Главная Образование и культура Медицинское образование – новое время, новые вызовы

Медицинское образование – новое время, новые вызовы

16.07.2014

Полтора года назад в Великолукское медицинское училище пришел новый директор. Областное учреждение возглавил Александр Шулаев, который до этого много лет отдал работе в сфере образования Великих Лук и Псковщины, но вот с медициной дел не имел. Каким он увидел медицинское образование? Мы попросили Александра Анатольевича рассказать об этом читателям.

– Признаюсь, для меня было много открытий, неожиданных и профессионально интересных, от встречи с педагогическим и студенческим коллективами медицинского училища. За это время довелось побывать на международной конференции в Санкт-Петербурге, посвященной деятельности скорой помощи, медицины катастроф и организации работы медицинских колледжей Северо-Запада. Был и на Всероссийском совещании в Москве с руководителями учреждений среднего профессионального медицинского образования.

Когда анализируешь собственный опыт, слышишь, о чем говорят на всероссийском уровне, и примеряешь услышанное к нашему образовательному учреждению, выстраиваются определенные ценностные маркеры, направления развития.

– И какие это направления?

– Средний медицинский персонал сейчас находится в режиме серьезной перестройки. В России идет реформирование здравоохранения, в рамках которого изменяется и статус работников среднего звена. В нашей традиции средний медработник – это медицинская сестра и фельдшер. Но международный опыт говорит о том, что уровней среднего медперсонала может быть значительно больше – и шесть, и восемь.

Современный лозунг: медицинский работник среднего звена – это не помощник врача, а куратор пациента. Врач должен передать целый ряд своих профессиональных обязанностей, вплоть до некоторых диагностических действий, когда речь идет о среднем медперсонале высокого уровня. В России такая практика уже есть. И она переносится на систему здравоохранения в целом.

Значит, говорят нам, подготовка новой формации медработников среднего звена должна значительно измениться как по срокам обучения, так и по увязке с разнопрофильной клинической базой, формированию широкого спектра специализаций.

– Что Вы имеете в виду?

– Сегодня в Российской Федерации в основном мы готовим фельдшера (3 года 10 мес.) и медицинскую сестру (2 года 10 мес.). При этом повсеместно наблюдается нехватка среднего медперсонала. Особо остро эта проблема стоит в Северо-Западном и Центральном федеральных округах. Решить эту проблему могла бы подготовка специалистов в ускоренные сроки.

Например, за 1 год и 10 месяцев можно готовить медработников первичного среднего звена – с определенным уровнем знаний и навыков (компетенций, как говорят сегодня). Но для этого нужно написать специальные образовательные программы и проработать критерии, на которые будут выходить стандарты, – об этом и шел основной разговор на федеральных форумах.

Государство в лице Министерства здравоохранения уже разрабатывает несколько уровней законченной подготовки медработников среднего звена – за 1, 2, 3, 4 года. Кстати, 4 года – это уже уровень бакалавриата.

И мы должны успеть встроиться в новую схему. А для этого – сформировать оптимальную и мобильную собственную нормативную базу, начиная с устава, и обеспечить свою деятельность максимальным числом лицензий, сопряженных с медицинским образованием.

Далее – выстраивать плотные взаимовыгодные отношения с организациями здравоохранения всех форм собственности юга Псковской области. Они идут на такое сотрудничество – и потому, что председатель государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации Игорь Потапов требует такого взаимодействия, и потому, что студенты Великолукского медучилища конкурентоспособны, качество подготовки, которую ведет наш самоотверженный педагогический коллектив, высокое (это подтверждает мониторинг профессиональной деятельности выпускников).

– Плотное сотрудничество с больницами – это значит, больше практики?

– Президент России Владимир Путин однажды отметил, что основная проблема в медицинском образовании – низкая практическая подготовленность. Вот мы и реагируем – практика вышла на первый план! Если раньше у нас было 60% теории и 40% практики, то теперь – наоборот. Уже сегодня выстроились контуры нового качества практического обучения наших студентов. Скажу больше – нового уровня взаимоотношений клинической базы и обучающихся. У студента есть возможность получать вторую стипендию от медицинской организации, выбирать преддипломную практику, исходя из собственных перспектив…

Абитуриентов и их родителей заинтересует и следующий аспект. Министр здравоохранения Вероника Скворцова поставила перед системой медицинского образования задачу резко увеличить применение информационных технологий и симулятивной техники.

– На это явно нужны немалые средства?

– Да, это дорогой проект. Необходимо иметь программные продукты, компьютеры, разнообразные симуляторы – начиная от простых фантомов, связанных с теми или иными манипуляциями (подкожная или внутривенная инъекция, забор крови и т.д.) и до роботизированного манекена-симулятора человеческого организма.

Выпускник медицинского образовательного учреждения должен быть научен на симулятивной технике подобно летчику и не бояться высокотехнологического оборудования. Любой рецепт сегодня заводится в компьютерную программу, и каждая медсестра должна уметь это делать.

Я искренне благодарен за то, что первый заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова оказала содействие в приобретении программного обеспечения и симулятивной техники почти на миллион рублей. Теперь надо обучить педагогов, чтобы они потом учили студентов. Эта работа идет параллельно.

В медучилище появился отдел информационно-коммуникативных и симулятивных технологий. А в перспективе – создание информационно-симулятивного центра.

Благодаря нашим друзьям-меценатам (Группа компаний «Март», ООО «Велмаш-С», ЗАО «Подъемные машины») мы сегодня имеем локальную сеть и wi-fi доступ в Интернет в общежитии и учебном корпусе. Создали свой информационный портал и получили допуск к ряду специальных медицинских сайтов России. Все студенты пользуются этими возможностями, причем в настоящее время бесплатно.

– Виртуальные возможности – это важно, но студенческая жизнь должна быть наполнена и живым общением.

– Вероника Скворцова призвала нас развивать корпоративный дух работников здравоохранения. Чтобы каждый студент, приходящий в медицинское учреждение, получал положительный заряд от работающего там коллектива. Но начинаться это должно еще в образовательном учреждении, то есть речь об эффективной воспитательной работе.

Мы развиваем коммуникативные способности наших студентов. Они участвуют во множестве проектов, связанных с воспитанием гражданина. Мы сформировали новую традицию – научно-практические конференции студентов и педагогов, поощряем исследовательскую деятельность и гражданско-патриотические устремления. Великолучане видят наших студентов на мероприятиях муниципальной сферы образования, они занимают первые места на спортивных турнирах по стрельбе, волейболу, баскетболу. Без студентов ВМУ не обходятся игры «Что? Где? Когда?», конкурсы «Студенческая весна» и «Мисс студенчество». И везде они лидеры. Очень надеюсь, что такую традицию мы сохраним.

Этим летом мы впервые создали педагогический отряд. Студенты медучилища работают во всех загородных лагерях юга области санинструкторами и вожатыми. Пока слышим только положительные отзывы. Что совсем не удивительно, ведь уровень ответственности у наших студентов очень высок!

– Почему?

– К нам приходят в сентябре обычные школьники. В ноябре они идут на практику и уже через месяц становятся другими людьми. Месяц практики в клиниках, где они видят радость рождения ребенка, сталкиваются с болью, трагедиями людей, оказываются в ситуации, когда нужно проявить характер, человеческие качества. Это меняет ребят. Они осознают, что от их ошибок может зависеть жизнь человека. Не случайно девизом Великолукского медицинского училища стали слова «Medica mente…» (лечить умом) и «Сегодня МЫ учимся, чтобы ВЫ жили завтра!».

Воспитывает не только слово. Деятельность воспитывает прежде всего. И самое важное открытие мое – это удивительные студенты медицинского училища! Таких ярких, добрых, искренних и ответственных молодых людей я не встречал, к сожалению, давно.

На сайте медучилища (http://vmedook.ru) выложен фильм о студенческой практике. Это наш совместный проект с Великолукской городской больницей. Там показаны студенты, как они работают в роддоме, сосудистом центре, поликлинике, скорой помощи. Посмотрев этот фильм, школьник реально увидит, с чем он столкнется, если выберет эту профессию. Сделает свой выбор осознанно и войдет в число людей, обладающих самой гуманной профессией в мире.

– Александр Анатольевич, везде, где Вы работали, происходили какие-то преобразования. Получается, что и сейчас Вы оказались на переднем крае?

– Знаете, а я соглашусь. Вместе с моими коллегами и друзьями мы всегда достигали новых вершин в работе и жизни. Так было и в студенческие годы, когда работали в педагогическом отряде со сложными подростками на улицах Москвы, в «Артеке», где наши юнкоровцы становились победителями международных конкурсов; в великолукском комсомоле, где выходили на новый уровень патриотического и интернационального воспитания; когда строили в Великих Луках уникальную одиннадцатую школу, формировали кадетское движение на Псковщине (это уже школа № 10) или выстраивали инновационную муниципальную систему – «Великолукское образование»…

Времена не выбирают, каждому из нас надо трудиться и приносить пользу там, где мы работаем сегодня. Для меня сейчас – это сфера медицинского образования. Это новое, интересное время, новые вызовы.

Интервью взяла Татьяна ДАВЫДЕНКО

Фото Анатолия АГАФОНОВА

Великолукское медицинское училище приглашает абитуриентов

  • Отделение «Лечебное дело». Обучение 3 года 10 месяцев (очная форма). Квалификация: фельдшер.

  • Отделение «Сестринское дело». Обучение 2 года 10 месяцев (очная форма). Квалификация: медицинская сестра, медицинский брат.

  • Группа «Акушерское дело». Обучение 2 года 10 месяцев (очная форма). Квалификация: акушер, акушерка.

  • Коммерческая группа «Фармация». Обучение 2 года 10 месяцев (очная форма). Квалификация: фармацевт.

  • Коммерческая группа «Фармация». При наличии медицинского образования. Обучение 2 года 3 месяца (очно-заочная форма). Квалификация: фармацевт.

Приемная комиссия работает: понедельник, вторник, среда, четверг – с 9.00 до 17.00, обед с 13.00 до 14.00.

Пятница – с 9.00 до 16.00, обед с 13.00 до 14.00. Суббота, воскресенье – выходной.

Прием документов заканчивается 1 августа. При наличии вакантных бюджетных мест прием документов продлевается до 1 октября.

Подробнее на сайтах: vmedook.ru, med.iluki.ru

 

Комментарии (8)