Объявления
Интервью
Фотогалерея
Какая религия в школе – решают родители
Религиозное образование хотят преподавать на протяжении всего обучения в общеобразовательной школе. Как формируется общественный запрос на религию в школе, как поступать родителям: какой курс выбирать, чему и по каким учебникам учить детей, – выясняла Наталья Выборнова.
В январе 2014 года вырвалось наружу давнее желание представителей РПЦ – внедрить обязательное религиозное образование в школы. Жителей России поставили перед фактом, что Русская православная церковь в сотрудничестве с Министерством образования и науки РФ работают над расширением школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). По новой программе школьники будут изучать религии со второго по десятый класс общеобразовательной школы. В настоящее время на изучение одного из шести модулей ОРКСЭ (Основы православной, исламской буддийской, иудейской культуры; основы мировых религиозных культур; основы светской этики) отводится 34 часа в четвертом классе (одно занятие в неделю в течение года).
Вы любите, когда вам что-то навязывают? Я – нет. В том числе я против навязывания религиозных предпочтений одними гражданами – другим. Вера во что-либо – дело глубоко личное и не должно контролироваться кем-либо и тем более регулироваться государством.
Ни для кого не секрет, что государственное управление образования Псковской области открыто поддерживает внедрение религиозных знаний в школе. Управление образования администрации города Великие Луки и вовсе было локомотивом в этом вопросе. Только зачем школьникам специальные религиозные знания (общие знания вполне вмещаются в 34 часа обучения)? Вопрос обсуждается давно, и один из частых ответов на него – потому что «людьми набожными удобно управлять». Власть предержащие, контролирующие данный вопрос, от прямых ответов уходят, заводя разговор о нравственности, добродетели, как таковой, и тому подобное.
Но русские люди – не столь глупы, как их в последние время пытаются представить в общественном самосознании. Они – логичны, рассудительны и поступают так, как думают. Именно поэтому в школах часто выбирают для преподавания светскую этику, а не религию. Но машина госпропаганды запрограммирована на то, чтобы думающих, критически мыслящих, в чем-то сомневающихся и мечтающих людей было меньше. Поэтому появился постоянно действующий заказ на подтверждение того, что 68% населения относит себя к носителям православной веры, а это подтверждение, в свою очередь, должно послужить поводом к изменению курса с преподавания в школах светской этики на преподавание православной культуры. А чтобы подготовить основу для последующей работы органов государственной статистики и пропаганды, нужно создать общественное мнение.
На днях мне в руки попал документ, содержащий результаты анкетирования 47 родителей детей дошкольного возраста в одном из детских садов города Великие Луки по теме «Ваше отношение к православию. Духовно-нравственное воспитание дошкольников». Сорок семь респондентов – выборка небольшая и для такого сложного вопроса – незначительная. Но интересны не сами результаты, которые, конечно, показали, что именно 68% родителей хотят, чтобы их дети изучали основы православной культуры. Интересна постановка вопросов, в которой просматриваются манипуляции понятиями и сознанием отвечающего.
Первый вопрос: «Считаете ли вы, что ребенку нужно прививать духовно-нравственные качества: милосердие, доброту, терпимость, трудолюбие, дружелюбие?». С терпимостью я бы поспорила, так как не хочу, чтобы моего ребенка в светском учреждении учили не терпению («терпение и труд – все перетрут» – пословица, популярная в светской, советской школе), а учили «быть терпилой». А насчет остальных названных качеств, думаю, никто из родителей возражать не будет. В этом случае одно лишь слово «терпимость» изменило смысл вопроса. Стоит ответить родителю «да», и его ребенка будут учить терпеть, не ропща. Но подвох в вопросе почувствовал лишь один человек из опрошенных и не ответил на него.
Второй вопрос «Считаете ли вы, что ребенок должен знать историю своего рода?» получил стопроцентное одобрение. Только надо понимать, что историю рода должны и могут преподавать родители и никто больше.
На третий вопрос «Как вы относитесь к православной вере?» ответы были следующими:
верю, хожу в храм – 16 человек – 34%;
в душе верю – 27 человек – 57,3%;
не верю – 1 человек – 2,2%;
придерживаемся другой веры – 1 человек – 2,2%;
нет ответа – 2 человека – 4,3%.
Заметьте, вопрос был об отношении, а не о вере. Однако, в качестве ответов было предложено высказать свое мнение на совсем другой вопрос, а именно: «Вы верите в православного бога?». То есть здесь очевидна подмена понятий.
Четвертый вопрос «Какие праздники вы отмечаете в семье?». Ответы на него:
Рождество – 35 человек – 74,5%;
Пасха – 38 человек – 80,8%;
Троица – 22 человека – 46,8%.
В канун Рождества 2014 года патриарх Кирилл говорил о коммерциализации культовых православных праздников, что и подтверждается ответами на четвертый вопрос. Праздники либо не отмечают, либо отмечают от случая к случаю, используя повод весело провести время.
