Главная Образование и культура Михаил Семевский – это не прошлое, это наше будущее

Михаил Семевский – это не прошлое, это наше будущее

27.08.2014

Спустя 157 лет первая книга выдающегося великолучанина вновь увидела свет. На этот раз – в сборнике, составителем и одним из авторов которого выступил Станислав Петров. Публикацию осуществило издательство Сергея Маркелова. Мы попросили Станислава Георгиевича рассказать, чем примечательна новая книга.

– Прежде всего тем, что центральное место в сборнике заняли историко-этнографические заметки «Великие Луки и Великолуцкий уезд». Это первая книга нашего выдающегося земляка Михаила Ивановича Семевского.

В отличие от многих своих современников он считал, что история – это прежде всего факты, а не какие-то теории. XIX век был зациклен на различных теориях. Семевский же говорил: главное – факты, теории будут меняться, а факты останутся. Эта позиция оказалась очень плодотворной – и для него, и для нас.

Откроем труды, посвященные второй половине XVII века (хованщина, стрелецкий бунт и т.д.) – имя Семевского там присутствует. Невозможно представить ни одну серьезную монографию без упоминания его публикаций, его трудов. Возьмем время Петра Первого – тем более. И все авторы высоко ценят публикации Семевского.

Есть такой уникальный памятник – мемуары Андрея Болотова. Этот человек прожил 100 с лишним лет, умер в начале XIX века. Его многотомные мемуары – уникальный источник. Первым его нашел и напечатал Михаил Семевский.

XVIII век, эпоха дворцовых переворотов – и опять вклад Семевского неоспорим. У Достоевского был замысел написать роман об Иоанне Антоновиче (мальчик, который царствовал полгода, после чего его свергли с престола и заточили на много лет, а когда была предпринята попытка его освободить, он был убит охраной). Так вот, у Достоевского весь замысел романа основан был на публикациях Семевского.

Еще пример. Все мы смотрели фильм «Звезда пленительного счастья». Но этого фильма не было бы, если бы молодой Михаил Семевский не поехал к почтенной даме Полине Анненковой в Нижний Новгород и не записал за ней воспоминания о судьбах декабристов.

Теперь давайте посмотрим литературу. Здесь тоже есть вклад Михаила Семевского. Он нашел в альбомах соседей Пушкина по Михайловскому не менее двух десятков неизвестных стихотворений нашего великого поэта. Биография Пушкина невозможна без Семевского. Невозможны и биографии Лермонтова, Гончарова. Рукописями и великолепной библиотекой Семевского пользовался Лев Толстой, который мечтал написать роман о декабристах. Не сложилось, но все равно мы видим, насколько велик вклад Семевского в русскую литературу.

И самое главное – он издавал 22 года лучший исторический журнал «Русская старина». Энциклопедия русской жизни, русской истории.

Недаром на Семевского сейчас, как говорится, спрос. Его переиздают, о нем пишут. Мне известно о двух кандидатских и двух докторских диссертациях. Одна, кстати, докторская диссертация Ольги Кох – основана на полемике с вашим собеседником. Я опубликовал статьи о Семевском в разных журналах, в том числе в «Неве». Ольга Борисовна критикует меня за то, что я слишком преувеличиваю демократические черты мировоззрения Семевского. Но я считаю его демократом: он был другом Чернышевского, его по делу Чернышевского арестовали и держали в Петропавловской крепости. Потом, поскольку он уже был известным журналистом, его выпустили и заставили уехать из Петербурга по казенной надобности. Он целый год занимался изучением образования в Псковской губернии.

Кстати, здесь он влюбился в старшую сестру Софьи Ковалевской Анну Корвин-Круковскую (Жаклан). Но отец-генерал не дал согласия на брак. Михаил тогда был всего лишь отставным подпоручиком. Знал бы Корвин-Круковский, что со временем Семевский станет тайным советником, кавалером высших орденов России, помощником статс-секретаря Государственного совета, наверное, выдал бы за него Анну. А так ни у нее, ни у него брак не был счастливым.

