Главная Образование и культура Где же край у краеведов?

Где же край у краеведов?

28.11.2012

 

Образование и культура

Уверен, что у большинства наших сограждан словосочетание «научно-практическая конференция» вряд ли ассоциируется с чем-то увлекательным. Мне, например, сразу представляются люди, читающие доклады, интересные лишь узкому кругу специалистов. Например, о преимуществах возделывания рапса или о вреде курения. Не спорю – такие мероприятия очень полезны, но для постороннего наблюдателя они скучны. С другой стороны – часто ли на таких конференциях присутствуют посторонние?

В этом плане научно-практическую конференцию «Великие Луки в истории и культуре Псковского края и России» ждало двойное приятное исключение.

Во-первых, мероприятие, посвященное 20-летию городского краеведческого общества и Году российской истории, затрагивало темы, интересные многим простым людям. Ведь краеведом, по большому счету, может считаться любой, кто любит и изучает край, в котором живет. Его прошлое и настоящее, архитектуру, природу, быт людей, их нравы и обычаи…

Во-вторых, заранее было известно, что в рамках конференции прозвучат доклады, касающиеся недавних археологических раскопок на территории крепости и планов музеефикации этого памятника истории. Великие же Луки, как никакой другой город России, испытывают дефицит в материальных доказательствах своего славного прошлого.

Интерес к предстоящим докладам был настолько велик, что на некоторых городских сайтах даже появился совет прийти на конференцию пораньше, чтобы занять сидячие места – зал городской библиотеки не рассчитан на массового участника.

Гости из Пскова не разочаровали

Главное внимание привлек, конечно, доклад Александра Михайлова, руководителя отдела полевых исследований Археологического центра Псковской области. Ученый подробно рассказал о том, как проходили раскопки и какие результаты они принесли. К сожалению, он не смог представить воочию сделанные находки – они сейчас проходят стадию реставрации и камеральной обработки. Но вниманию присутствовавших были предложены многочисленные слайды.

В основу доклада легли те факты, о которых археолог уже сообщал читателям нашей газеты (см. «Новый день» № 45). Поэтому приведу их вкратце, но с теми дополнениями, что прозвучали на конференции.

Прежде всего, ученые пытались определить точно, до сантиметров, расположение Воскресенского собора. У восточной части холма был произведен раскоп, площадь которого достигла 36 квадратных метров. Обнаружен мощный каменный фундамент, сложенный из крупных валунов. Их диаметр достигал 80 см. При этом ученый отметил, что верхний край фундамента находился на небольшой глубине, что свидетельствует о масштабных планировочных работах, проходивших после разрушения церкви.

Главной находкой в этом раскопе стали погребения, относящиеся, в основном, к первой трети XVII века. В это время Воскресенский собор представлял собой деревянную постройку – каменным собор стал в конце XVII века. Ни на одной из известных ученым карт или схем кладбище не значится. Интересно то, что погребения частично находятся под фундаментом, а значит, каменный собор занимал большую площадь, чем его деревянный предшественник.

Привлекли внимание археологов два захоронения – останки находились в некоем подобии склепов из необожженного кирпича. Оба они, по всей видимости, были сделаны уже в период, когда возвели каменную церковь. Точнее датировать возраст находок помогут, в частности, найденные в погребениях нательные крестики и деревянная ременная пряжка.

На одной из схем, которыми руководствовались археологи в своей работе, неизвестный чертежник обозначил некий коридор, ведущий от юго-восточного бастиона к воде. Предполагалось, что это – тайный лаз к воде. Но обнаружить следы подземного хода при раскопках не удалось.

В то же время разведочная траншея дала другие интересные результаты. Это и осколки керамики, и следы неких хозяйственных построек. Еще археологам удалось найти несколько древних монет, а также фрагмент стеклянного браслета. Женское украшение, скорее всего, было сделано в Киеве в XII – начале XIII века.

Сообщение о самой интересной для археологов находке Александр Михайлов приберег на конец своего доклада. Это круглый предмет из желтоватого стекла. По всей видимости, это донце стеклянного сосуда, возможно, кубка, которым пользовались все в тех же XIIXIII веках. Об уникальности находки говорит то, что за все время раскопок в Пскове найден всего один подобный предмет!

Что войдет в территорию памятника?

Еще один доклад, вызвавший интерес, – это отчет о работе по созданию концепции музеефикации Великолукской крепости. Участники конференции узнали, что есть такие понятия, как памятник истории, территория памятника и его охранная зона. Определению этих границ была посвящена кропотливая работа. Ученые исследовали многочисленные документы, в том числе поступившие в их адрес от простых великолучан по Интернету.

На многочисленых слайдах можно было проследить, как менялась конфигурация крепости, планы застройки города. Интересно, что к планам развития Великих Лук (в числе других древних русских городов) приступила комиссия, созданная Елизаветой I. В основу был положен радиальный принцип, то есть улицы лучами расходились от центра – крепости. Но к реализации был принят другой проект, родившийся уже в годы правления Екатерины II, по нему предполагалось застраивать город в основном прямоугольными кварталами. Элементы той планировки можно разглядеть и на карте современных Великих Лук.

Что касается территории памятника истории – Великолукской крепости, то в нее ученые предлагают включить все прилегающие земельные участки, включая территорию краеведческого музея, низину южнее и западнее крепости, а также остров Дятлинка. Кстати, по мнению специалистов, остров – рукотворный. На некоторых старинных картах-схемах рукав, огибающий остров с востока, обозначен как речка, а вот западный назван «Деленка», то есть то, что делит, разделяет. Видимо, русло, нынче ставшее основным, было когда-то прорыто людьми. Топоним «Дятлинка» появился позже, и ученые пока не знают его происхождение.

Лошади в жизни Великих Лук

Познавательными были и доклады великолучан. Например, о том, какую роль сыграли или волею случая могли бы сыграть Великие Луки в истории дипломатии. Оказывается, над городом пролетал и даже был обстрелян зенитками самолет Риббентропа, направлявшийся в 1939 году в Москву для тайных переговоров перед заключением известного пакта. А позже, уже во время Великой Отечественной, летел в ночном небе над Великими Луками Молотов – на тайные переговоры с западными союзниками. И тоже мог пострадать от огня артиллеристов.

Новыми подробностями быта великолучан конца XIX – начала XX века поделился Владимир Орлов. В одной из своих книг историк уже рассказал о… собаках, живших в домах и дворах горожан. На этот раз Владимир Викторович поведал много занимательного о лошадях. Эти благородные животные играли значительную роль в жизни города. Полиция, жандармерия, почта, пожарные – не было, похоже, ни одной службы, которая не пользовалась бы четвероногими помощниками человека. Конечно, с лошадьми было связано немало интересных фактов. Например, из-за широкого использования лошадей в городе было огромное количество навоза. Великолукская дума постоянно с этим боролась, но безуспешно.

Скачек как таковых наши предки не устраивали. Но были, в основном среди купцов, любители промчаться с ветерком по улице да еще и сбить кого-нибудь при этом. Полиция за такое карала. Лошадей даже сажали под арест – выпрягали и забирали в полицию, а хозяин оставался с санями. Хочешь – сам впрягайся, либо других лошадей нанимай. При этом полиция арестованных лошадей не использовала в своих целях, как можно было бы предположить, – просто их содержали взаперти. Заплатишь штраф – вернешь.

История донесла до нас некоторые имена – не такие знаменитые, как Буцефал, но все же!

Например, великолукскому главе Баженову принадлежала Эсмеральда, а у одного из горожан была лошадь с названием Закусочка. Кстати, о закуске. Современники часто приводили такие факты: когда хозяин четвероногого напивался в трактире до потери способности двигаться самостоятельно, то упившегося просто клали на телегу. Отвязывали лошадь, говорили ей «Но!» – и она везла хозяина домой.

***

В заключение рассказа не могу не добавить ложечку дегтя. Сложилось такое впечатление, что в рядах любящих свой город людей царят разброд и шатания. Нет единства. Те, кто входит в собственно общество краеведов, словно живут обособленной самодостаточной жизнью. Других, не являющихся членом организации, от себя вроде не гонят, но и союзников в них не видят. Как будто определили для себя край, за который не выходят сами, но и впустить никого особо не хотят. Жаль. Ведь тот же Михайлов, например, отмечал, что работа археологов на крепости стала возможной благодаря инициативе простых великолучан, достучавшихся до самых верхов.

Это наблюдение – мое личное, никак позицию редакции не отражающее. Если кто-то считает иначе – милости просим к разговору на страницах газеты.

Константин ЗАВИСТОВСКИЙ

Фото автора

 

Комментарии (2)

01.12.2012 в 23:31 Velikolu4anka написал:

До чего же точное наблюдение про "край краеведов". Была на конференции, очень многие моменты, связанные с членами президиума, неприятно поразили. Странное отношение к "нечленам клана".

05.12.2012 в 02:17 Гость написал:

Velikolu4anka
В вашем царстве на мувле Вы, Великолучанка, - ведете себя ничуть не лучше....этих окольцованных краеведов. Не терпите инакомыслящих, абсолютно не готовы к диалогу с теми, кто Вас не поддерживает либо не согласен с Вами. Такое же болото улыбка)))

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций