Объявления
Интервью
Фотогалерея
Книжный беспредел. Новые учебники списали, новых учебников снова не хватает...
Только в школах Псковской области появились бесплатные учебники, точнее – их начали выдавать бесплатно (не исключено, что под воздействием настоятельных указаний работников прокуратуры, отстаивающих права граждан на бесплатное образование), как снова учебники было решено менять. Это значит, что сотни тысяч пригодных к эксплуатации книг по русскому языку и арифметике отправятся в макулатуру…
Так начиналась моя статья о школьных учебниках, подготовленная к публикации. И вот, возвращаясь из редакции после сдачи статьи, я зашла в школу и стала свидетелем, как прогнозируемые в статье ожидания оправдывались…
Перед последним звонком для выпускников в школах Великих Лук прошел сбор макулатуры. Социалистического соревнования – кто больше соберет – в это раз не было. Ребята сдали немного. В основном черновики и результаты учебных трудов последнего года, ставшие отработанным материалом. Зато учреждение образования (не хочу называть номер школы) отличилось. А потом, несомненно, отчитается. Припаркованный прямо у школьного крыльца бортовой ЗИЛ спешно вбирал в себя новые, в заводской индивидуальной упаковке, учебники для начальной школы… «Только костра не хватает», – подумалось мне, когда старшеклассник с безразлично-беззаботным выражением лица вывалил в кузов целую коробку новых книг. «Школу России» и «Школу 2100», пережившие десять переизданий, отправляли на свалку.
В школьном холле царила суета. Посреди бедлама завуч, пытаясь спасти хоть какие-то книги, раздавал указания – кто, сколько и куда списанных учебников понесет. «Почему школа выкидывает новые учебники?», – поинтересовалась я у завуча. «Школа не выкидывает, школа – списывает, – поправил завуч и после раздачи указаний продолжил: – Вы же знаете, вышел новый образовательный стандарт, школа должна быть обеспечена учебниками, ему соответствующими, поэтому от старых учебников мы избавляемся». «Неужели арифметические правила поменялись? Или алфавит?», – не унималась я. «Приказ сверху пришел», – резко отрезал завуч и продолжил руководить операцией спасения. Правда, вручил мне учебники на полный курс начальной школы, с 1-го по 4-й класс, со словами: «Берите, может быть, пригодится».
«Приказ»… Слово, которым пытаются оправдывать сегодня почти любое бездумное решение. Слово – отговорка. Слово – ширма. Но не все согласны выполнять такие приказы…Здравый смысл все-таки иногда побеждает. На верхних этажах школы акция по спасению учебников продолжалась. Перемещаясь почти бегом, вверх-вниз по лестнице, учителя уносили в свои кабинеты списанную «биологию», «физику»… Зато от бывшего нового «английского» избавлялись с удовольствием. «Это была плохая серия учебников, мне ее не жалко. Все равно «тайно» приходилось детей учить по книгам 1990-х годов, они подробные и хорошие, но их домой не выдавали», – пояснил учитель иностранного языка.
Теперь о подаренных мне учебниках. При их изучении обнаружилось, что часть новых, теперь уже списанных учебников, имела наклейки с розничной ценой продажи и адресом великолукского магазина и не имела штампа школьной библиотеки…Что не могло не навести на разные мысли о методах приобретения этих учебников и законности некоторых из таких методов. Помнится, еще пару лет назад звучали возмущенные голоса родителей учеников о том, что им в школах настоятельно рекомендуют самостоятельно покупать учебники с аргументом «иначе детей будет не по чему учить». Впрочем, уже слышны новые отголоски волн этой давней и почти позабытой истории…
Сегодня родители учащихся, проживающих в городе Пскове, уже отмечают, что в школах им предлагают докупить недостающие для нормального обучения в школе учебные экземпляры…
Управление образования города Пскова спешно подготовило типовой ответ на типовой вопрос граждан о «вымогательстве денег на учебники в школах», который, по задумке чиновников, должен вразумить родителей и оправдать действия некоторых школьных администраций.
По словам начальника управления образования администрации города Пскова Игоря Прокофьева, действительно, в п.1 ст. 35 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. указано, что «обучающимся бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания». С 1 сентября 2013 г. все обучающиеся должны иметь возможность пользоваться бесплатными учебниками из фонда школьных библиотек.
«При этом, в соответствии с проектом закона Псковской области «Об установлении нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Псковской области» предусмотрены расходы на приобретение учебников, на пополнение фондов школьных библиотек для обеспечения всех учащихся бесплатными учебниками и учебными пособиями (в размере 1% от фонда оплаты труда с начислениями) в сумме 5532,60 тыс. рублей», – продолжает объяснение Прокофьев. Получается интересная ситуация: закона нет, есть только его проект, по словам самого чиновника, но при этом он на проект же и ссылается. А если этот проект не утвердят и документ не вступит в законную силу? Не логичнее ли ссылаться на произведенные расчеты?
«В рамках Государственной программы «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики», подпрограммы «Развитие системы общего, дополнительного и профессионального образования в Псковской области» предусмотрены средства на оснащение государственных и муниципальных образовательных учреждений области учебниками в сумме 3817,00 тыс. рублей, – сообщает затем Прокофьев и выдает заключительную логическую цепочку. – В связи с поэтапным переходом начальной школы на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт – ред.), требуется замена всего фонда учебников соответствующей параллели классов (в 2014/2015 г. на ФГОС переходят обучающиеся 4-х классов), также по сравнению с прошлым годом средняя цена учебников в апреле 2014 г. выросла на 15–17%. По указанным причинам некоторые общеобразовательные учреждения нуждаются в дополнительных финансовых средствах, в том числе из внебюджетной сферы. Администрация и учителя общеобразовательных учреждений не имеют права принуждать родителей обучающихся к приобретению учебников, любая помощь родителей школе оказывается только на добровольных началах».
Попробуем найти смыл в этой отписке, иначе это и не назовешь, ведь отписка – это именно тот стиль ответов чиновников, в котором передается много слов и мало смысла, если смысл вообще присутствует.
Во-первых, неясно, сколько на самом деле средств выделено на приобретение новых учебников: много или мало. Приведенные суммы потенциальных расходов на учебную литературу без объяснения – сколько стоит один учебник, сколько и каких учебников надо закупить школам – не проясняют ситуацию. Во-вторых, непонятна связь между дополнительным финансированием школ (за счет внебюджетных средств) и учебниками, которых почему-то не хватает, то есть то, о чем говорит Прокофьев. В-третьих, всегда удивляла такая манера хозяйствования и администрирования в школах, при которой в одних учебных заведениях бесплатные учебники есть, а в других – учебников не хватает. Какими принципами руководствуются директора этих школ и региональное управление образования при выделении бюджетных средств на покупку учебников?
Кроме того, 29 апреля 2014 г. Министерство образования и науки в письме руководителям органов исполнительной власти регионов РФ обращает особое внимание адресатов на то, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение 5 лет использовать в образовательной деятельности учебники из федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) министерством к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013–2014 учебный год, утвержденных приказом министерства от 19 декабря 2012 г., приобретенные до вступления в силу приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. об утверждении федерального перечня рекомендуемых учебников на 2014–2015 учебный год.
Таким образом, если основная образовательная программа предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников на 2014–2015 учебный год, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу приказа 2014 г. А это значит, что у региональных властей есть время на плавный и поэтапный переход к учебникам, соответствующим требованиям нового ФГОС и финансовые средства должны быть запланированы на этот переход. И отправленные великолукской школой на утилизацию учебники еще могли быть полезны.
Сейчас Министерство образования и науки РФ призывает общественность к обсуждению учебной литературы, поступающей в школы, и формированию ответственности за выбор такой литературы родителями учащихся. Но чиновники от образования не спешат к такому диалогу.
Наталья ВЫБОРНОВА