Главная Образование и культура Валерия Кривошея и Сергей Дмитриевич Козлов

Хотел быть вратарем, но стал учителем

02.10.2013
Валерия Кривошея и Сергей Дмитриевич Козлов

Учитель – самая главная профессия. Я думаю, что со мной согласятся многие. Но что мы знаем об учителях? Среди них есть такие интересные люди! С одним из них мне хочется познакомить вас поближе: учитель математики гимназии имени С.В. Ковалевской Сергей Дмитриевич Козлов. 

Сергей Дмитриевич является заслуженным учителем РФ. Педагогический стаж – 38 лет. Дипломант республиканского конкурса «Учитель года» в Москве и международного конкурса педагогов в Артеке. Имеет диплом журнала «Математика в школе», благодарности и грамоты Государственного управления образования Псковской области. Внес огромный вклад в развитие гимназии. Под его руководством осуществлен проект: «Гимназия не должна быть безымянной», и теперь великолукская гимназия носит имя математика С.В. Ковалевской. Руководитель ежемесячного авторского семинара по математике для учителей Великих Лук.

Несколько лет назад Сергей Дмитриевич стал членом попечительского совета музея С.В. Ковалевской в Полибино. Был одним из инициаторов и активным участником Года Софьи Ковалевской в Великих Луках, который позволил привлечь внимание широкой публики к проблемам Полибинского музея-усадьбы. 

Сергей Дмитриевич согласился ответить на несколько вопросов.

– Кем Вы хотели быть в юности?

– Вначале футбольным вратарем. Алексей Хомич и Лев Яшин – кумиры нашего детства. Затем – машинистом. Мои отрочество и юность пришлись на 60-е годы – время романтиков, физиков и лириков. Поэтому неудивительно, что нам хотелось увидеть необъятную Родину, поучаствовать в комсомольских стройках, принести пользу своей стране и людям. Кое-что осуществилось в более поздние годы: трижды был бойцом стройотрядов, правда, работавших на Псковщине. 

К 10-му классу выбор был сведен к двум профессиям – военный или учитель. Пошел в военкомат, но подкачало зрение. Военком на комиссии сказал: «Иди-ка ты, парень, в пединститут» и вернул документы. Отец настаивал на поступлении в ЛИИЖТ. Поехал я туда, но, прочитав подробно обо всех специальностях и выяснив, что понравившиеся мне факультеты требуют 100-процентного зрения, развернулся и … оказался в пединституте, который тогда был в нашем городе.

– Чем Вас привлекает профессия учителя?

– Общение с молодыми позволяет и самому оставаться молодым. Желание сеять в души ребят добрые семена и открывать им новые миры. Еще эта профессия обязывает самого постоянно учиться. «Чтобы учить других, надо, прежде всего, самому знать», – говорил мне старый друг отца, учитель истории А.Г. Буренков.

Все профессии важны, но учитель, безусловно, – главная. Учитель и школа – это наше будущее в сегодняшнем дне. Какой учитель, как он живет и развивается, о чем он думает, с какими мыслям приходит в школу, как оснащена школа сегодня – от этого зависит наше будущее.

– И с какими мыслями Вы сегодня приходите в школу?

– Инновации следуют одна за другой, и никто не хочет слушать учителя, хотя ни одно новшество не улучшило его положения. Мужчины-учителя стали реликтами. А ведь мужчина в школе – это лакмусовая бумажка, термометр, по которому можно легко проверить, насколько больна школа. Потянутся мужчины в школу – школа выздоравливает, не потянутся – школе конец.

Уже сегодня требуется: 1) поднять зарплату учителям, 2) отремонтировать и оснастить школы современным оборудованием, 3) сократить армию чиновников на две трети и предоставить учителю свободу. Только свободный учитель может вырастить свободного ученика. Учитель сам способен решать все проблемы.

– Как Вам работается с 10–11 классами? 

– У большинства старшеклассников пропала мотивация к обучению. Во-первых, зачем трудиться, если мест абитуриентских сегодня больше, чем выпускников. Во-вторых, первую часть ЕГЭ можно написать, имея за плечами 9 классов, и набрать пресловутые 26 баллов, чтобы получить тройку на экзамене, аттестат и стать абитуриентом. К сожалению, современные дети разучились считать (зачем, если есть калькулятор), осмысленно читать, слушать, да и с памятью у них стало плоховато.