Свою первую книгу «Великие Луки и Великолуцкий уезд» Михаил Семевский написал в 19 лет при помощи отца – Ивана Егоровича Семевского. Книгу критиковали некоторые современники. Особенно резко – легендарный критик Добролюбов. Семевский как историк, как знаток документов, летописей того времени в отношении Великих Лук, выдерживает конкуренцию и эту критику. Конечно, он многого не знал. Тогда еще не все летописи были известны и опубликованы, но для 19-летнего молодого человека освоить тот объем материала и преподнести его – это уже значительное достижение.

Может быть, самое интересное в этой книге – это этнографический материал, то есть жизнь простого народа Великолуцкого края. Этнографы ставят эту часть книги на недосягаемую высоту. Говорят, это классика российской этнографии. Уже за одно это мы можем быть ему благодарны. Ну и статистические данные по Лукам за 30–50 годы XIX века.

Это пример комплексного изучения родного края – то, что в конце XIX века стало называться «родиноведением». Семевский тут был первопроходцем.

Интересно, что цензором этой книги был Иван Александрович Гончаров, автор бессмертного «Обломова». Он отнесся к ней довольно жестко, потому что Семевский описывал крепостничество, поведение помещиков без прикрас. Как они дрались, как они грабили друг друга, как судились. Это яркие страницы. Видимо, они были еще ярче, но Иван Александрович дрогнул – он был слишком осторожным цензором. Пришлось кое-что Семевскому изымать из книги.

Я много изучал архивов Санкт-Петербурга, где хранятся материалы Семевского, например, дела цензурного комитета, чтобы найти верстку этой книги без купюр, но не нашел. Не оказалось этой верстки и в собрании Семевского. Может быть, какой-нибудь молодой исследователь получит стажировку и будет изучать фонд Семевского, даже не догадаетесь где – в Вашингтоне, в библиотеке Конгресса США.

Дело в том, что большую часть библиотеки Семевского после его смерти приобрел красноярский купец Юдин, владелец знаменитейшей не только в Сибири, но и в России библиотеки. Там, кстати, работал молодой Ленин во время ссылки. А когда Юдин обеднел, он предлагал свою библиотеку русскому правительству, но в итоге ее купили американцы.

Так что книга издается с некоторыми пропавшими страницами. Мы их пока не нашли, и об этом надо говорить честно.

Вторая часть сборника – это мое предисловие к книге Семевского, расширенный вариант журнальной статьи, опубликованной в «Неве». И раздел «Живые трепетные нити», посвященный взаимоотношениям Семевского с деятелями русской культуры. Это и Гончаров, и Толстой, и Лесков, и Мусоргский, и легендарный судебный деятель того времени Анатолий Федорович Кони. Конечно, это только заявка к теме, которая достойна полноценной монографии.

Михаил Иванович Семевский не был революционером, но он был патриотом своей страны, для которого были важны права человека. Право на достойную жизнь, право на свободу, право на счастье, на реализацию внутренней сущности человека. Он всегда этому следовал. Более того, когда освободительное движение в России потерпело поражение, он стал служить в государственной канцелярии, заниматься крестьянскими делами, улучшением быта крестьян. Он понимал, что нужны пусть небольшие, но позитивные шаги. В первую очередь – образование. Неграмотный человек – это не совсем человек.

Поскольку Семевский считал себя коренным великолучанином, хотя провел в нашем крае только детские годы, он ездил в Луки, занимался проблемами родного города, был одним из тех, кто добился открытия в Луках реального училища (там, где ныне находится академия физкультуры). Сколько он туда вложил ума, сердца, души, один Бог ведает. Он был почетным попечителем реального училища.

Семевский всегда хотел одного. Помните, как Некрасов говорил о русском мужике: «Ты проснешься, исполненный сил». Чтобы русский мужик проснулся грамотным, трудолюбивым, инициативным и трезвым...

Думаю, мы пока еще не доросли до появления таких общественных деятелей, какими Россия обладала в XIX веке. Михаил Иванович Семевский – это не прошлое, это наше будущее. Люди такого общественного склада, силы, ума, темперамента очень нужны современной России.

Остается добавить, что купить книгу «Великие Луки и Великолуцкий уезд» можно в магазинах «Мир печати» и в городском краеведческом музее. Издательство Сергея Маркелова подарило несколько десятков штук городским библиотекам. Хотелось бы, чтобы эту книгу полистали и наши школьники.

Подготовила Татьяна ДАВЫДЕНКО

 

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций