Главная Образование и культура Образование на перепутье: куда выведет индивидуальный маршрут?

Образование на перепутье: куда выведет индивидуальный маршрут?

10.10.2012

Федеральные государственные стандарты старшей школы начнут действовать в российском образовании не ранее, чем через восемь лет. Пока же они вызывают немало дискуссий и сомнений. В то время как в педагогическом сообществе обсуждают новшества, которые еще только готовятся прийти в школу, лицей № 11 уже опробовал на себе многое из того, что предполагают новые стандарты.

Администрация школы, учителя, а также учащиеся и их родители уже смогли испытать на себе действие индивидуальных образовательных маршрутов. О преимуществе такой формы обучения старшеклассников говорит тот факт, что в лицей № 11 приходят, чтобы получить углубленные знания по тем предметам, которые необходимы при выборе будущей профессии и подготовке к учебе в вузе.

Стоит ли бояться введения федеральных образовательных стандартов, и не снизит ли качество образования его индивидуализация? Такой вопрос мы задали директору лицея № 11 Е.А. РОЖДЕСТВЕНСКОЙ.

– С 2006 года мы отрабатываем модель мультипрофильной школы, – рассказывает Елена Анатольевна. – Она принципиально отличается от профильного обучения. При мультипрофильной модели нет закрепления профилей за классами. При профильном обучении, к примеру, могут быть созданы естественно-научный и правовой классы. То есть профильными предметами в первом случае становятся химия и биология, а во втором – история и обществознание. Но что же тогда делать тем, кто хочет на глубоком уровне изучать физику и математику? Уходить из своей школы?

В мультипрофильной модели такого нет. То есть учащийся обучается по индивидуальному учебному плану. Школа, исходя из своих кадровых возможностей, материальных ресурсов, технического обеспечения учебного процесса, определяет для себя, какие предметы она может предложить своим учащимся на профильном уровне. Из предложенного списка ученики выбирают те предметы и в той комбинации, которые им необходимы для реализации их личных планов и потребностей при поступлении в вуз. То есть индивидуализация учебного процесса оказывается максимальной.

Для изучения на профильном уровне мы предлагаем физику, математику, химию, биологию, историю, обществознание, литературу, английский язык. Ученик выбирает для глубокого изучения два-три предмета. Кроме этого, ему предлагаются спецкурсы по выбору по всем основным направлениям. Соответственно, учащийся формирует свой индивидуальный учебный план. Предельно допустимой аудиторной нагрузкой является 37 учебных часов. Сюда должны войти все обязательные предметы. Часть из них учащийся изучает на профильном уровне. К этому он выбирает еще не менее двух спецкурсов. В индивидуальный учебный план мы также включаем проектно-исследовательскую деятельность: один-два часа в неделю.

По сути, такая модель и отражается в стандартах нового поколения, которые приняты для старшей школы. То есть нас стандарт для старшей школы не испугал, – подчеркивает Е.А. Рождественская. – Это именно то, что мы отрабатывали с 2006 года и что у нас уже начало получаться.

Три в одном

– Новые стандарты, действительно, отличаются от нынешней системы обучения в школе. Родители вспоминают собственную учебу, когда на одинаковом уровне изучали все предметы. А теперь предстоит что-то изучать более глубоко, а на что-то не обращать много внимания. Да и речь идет только о девяти предметах. Это так? – обращаюсь я к Е.А. Рождественской.

– Это не девять предметов, а девять предметных областей, из каждой ученик может выбрать несколько предметов, – поясняет Елена Анатольевна. – Причем на базовом или на профильном уровне.

Есть в новых стандартах особенность, которую мы пока не реализовываем. Подразумевается, что учебный курс может быть базовым, профильным и интегрированным. Интегрированные предметы – это то, что нам предстоит отрабатывать.

Например, физика, химия и биология могут изучаться как отдельные дисциплины на базовом или на профильном уровне. А если ребенок хочет их изучать на базовом уровне, то он может выбрать еще и интегрированный предмет – естествознание, который включает в себя сведения по всем трем дисциплинам. Это направление мы заложили в программу развития нашего лицея, чтобы приблизить существующую у нас модель школы к стандартам третьей ступени, которые были приняты в этом году.

Каждый ученик станет исследователем

– Эти стандарты предполагают еще и индивидуальный проект, который учащиеся выполняют самостоятельно. Есть ли у вас сейчас такая форма работы?

– У нас учащиеся выполняют не только индивидуальные, но и групповые проекты, – отвечает Е.А. Рождественская. – Например, по экологии, по социальным дисциплинам. Как перейти к индивидуальным проектам для каждого – тоже еще предстоит продумать.

У нас большая школа: по 75 учащихся в десятых и одиннадцатых классах. Соответственно, все педагоги должны владеть проектной методикой, методикой организации исследовательской деятельности. Но я уверена, что для учащихся это необходимый компонент обучения, потому что это развивает те навыки, которые в дальнейшем понадобятся для продолжения образования в высших учебных заведениях.

Кроме того, в основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход. То есть предстоит двигаться от простого запоминания некой суммы знаний к умению применять их на практике. В этом смысле, проектная работа – тот вид деятельности, который ориентирован на применение полученных знаний и на получение новых в процессе исследования. Знания получают личностно-окрашенный характер. Мотивированность к их получению усиливается многократно.

Мы давно работаем в этом направлении и на самых разных уровнях представляем свои исследовательские работы. На прошлой неделе восемь наших учащихся вернулись с международной экологической конференции в Санкт-Петербурге. Семь из них приехали с дипломами: два – первой степени, четыре – второй и один диплом третьей степени. То есть исследовательские работы лицеистов конкурентоспособны даже на таком уровне.

Для развития этого направления необходимо совершенствовать нашу материально-техническую базу. У нас есть хорошо оборудованные кабинеты химии, физики, биологии. Но хотелось бы создать лабораторию, где учащиеся могли бы заниматься своими проектами и осуществлять различные инструментальные исследования. Сельскохозяйственная академия предоставляет нам свои лаборатории, исследовательские площадки. Спецкурс по химии у нас преподает доцент кафедры химии ВГСХА И.А. Надточий. Часть занятий она проводит на базе лабораторий академии. В летнее время наши ребята выезжают в Тверской заповедник и там тоже проводят исследования. Но нам бы хотелось иметь в школе собственную современную исследовательскую базу.

В то же время у нас много техники, которую учителя освоили. Мы только что получили по областной программе четыре интерактивных доски SMART. В этом плане шаг вперед сделан гигантский. Думали ли мы пять лет назад, что в каждом классе у нас будет стоять компьютер? Введен электронный журнал. Но нужно еще больше, чтобы обеспечивать современный уровень образования и выйти на тот результат, который предусмотрен образовательным стандартом нового поколения.

Ирина ЗАЯЦ

 

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций