Объявления
Интервью
Фотогалерея
Ему снился Милолюб и родные Великие Луки
За семейным столом в усадьбе Виноградовых в начале XX века не однажды собирались представители старинных великолукских династий Виноградовых – Новских. Спустя 30 лет после кончины известного академика, дважды героя Социалистического Труда Ивана Матвеевича Виноградова за этим же столом собрались почитатели его таланта и хранители его музея-усадьбы.
Воспоминания описывают, что за семейным столом в доме родителей Виноградова часто собиралась чета Келдышей, в гости приходил академик Лаврентьев. На столе обычно стояли бутерброды, стерлядь. После угощения гости и хозяева музицировали в четыре руки. И.М. Виноградов пытался танцевать фокстрот, па-де-де. По поводу своей музыкальности Иван Матвеевич замечал, что его находят абсолютно лишенным слуха, но, однако, он все очень хорошо слышит.
Как будто был рядом
Судьба нашего известного земляка, более 50 лет возглавлявшего Математический институт имени В.А. Стеклова Академии наук СССР, настолько близка сотрудникам мемориальной усадьбы и ее заведующей Татьяне Бобкиной, что об И.М. Виноградове в этот день говорили, как о хорошо знакомом человеке – с его особой манерой общения, с огромной любовью к точным наукам и необыкновенным чувством юмора. Эффект присутствия его создал продемонстрированный фрагмент любительской съемки, сделанной в 1965 году на даче академика в подмосковном Абрамцеве. Кадры запечатлели известного ученого в непринужденной беседе с коллегами и учениками, а также с легкостью управляющимся с тяжелым топором во время рубки дров.
Татьяна Бобкина, проводя для гостей экскурсию по музею-усадьбе, рассказала, что в одном из шкафов этого кабинета хранятся подарки к юбилеям нашего земляка, которые дарили ему академики из разных стран. Один из любимых предметов в этой коллекции – зубр, поскольку И.М. Виноградова считали зубром математической науки.
Советские ученые подарили ему также набор небольших ведерок, на каждом из которых написана одна из формул, выведенных Иваном Матвеевичем. «Дело в том, что один из его математических методов получил название «Стаканчики Виноградова», – пояснила Т. Бобкина, – ну а ученые пошли дальше, заменив стаканчики на ведерки».
Китайские математики подарили И.М. Виноградову шахматы из слоновой кости, учитывая особую любовь его к этой игре. Когда-то он ставил партию, привычно выставляя пешки вперед, с первым советским чемпионом мира по шахматам Михаилом Ботвинником, воспоминания которого тоже хранятся в музее.
Все вещи – подлинные
Кстати, вся экспозиция этого музея выстроена на подлинных предметах и документах сына потомственного священнослужителя, коим являлся И.М. Виноградов. В кабинете, который воспроизведен таким, каким он был в московской квартире академика, находится библиотека И.М. Виноградова, дошедшая, правда, не вся, но свидетельствующая о широком кругозоре и разносторонних пристрастиях этого человека. Особый интерес Иван Матвеевич испытывал к истории: причем не только нашей эры, но и более удаленных по времени эпох. Феноменальная память позволяла ему активно пользоваться своими знаниями. Например, для него не составляло труда воспроизвести информацию о том, сколько кубометров воды проходит через сечение той или иной реки в единицу времени.
Большое участие в формировании фондов музея принимала нынешний директор музея-усадьбы Софьи Ковалевской Валентина Румянцева, которая была знакома с И.М. Виноградовым. «В краеведческий музей, где я работала заведующей фондами, приехала Таисия Васильевна Рогозкина, которая была секретарем Виноградова, – вспоминала во время встречи Валентина Павловна. – Она и рассказала, что живет Иван Матвеевич в Москве, что он одинокий, что у него нет наследников, и он очень интересуется родным городом – Великими Луками. Вот тогда и появилась идея организовать музей И.М. Виноградова. Но раньше дом Виноградовых – подлинный, который сохранился, – стоял на месте девятиэтажки. Мы начали собирать материалы в краеведческом музее, где оформили небольшую выставку. Установили связь города с Иваном Матвеевичем. И началось строительство здания музея на новом месте».
Решение восстановить в городе Великие Луки родительский дом И.М. Виноградова было принято еще при жизни академика. Он сам начертил план строения, подробно описал интерьеры гостиной, столовой, комнат отца и сестер, старинной мебели своего детства.
Первым экспонатом, который сам И.М. Виноградов передал в музей, было зеркало. В то время он жил в Москве вдвоем с кухаркой, которая тоже была великолучанкой. «Это была очень пожилая женщина, – рассказала Валентина Румянцева, – про которую Иван Матвеевич говорил, что она очень злая, но очень хорошо готовит. Когда мы приехали за вещами для музея, кухарка на нас смотрела так, как будто мы приехали забирать у них последнее – с ненавистью. И пока мы сидели за столом, общались, пили чай, она уже упакованное зеркало спрятала на дно сундука. Может быть, надеялась, что мы его забудем. Но Виноградов все же приказал зеркало отдать».
Этот экспонат и сейчас находится в фондах музея, украшая гостиную с большим круглым столом.
Возложили цветы
В день 30-летия со дня смерти И.М. Виноградова около бюста академика состоялся митинг памяти, в котором приняли участие глава Великолукского района И.В. Калашников, его заместитель Ю.Г. Муравьев, директор информационно-культурного центра Великолукского района В.Е. Безрукина, сотрудники мемориального дома-музея академика, а также школьники, преподаватели, великолучане. К бюсту нашего известного земляка были возложены цветы.
– Россия всегда славилась своим научным потенциалом, – обратилась к участникам митинга заведующая музеем Татьяна Бобкина. – Есть люди, чей ум, чьи научные знания и достижения составляют гордость государства. Одним из таких людей является Иван Матвеевич Виноградов. Весь свой математический талант он щедро отдал Родине. Его любимая наука, аналитическая теория чисел, требовала полнейшей самоотдачи, умения анализировать и размышлять. Для него не существовало преград на пути анализа математических задач. Его методы имеют широкое применение. Всегда будут жить и сохранять непреходящую ценность его открытия.
Для нашего города имя Ивана Матвеевича очень значимо. Он искренне любил свою малую родину, любил своих земляков. Он вспоминал, что ему часто снится Милолюб, очертания Успенской церкви, в которой служил отец. Он признавался, что ему очень хотелось вернуться в детство, где его первым стадионом был лес, а первыми преподавателями – деревенские мальчишки.
Не отрекся от прошлого
В своих документах И.М. Виноградов неоднократно подчеркивал, что является сыном сельского священнослужителя. Он был верующим человеком и всю жизнь испытывал определенное давление, однако так и не отрекся от своих родителей. Татьяна Бобкина рассказала, что в рабочем кабинете у него был сейф, который вскрыли только после смерти академика. Там находились родовые книги Святого писания, Библия, которая была куплена 1703 году. Вначале они исчезли, но в итоге эти издания оказались в музее-усадьбе в Великих Луках. На Евангелии рукой Ивана Матвеевича написано: «…ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься».
Сохраняют память эпохи
– Я первый раз в этом музее, – обратился к его сотрудникам глава Великолукского района И.В. Калашников. – Вы делаете чудославие своего земляка с таким душевным профессионализмом, для которого, действительно, необходима духовная сила. То, что вами достигнуто, это успех ваш и ваших коллег. Вы умеете преподнести простые вещи так, что это берет за душу. Для этого нужен талант. И он у вас, музейщиков, есть. Ведь вы сохраняете память не только о конкретном человеке, а память о целой эпохе.
– Все не могли поспеть за его мыслями, – заметил Игорь Викторович по поводу личности И.М. Виноградова. – Все не могли его понять, но это великая личность, на примере которой можно учить молодежь.
Мария ОЗЕРОВА