– Какие проблемы Вы видите у современной молодежи? С чем они связаны?

– Главная проблема в том, что молодежь живет в атмосфере бездуховности, оборотничества, ловкачества, семейственности. А как бессовестно пристраивают своих детей влиятельные папочки и мамочки! Да и законы, судебная система у нас интересные: украл булку – 3 года тюрьмы, украл миллионы – домашний арест. Попраны все моральные и нравственные устои общества. Нас же учили: главный принцип социализма – от каждого по способностям, каждому по труду.

– Как, на Ваш взгляд, следует воспитывать школьников?

– Приучать к труду, прежде всего, к умственному, к самостоятельной работе. Учеба – это тяжелый труд. И реализовать на деле тот принцип социализма, который я выше назвал. Нужно быть добрыми, а не добренькими: добрый учит преодолевать трудности (тяжело в учении – легко в бою), а добренький учит их обходить, хочет, чтобы сейчас было все хорошо, и не думает о будущем своих воспитанников. И еще от учителей требуется единство слова и дела.

– Вам никогда не хотелось жить в другой стране?

– Нет, говорил раньше, пока не выезжал за границу. Нет, говорю теперь, побывав там. Ездить за рубеж надо, чтобы не быть гаршинской лягушкой. Изучать надо другие страны, учиться там многому, понимать их ошибки, чтобы не повторять их у себя. Сегодня я отчетливо вижу, что много западного приходит в нашу школу, вытесняя наше советское (и российское тоже) – эффективное и проверенное временем. Это беда. Но вообще-то нас учили, что Родину не продают.

– Какие предметы, помимо математики, Вас интересуют?

– Все. Но больше всего литература, история, мировая художественная культура, география.

– Вы любите читать? Какую литературу предпочитаете?

– Читаю ежедневно и без чтения себя не мыслю. Книги собираю всю жизнь. Читаю все, что притягивает, что когда-то было прочитано, но не забыто, что советуют друзья и знакомые. Например, недавно перечитал раннего Достоевского, потом ряд новых книг о Пушкине (я собираю пушкиниану, дома у меня более 50 книг). Зимой купил двухтомник «История России», но поездка в Европу на весенних каникулах переключила меня на другую литературу – прочитал о Родене и Моцарте, краткую историю искусств, книги-альбомы о Лувре, эпохе Возрождения и Рафаэле. Сейчас читаю «Историю искусств» Гнедича. Люблю читать об известных людях. Недавно в нашей гимназической библиотеке нашел книгу «Великие россияне» Павленкова (дореволюционную) и получил массу удовольствия – раньше писали лучше и объективнее, чем сейчас. 

Чаще всего перечитываю «Евгения Онегина» и «Повести Белкина» Пушкина, «Героя нашего времени» Лермонтова, «Войну и мир» и «Анну Каренину» Толстого, «Красное и черное» Стендаля, «Старика и море» Хемингуэя, «Маленького принца» Экзюпери, «Историю любви» Эрика Сигала, рассказы и пьесы Чехова, книги о Пушкине.

– Какие качества Вы цените в людях?

– Порядочность, надежность, отзывчивость, благодарность, умение держать слово, желание учиться всегда, тягу к новому.

– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать учитель?

– Это честность, справедливость, требовательность, готовность прийти на помощь, доброта, желание учить и учиться самому, эрудированность, разносторонность.

– Вы довольны собой как учителем?

– В целом, да, но многое можно было сделать лучше. Ошибался? Конечно, но за все сделанное мне не стыдно.

– Что главное для Вас в жизни?

– Жить в любви.

– Какие советы Вы можете дать нашей молодежи?

– Чехов говорил устами доктора Астрова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Так что будьте прекрасны! Никогда не стойте на месте. Помните, что движение – это все.

Мне хочется присоединиться к пожеланию Сергея Дмитриевича. Быть учителем очень сложно. Надо уважать педагогов за их невероятный труд. Будущее за детьми, а настоящее детей – в руках учителей! Спасибо нашим учителям!

Валерия КРИВОШЕЯ,

ученица гимназии им. С.В. Ковалевской

Комментарии (1)

15.12.2013 в 23:06 Гость написал:

лучше бы стал вратарем

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций