Объявления
Интервью
Фотогалерея
Педагогический марафон: вопросы важнее ответов
Праздником педагогических идей и мыслей назвала начальник управления образования Татьяна Лозницкая прошедший на прошлой неделе в Великих Луках 6-й международный педагогический марафон. В этом году он принял почти тысячу работников образования из Великих Лук, Локни, Новосокольников, Куньи и других южных районов Псковской области. Своим опытом с ними делились ведущие специалисты, ученые, методисты из Москвы и Санкт-Петербурга, а в общем диалоге принимали участие писатели и издатели из столичных городов.
«Традиционные формы повышения квалификации себя изживают, и наша задача – менять подходы к повышению квалификации учителя, – сказала на открытии мероприятия Т. Лозницкая. – Педагогический марафон, на наш взгляд, – одна из наиболее эффективных форм профессионального совершенствования педагогов».
За предыдущие пять лет участниками подобных марафонов стали почти 5 тысяч учителей. Постепенно в эту команду единомышленников вливались и педагоги Латвии, Литвы, Белоруссии и Эстонии, придав форуму статус международного.
«У нас русская школа, мы даем образование на русском языке, – рассказала участникам педмарафона Мариам Раннак, директор школы из эстонского города-побратима Маарду. – Ребята, получив среднее образование, продолжают обучение в высших учебных заведениях не только в Эстонии, но в Европе и, конечно, в России. Поэтому для нас важно, в каком направлении движется российская школа, чему и как вы учите, какая у вас методика. Естественно, мы сверяем с вами свои методики, свое отношение к преподаванию. Кроме того, для нас важно, что педагогический марафон учебных дисциплин – это своеобразные курсы повышения квалификации. Так мы к этому мероприятию и относимся».
В творческих лабораториях
«Если мы не будем обсуждать новые формы работы, то вряд ли сможем достичь серьезной модернизации образовательного процесса, – подчеркнула Т. Лозницкая. – Реальное повышение квалификации учителя происходит только на примере практики, живого общения не в уютных, свободных от детей аудиториях, а в своеобразных творческих лабораториях, которыми насыщен педагогический марафон».
Именно в такой обстановке и проходили многочисленные лекции, семинары, мастер-классы, на которых свои разработки учителям юга области представили гости из Москвы и Санкт-Петербурга, а затем шли острые дискуссии по вопросам современного образования. Творческая мысль кипела в девяти тематических секциях.
«Система образования кардинально изменяется. В том числе и по причине наличия техники, при помощи которой можно реально получить весь объем знаний, накопленный человечеством. Ситуация, когда вопросы важнее ответов, возникла на наших глазах. Мы не приехали с ответами. Мы приехали с рассказами. Если после этих рассказов у вас возникнут вопросы, то мы будем считать цель достигнутой», – напутствовал участников педагогического марафона руководитель московского образовательного проекта «Умная школа» Марк Сартан.
Под шелест страниц
В эти же дни в рамках педагогического марафона проходил фестиваль детской книги. Писатели, ведущие редакторы издательств представляли книги, говорили о роли детского и семейного чтения, отвечали на вопросы школьников, их педагогов и родителей.
Побеседовать с самыми настоящими писателями и людьми, которые причастны к выходу книг, учащиеся великолукских школ смогли на встрече в литературном кафе. Оно распахнуло двери для тех, кто неравнодушен к книгам и чтению, для кого шелест страниц – не пережиток прошлого, а каждодневная реальность. Диалог детей со взрослыми, профессионалами от литературы, получился глубоким и интересным.
Тут детей не приходилось убеждать в том, что чтение необходимо. Но вопрос, стоит ли заставлять школьников читать программные произведения по литературе, они все же задали. И получили ответ от прозаика Сергея Дмитренко, который является шефом-редактором журнала «Литература» московского издательского дома «Первое сентября».
«Ни в коем случае никого заставлять нельзя, – считает писатель Сергей Дмитренко. – Но в то же время и родителям, и учителям необходимо искать то, что детям интересно. К счастью, классическая литература настолько обширна и настолько разнообразна, что в одном классе можно прочитать одну хорошую книгу, в другом классе – другую. То есть заставлять читать не нужно, а нужно детям показать, что они стоят перед сокровищем. И у каждого есть свое колечко, у каждого есть свое ожерелье. А задача учителя состоит в том, чтобы понять, какие жизненные проблемы интересуют учеников, и сказать, что в какой-то книге так написано об этих проблемах, что вам в них будет легче разобраться».
Конечно, за то, что кто-то не прочитал «Евгения Онегина», можно поставить двойку. Можно и на второй год оставить. Только прочитает ли ребенок это произведение в таком случае? Едва ли. «Если кто-то не прочитал книгу из школьной программы, можно спросить ученика, почему она ему не нравится, – посоветовал писатель. – И когда он начнет разбираться, что ему действительно не нравится, он вдруг поймет, что ему что-то и нравится. Во всяком случае, возникнет какое-то общение с текстом, которое тоже принесет пользу».
К сожалению, все меньше остается в семьях домашних библиотек. А печатные издания все чаще заменяют электронные аналоги. Как оказалось, вопрос, что лучше и не убивает ли присутствие компьютера любовь к чтению, тоже волнует школьников. Доктор педагогических наук, научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга Наталья Свирина заметила: «От чтения с монитора любого размера никуда не деться. Это очень удобно. Другое дело, что мы можем не изменять своим любимым книгам. Когда у вас появится свободная минутка, вы будете перечитывать их и годы спустя. Кто-то довольствуется сейчас только электронными носителями. И я не беру на себя смелость сказать, что это плохо. Нужно просто читать. Но мне все же кажется, – добавила Наталья Михайловна, – что первыми книгами у ребенка должны быть бумажные. С хорошими иллюстрациями».
«По-моему, детская книга не умрет», – добавил к этим словам Сергей Дмитренко.
А генеральный директор издательства «Детгиз» Алла Насонова из Санкт-Петербурга уверена, что интерес к чтению и в наше время качество вовсе не забытое. «Даже мировая наука говорит о том, что в средневзятом классе есть 10% литературоцентристских детей, которые читают все подряд. И этого вполне достаточно. Рано или поздно они заразят своих одноклассников, сверстников, расскажут кому-то о хорошей книге, которую удалось откопать или теперь уже скачать в Интернете. Так что дела на самом деле обстоят не так уж и плохо. Все-таки дети читают».
Вот такой оптимистичный вывод прозвучал в завершение дискуссии, которая еще раз подтвердила: хорошая книга помогает разобраться в себе, найти верный путь в жизни, понять окружающий мир и живущих рядом людей. Задача взрослых – лишь помочь ребенку найти необходимую именно ему книгу. Каждому – свою. И тогда дорога в мир литературы откроется и будет ровной и беспрепятственной.
Мария ОЗЕРОВА
Фото с сайта eduvluki.ru