Пятый вопрос звучал так: «Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок изучал основы Православной культуры?» (орфография исходная – таким образом на сознание опрашиваемых оказывается дополнительное воздействие, откладывающееся в памяти как преувеличение степени значимости православной культуры в жизни жителей России). Ответы на него были следующими:
да – 32 человека – 68%;
нет – 7 человек – 14,9%;
не знаю – 7 человек – 14,9%;
нет ответа – 1 человек – 2,2%.
Поступил «госзаказ» на то, чтобы не менее 68% населения одобряло введение православного образования – нужна была цифра? Получите!
Шестой вопрос был задан так, чтобы скрасить внутреннее ощущение того, что из опрашиваемых выдавливали правильные ответы. Это делается затем, чтобы человек, даже если он чувствует подвох, не нашел его и подтвердил себе самому правильность данных ответов, и забыл о факте опроса. Чаще всего последний вопрос (ибо запоминается именно последнее) задается так, чтобы ответы на него были либо нейтральными по эмоциональной окраске, либо вызывали приятные, положительные эмоции у опрашиваемого.
На вопрос «Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок был развит духовно и нравственно?», «да» ответили 39 человек (82,9%), «нет» – 2 человека (4,3%), «не знаю» – 6 человек (12,8%). Разумеется, если через неделю спросить у опрошенных, какие были вопросы и какова тема опроса, они ответят, что высказались за всестороннее развитие их чад. Эффект достигнут, цифры добыты. Родители – получите религию в школе, вы же сами этого хотели.
Так как тема религиозного образования в школе получила новый виток развития, то вопрос «кто учит и чему учит» стал снова актуальным. Я обратилась за комментариями к родителям ученика младшей школы (4 класс) города Великие Луки, которые в качестве курса ОРКСЭ выбрали для изучения «Основы буддийской культуры», а не «Основы светской этики», как сделал весь класс.
– Скажите, чем аргументирован ваш выбор? Почему – буддизм?
– Кто узнает о нашем выборе, еще обычно интересуются нашим вероисповеданием (смеются – прим. Н.В.). У нас в семье все атеисты. Выбирали мы курс следующим образом. Во-первых, идеи трех аврамических религий (ислам, православие, иудаизм) – всемирно известны. О них много информации в обычной жизни. Во вторых, курс «Основ мировых религий» представляет собой информационную солянку: основные компоненты есть, все понемногу. Ребенку легко запутаться в новых понятиях. Так преподавать нельзя. В третьих, мы изучали учебники, по которым сейчас учат в школах. Учебник по «основам православия» – это не пропаганда религии, и в этом цензоры не врут, это – сама религия.
В учебнике по «Основам светской этики» нет самой этики. Примеры вымученные и не соответствуют жизненным реалиям. Очень много пропаганды чувства «локтя», воспитания занижения личной самооценки и завышения значимости общественных оценок. А это не правильно, когда человек привыкает постоянно просить «помощь зала», он должен думать сам. Оставался учебник по «Основам буддийской культуры». Когда изучили и его, оказалось, что в нем – только история буддизма, пропаганды нет. Учебник хорошо, толково оформлен, в нем есть даже научный компонент, который открытым текстом ставит под сомнение такие чудеса, как «нетленность тела». Самый честно подготовленный учебник из тех, что мы видели.
– А как в школе отнеслись к вашему выбору?
– Нормально отнеслись. Нас никто не принуждал выбрать другой модуль, читает курс тот же учитель, что и классу «светскую этику». К тому же, индивидуальное обучение предмету дает заметный результат – уровень понимания принципиально нового материала высокий.
– Как вы поступите, если религиозное образование начнут преподавать со 2-го по 10 классы?
– Можно предположить, что тогда мы будем ежегодно менять свой выбор образовательного модуля. Пусть ребенок растет всесторонне развитым, а не тотально религиозно ограниченным.
***
Добавлю, что поднятая тема «кто учит и чему учит» в контексте религиозной пропаганды – крайне важна. Поэтому приглашаю всех заинтересованных в будущем своих детей родителей на обсуждение темы по адресу «ВКонтакте» vk.com/okrse. Или пишите мне письма на почту: openvl@yandex.ru. Давайте обсуждать, пока за нас не решили!
Наталья ВЫБОРНОВА, гражданский обозреватель
Хорошая статья.
Попы изо всех сил пытаются притянуть за уши свою пропаганду, потому что на деле готовых смотреть им в рот папуасов значительно меньше, чем они пытаются изобразить.
Ну и в Луках вон новую церковь на Дружбе строят. С прихожанами дефицит будет, надо взращивать.
По чем опиум для народа? Сегодняшней школе с поборами ой как нужны терпилы! Я то, вдруг, начнут права качать. А они им: "Не гневите бога!" Вот для чего этот дурман и нужен.
Лучше бы лишних пару уроков физкультуры и русской литературы ввели. Или математики.