Объявления
Интервью
Фотогалерея
Педагогический праздник новых идей
С 28 февраля по 2 марта в Великих Луках проходил V Международный марафон учебных предметов. Этот форум собрал педагогов не только из Великих Лук и Псковской области, но и коллег из Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, Москвы.
Торжественное открытие педагогического марафона состоялось в зале музыкальной школы. Педагогов приветствовали заместитель главы администрации города Великие Луки Ирина Бушенкова и начальник управления образования администрации города Татьяна Лозницкая.
Форум состоялся по инициативе С. Волкова, организатором выступил издательский дом «Первое сентября», генеральный директор А. Соловейчик.
Всех педагогов приветствовал директор центра образования «Царицыно» № 548 (г. Москва), народный учитель России Е.Л. Рачевский. Он поздравил всех с праздником. Ведь марафон – это праздник новых идей, праздник единомышленников. Он отметил, что каждый педагог – это оптимист. А иначе нельзя. Работать с детьми и быть пессимистом – недопустимо.
Ю.Б. Яковлев – руководитель некоммерческого образовательного проекта «Центр компетенций: интерактивная среда обучения» (г. Москва) в своем выступлении коснулся вопросов интерактивного обучения. Такое обучение открывает для педагогов и учащихся большие возможности. Новые государственные стандарты – это не повинность для учителей, а новые широкие возможности. Возможности реализовать себя в новом качестве.
В эти дни, по традиции, учителя проводили открытые уроки, знакомились с новыми технологиями, общались с коллегами из других стран, делились накопленным опытом и новаторскими идеями. Все это стимулирует профессиональный рост педагогов, повышает компетенцию руководящих работников, позволяет осмыслить актуальные проблемы образования, формирует единое образовательное пространство через расширение социального партнерства с педагогами из других городов. Благодаря этому педагогический марафон становится замечательной традицией системы образования.
V Международный марафон работал в режиме 12 площадок. Это секции «Воспитание в школе», «Дошкольное образование», «Начальная школа», «Социальная педагогика, психология, дефектология, коррекционная педагогика», «Английский язык», «Биология, экология», «Физика», «Информатика», «Математика», «Русский язык, литература», «Школа грамотного чтения».
Из всех секций я выбрала для себя секцию учителей начальной школы, так как работаю учителем начальных классов вот уже 25 лет.
Для нас гостеприимно распахнул двери лицей № 11. Здесь в течение двух дней учителя «началки» слушали лекции, смотрели мастер-класс, принимали участие в методическом диалоге, посетили открытый урок в 3 классе.
Лекцию «Проектирование учебных ситуаций, направленных на формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся начальной школы» читала Н.В. Селюнина, методист Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова (г. Москва). Речь шла о том, что сегодня больше всего тревожит учителя, – о реализации ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов).
Учить, но как? Вот еще один вопрос, который волнует учителей начальной школы. Учить, соблюдая индивидуальный подход к ученику. В начальной школе мы должны, прежде всего, научить маленького ученика учиться. Успешный первоклассник – это очень важно! Но какой он? Что любит? Что умеет? Как помочь первокласснику стать действительно успешным? Какова в этом роль учителя? А родителей? Как им помочь справиться со школьной программой? Ведь ни для кого не секрет, что успешность ученика начальной школы в большой мере зависит от помощи и поддержки родителей.
Приоритетом в образовании должно стать развивающее обучение. Главные вопросы: зачем? как? почему? Что я узнал сегодня и что еще смогу узнать завтра? И зачем мне это нужно? Для чего мне эти знания? Такие вопросы должен ставить перед собой ученик начальной школы. В этом и заключаются универсальные учебные действия – в умении видеть, понимать, рассуждать, логически мыслить.
Лекция О.Б. Скуратовой, кандидата педагогических наук, учителя ИЗО и технологии московской «Школы МПГУ», «Реализация требований ФГОС на уроках ИЗО и технологии» плавно перетекла в мастер-класс, где все желающие на 45 минут могли вновь вернуться в детство, стать учениками младших классов.
Урок изобразительного искусства – это та благодатная почва, на ниве которой можно воспитывать любовь к своей Родине, гордость за свою страну, патриотизм. Это можно реализовывать посредством русского пейзажа, национальных праздников, русских народных сказок, национальных костюмов и игрушек – да все и не перечислишь. Мастер-класс в исполнении Ольги Борисовны – это действительно Мастер и действительно Класс! Все с большой буквы. Профессионализм и обаяние, интеллигентность и умение найти общий язык с аудиторией – это и есть те качества, которые характеризуют учителя-профессионала.
Всегда интересным получается диалог с коллегами из других стран. В этом году на наш марафон приехали учителя из города Маарду (Эстония). И.В Михельсон и С.В. Толстова, учителя начальных классов Маардуской средней основной русскоязычной школы, рассказали о своих достижениях, поделились опытом проектной деятельности.
Проекты могут быть самые разнообразные: «Я в мире людей», «Праздник индейцев», «Этикет». Проекты могут совмещать в себе несколько предметов. Например, можно объединить тему «Домашние животные» (ОКМ) и повесть Троепольского «Белый Бим Черное Ухо» (литературное чтение). Главное, чтобы все это осталось в умах и сердцах наших учеников.
Ж.М. Ивановская, учитель начальных классов Вильнюсской средней школы им. С. Ковалевской, давала открытый интегрированный урок русского языка и чтения в 3-м классе. Тема «Сказки А.С. Пушкина». Имя А.С. Пушкина связано с Литвой косвенно. Сам Александр Сергеевич никогда не был в Литве, но здесь долгое время жил его сын, Григорий Александрович Пушкин. Учительница предложила совершить видеоэкскурсию по музею Пушкина в Вильнюсе. «Этот музей – уголок души русской в Вильнюсе», – сказала Жанна Михайловна.
Кто работает в школе, тот знает, что такое давать открытый урок. Это всегда трудно, даже если присутствуют свои же коллеги из своей же школы. А если это другая страна, другой город и дети, которых ты видишь впервые в жизни? Волновалась ли учительница? Наверное. Но этого не было заметно. Взаимопонимание с классом, четкое построение этапов урока, разнообразные задания. Все это вместе дало детям массу положительных эмоций. А как приятно было ученикам в конце урока увидеть видеопривет из Вильнюса от своих сверстников, учеников Жанны Михайловны и передать ответный привет!
Методические диалоги продолжили учитель начальных классов из Куньинского района И.А. Скоморохова (тьютор программы Intel «Путь к успеху») и О.В. Боботунова, учитель начальных классов из. г. Новосокольники.
Международный педагогический марафон завершен. Это была серьезная интересная работа в атмосфере профессионального праздника учителей и учащихся.
Елена ГРЯДУНОВА
Фото автора