Главная Образование и культура Секреты мастерства на конкурсе Артема Быкова

Секреты мастерства на конкурсе Артема Быкова

27.11.2013

На прошлой неделе центр эстетического воспитания, что на улице Ботвина, пережил волну творческого ажиотажа. Ученики музыкально-исполнительского отделения, от мала до велика, стали участниками конкурса. И этот внутришкольный конкурс этюдов получился не рядовым событием. О нем стоит рассказать.

Во-первых, у конкурса появилось имя. Педагоги школы искусств ЦЭВ решили посвятить его памяти своего выпускника, безвременно ушедшего пианиста Артема Быкова.

Во-вторых, была поставлена задача – повернуть детей к технике игры на фортепиано. Мотивировать их на большой труд для достижения большого результата.

Ведь Артем Быков смог! Мальчик из многодетной семьи, никогда не имевшей достатка, жившей в однокомнатной квартире, в тесноте да, как говорится, не в обиде, смог стать лучшим выпускником центра эстетического воспитания и одним из лучших студентов Псковского колледжа искусств, лауреатом ряда международных конкурсов пианистов. И, конечно, добился бы еще многого, если бы так рано не оборвалась его жизнь.

Таких людей нельзя забывать, считает учитель Артема Елена Войтушко. Возможно, его пример подтолкнет к тому, что дети не будут бояться ошибок и препятствий, а будут упорно и целенаправленно идти к своей мечте.

– Техника у музыкантов – это мастерство, – говорит Елена Алексеевна. – Мастерство, которое необходимо, чтобы творить, быть свободным в творчестве. На конкурсе Артема Быкова упор был сделан на умение транспонировать. Это значит – переносить произведение в разные тональности. Мало того, что ребята должны были технично сыграть этюд, нужно было один его раздел транспонировать в другую тональность. В какую именно – они получали задание на жеребьевке.

Не все педагоги были согласны с таким подходом. Не слишком ли сложно для учеников младших классов? Наталья Плеханова, например, была против, считала, что для детей это стресс, такое в училищах делают. Но в итоге она взяла свои слова обратно.

– Это действительно очень полезно для начинающих музыкантов, – считает теперь Наталья Анатольевна. – Послушав, я убедилась, что они справляются.

Для музыкально неподкованных читателей Татьяна Михайловна Дудко поясняет:

– Умение транспонировать развивает поле, в котором находится музыкант. Тональностей у нас 24. И если мы хотим, чтобы ребята играли сложные произведения, они должны осваивать тональности. Уже начиная с первого класса.

Интересным нюансом было то, что конкурс проводился в форме «слепого» прослушивания. Члены жюри сидели за ширмой и выставляли баллы, не видя исполнителя. Соответственно, конкурсанты не видели жюри.

– Это обеспечило беспристрастность, – считает Елена Войтушко. – И детям так было более комфортно. Когда мы сказали: а давайте вместо скучного технического зачета сделаем праздник – конкурс этюдов, причем играть каждый будет за ширмой, – это очень заинтересовало ребят. И они себя чувствовали более раскрепощенно.

Почему не все ученики музыкальных школ становятся пианистами? Потому что многим не хватает упорства для ежедневного совершенствования техники игры. Это как зарядка, как наращивание мышц. Уровень исполнительского мастерства должен расти с возрастом. Иначе в старших классах, когда приходит пора играть сложные произведения, оказывается, что ученику не хватает для этого технической оснащенности.

– Наращивание мастерства требует долгих и ежедневных тренировок, говорит Елена Войтушко. – Как, например, у фокусников – они постоянно должны развивать, тренировать свои пальцы, их чуткость, чувствительность. А если этого не делать, квалификация теряется довольно быстро.

– То же самое у хирургов, – добавляет Наталья Плеханова. – Я знаю, некоторые, когда нет работы, вяжут тонкими спицами – чтобы пальцы не теряли чувствительность.

Но если взрослые хирурги и фокусники сами прекрасно понимают, для чего они это делают, то у школьников вопрос мотивации, можно сказать, основной.

– В нашей школе искусств мы постоянно мотивируем ребят к исполнительству, – поясняет Татьяна Дудко. – Стараемся, чтобы все играли на филармонических концертах. Если человек семь лет сидит в классе и играет лишь для себя, то какая тут мотивация? А ты выйди – сыграй, например, одноклассникам.

Елена Войтушко добавляет:

– У нас есть такая форма выступления – «Подарок одноклассникам». Когда наши ученики дают концерты своим одноклассникам по общеобразовательной школе. Не одно произведение разучивают, а, например, десять. Ученики младших классов начинают концертировать перед воспитанниками начального эстетического отделения. То есть 6–7 летние выступают перед ребятками 4–5 лет, показывают, чему уже научились.

– Школа преследует цель, чтобы по окончании обучения у наших выпускников не просто остались в багаже выученные произведения, – продолжает тему Наталья Плеханова. – Важно, чтобы человек мог музицировать, мог свои знания применить в деле – проаккомпанировать, подобрать музыку, выступить перед слушателями. Наши дети, кстати, поступая в различные учебные заведения, и поют там, и играют. Они настолько творчески оснащены, что могут как творческая единица участвовать в любых мероприятиях. И это те, кто не сделал музыку своей профессией...

Конкурс памяти Артема Быкова – закономерное звено в этой кропотливой работе. Лауреаты получили подарки со смыслом. Это были диски с записями наиболее ярких выступлений самого Артема, а также победителей российского телевизионного конкурса «Щелкунчик».

Диск, показывающий, как дети могут играть на фортепиано, то есть к чему надо стремиться, подготовили родители Артема Быкова. Они, кстати, приняли самое непосредственное участие в проведении конкурса. Владимир Александрович фотографировал, снимал на видеокамеру, брал у ребят интервью. А Алла Александровна сидела на прослушиваниях с диктофоном, записывала, как играли участники. Возможно, что на следующий год и эта подборка войдет в подарочный диск. Ведь конкурс планируется сделать ежегодным.

Пока же педагоги центра эстетического воспитания обращаются к великолучанам за помощью. Надо помочь этой семье собрать деньги на достойный памятник Артему. Самим Быковым это сделать не удается. Все, кто имеет возможность и желание внести свой вклад в это благородное дело, могут обратиться в центр эстетического воспитания.

Татьяна ДАВЫДЕНКО

Снимки предоставлены ЦЭВ

 

Комментарии (1)

03.02.2017 в 19:33 Гость написал:

11 марта 2017 планируется конкурс в ЦЭВ

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций