты звездного неба, выбираешь объект поиска. С погодой должно повезти, ждешь безоблачную ночь, настраиваешь телескоп, выравниваешь по сторонам света и т.д. Потом пытаешься найти на небе известные уже ориентиры и направляешь телескоп в предполагаемое место нахождения объекта. Крутишь, вертишь, ищешь. И, наконец, находишь! Смотришь, радуешься увиденному или, наоборот, разочаровываешься, если видно плохо.
– Какое время суток подходит для наблюдений?
– Все объекты на небе имеют определенную яркость (звездная величина). На ночном зимнем небе видны даже слабые тусклые объекты, на ночном летнем небе уже тяжелее их разглядеть. А днем видны только те объекты, яркость которых больше яркости самого неба, – это Солнце, иногда Луна, кометы. Утром или вечером бывают видны планеты – Венера, Юпитер, они довольно яркие и, когда звезд еще не видно, они уже видны хорошо.
Бывают моменты, когда Венера и Меркурий находятся между Солнцем и Землей, и тогда днем, если смотреть через защитное устройство, можно увидеть прохождение планеты по диску Солнца.
Лучше всего наблюдать спустя час после захода Солнца и примерно за час до восхода. Для конкретных объектов есть свое расписание. Например, Юпитер можно наблюдать с сентября по июнь. В сентябре с 4 утра и до восхода, с декабря по июнь – сразу после захода Солнца и всю ночь.
– Городское освещение мешает?
– Мешает очень. В городе, с балкона, если уличные фонари неподалеку, видно значительно меньше объектов, чем за городом. Обсерватории специально ставят на возвышенностях и подальше от городов. Я смотрю из промышленной зоны города, там нет уличного освещения и небо хорошее. За городом лучше, но телескоп туда-сюда возить не каждый захочет. Помимо городской засветки еще много факторов влияет. Например, теплый воздух. Летом он очень мешает, искажая свет от объекта: появляется рябь, дрожание. Зимой, когда воздух морозный, видно четко, но мороз влияет на самого наблюдателя и дрожать начинает он.
– Насколько глубоко можно заглянуть в космос через ваш телескоп?
– Здесь более уместно говорить о проницающей силе телескопа. Это минимальная звездная величина небесных тел, различимых с помощью данного телескопа. Другими словами, насколько слабый объект можно увидеть. Говорить о дальности некорректно. До звезды Бетельгейзе чуть более 400 световых лет, и она прекрасно видна, а вот Плутон (тусклый маленький шарик) очень тяжело увидеть, хотя он практически рядом с нами (5,5 световых часов).
Важны два основных параметра телескопа: диаметр объектива и фокусное расстояние. Диаметр объектива влияет на количество света, которое может собрать телескоп: чем он больше, тем более тусклые объекты можно увидеть. У меня объектив 90 мм, это немало, но для профессиональной астрономии – просто смешной детский размер. Из описания моего телескопа: «Его 90-мм объектив собирает в 160 раз больше света, чем невооруженный глаз, делая доступными звезды 11,8 звездной величины».
Фокусное расстояние влияет на увеличительную способность телескопа. Чем оно больше, тем крупнее я смогу увидеть объект. Телескоп комплектуется сменными окулярами, у них тоже есть фокусное расстояние. Так вот степень увеличения телескопа прямо пропорциональна фокусному расстоянию трубы и обратно пропорциональна фокусному расстоянию окуляра. Телескоп у меня 900 мм, если я смотрю в окуляр 20 мм, то вижу объект увеличенным в 36 раз. А если в окуляр 10 мм, то в 90 раз крупнее получается.
Есть специальные приспособления, которые дают большее увеличение, например, линза Барлоу. С этой линзой у меня получается увеличение в 180 крат.
– В учебниках по астрономии, насколько я помню, Юпитер был желто-зеленого, Марс – красного цвета. У звезд мы видим мерцание – розовое, голубое... А в каком цвете небесные объекты видны через телескоп?
– Зависит от особенностей зрения конкретного человека и адаптации глаза к темноте. В большинстве случаев Туманность Ориона похожа на светло-серое облако, иногда с красноватыми оттенками. Юпитер – как стеклянный шарик, кажущийся прозрачным, блестящий, с цветными полосками. Марс – крохотная горошина коричневого цвета. Венера – примерно как Марс, и у нее бывают видны фазы, как у Луны.
Звезды через телескоп, через фотоаппарат, как и невооруженным глазом, видны в виде аккуратных точек разного размера и яркости. Но некоторые звезды действительно имеют разный цвет, какие-то с синевой, какие-то более розовые и т.д.
– А откуда берется цвет на фотографиях? Почему фотографические изображения, например, Туманности Ориона – цветные?
– Тут все дело в разном строении глаза и матрицы фотоаппарата и в особенностях режимов съемки. Свет от туманности собирается объективом телескопа и попадает в глаз. В глазу есть светочувствительные рецепторы: палочки и колбочки. Колбочки отвечают за восприятие цвета, но для их возбуждения требуется больший световой поток, чем проходит через объектив телескопа. Поэтому далекие космические объекты мы видим просто белыми.
В фотоаппарате вместо палочек и колбочек – светочувствительная матрица. Чувствительность этой матрицы можно настроить в широких пределах. Кроме того, фотоаппарат может определять, сколько света в него попало. Вот этот суммарно попавший свет наш глаз и не фиксирует.
Имей мы такую же систему, после каждого взгляда на объект он бы казался нам все ярче и ярче. Продолжительность фиксации света у фотоаппарата называется выдержкой. Чем длиннее выдержка, тем больше суммарно света попадет на матрицу, и картинка станет ярче, будут видны детали и цвета.
Космические объекты излучают волны не только в видимом диапазоне (свет), но и в ультрафиолете, рентгеновском диапазоне и др. Специальные матрицы способны фиксировать эти излучения, от этого картинка становится еще ярче и насыщенней.
В Интернете можно найти цветной фотоснимок туманности Конская голова в инфракрасном свете. Наш глаз такого не увидит. Вот поэтому и получается хорошо ощутимая разница между тем, что видим мы, и что «видит» фотоаппарат.
– Вы научную фантастику читаете, любите?
– Читаю, но далеко не все и по настроению. Если на глаза попадется отрывок, который зацепит, прочту. Из последнего – книга Виктора Савиных «Записки с мертвой станции». Научные статьи мне более интересны. В основном слежу за новостями космонавтики по статьям на habrahabr.ru, но есть и множество других интересных ресурсов по астрономии.
– Астронавигацию изучаете?
– Изучил в минимальном объеме, необходимом для более быстрого поиска объекта на небе. В каталоге Мессье объекты перечислены с координатами. Не понимая, что это, найти их тяжело, ну разве что случайно наткнуться можно.
– Кроме наблюдений ради наблюдений, какую полезную информацию можно получить, используя телескоп?
– Учитывая современные знания о космических объектах, можно добыть любую информацию о любом объекте, причем в любое удобное время, в любую погоду и не вставая со стула. С телескопом можно получить ощущение, что объект наблюдений – не абстрактный, а реальный, и ты его прямо сейчас наблюдаешь. Это как лабораторная работа по физике или химии, подтверждение теории на практике: да, Сатурн с кольцами, и спутники у него есть...
Чтобы разглядеть что-то новое, ранее никому не известное, нужно оборудование посерьезнее, чем любительский телескоп. Если «нафаршировать» телескоп системами автоматической навигации, слежения, камерами, которые будут постоянно снимать один и тот же объект, есть вероятность зафиксировать какое-то явление и преподнести научному сообществу. Комету новую открыть, вспышку новой звезды зафиксировать, если повезет.
От больших обсерваторий пользы, конечно, больше: это и предсказания магнитных бурь и возмущений на Солнце, отслеживание космических аппаратов на орбите, слежение за астероидами, кометами.
Но... Космос большой, а средств наблюдения мало. Челябинский метеорит, например, проморгали, а ведь кто-то из астрономов-любителей мог бы увидеть его. И предупредить человечество.
Татьяна КРАСНОВСКАЯ