Главная Образование и культура «Доступная среда» приходит в школу

«Доступная среда» приходит в школу

22.08.2012

Количество детей-инвалидов год от года увеличивается. Было бы хорошо, если б проблема детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе стала менее актуальной. Но ее злободневность только возрастает. Зачастую проблемы инвалидов, в том числе и детей, остаются «за границами» жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие таких детей происходят в специальных интернатах или на дому, практически изолированно от общества. 

Обычному человеку трудно представить себе сложности, с которыми ежедневно сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Наш город (и не только наш) для таких людей представляет собой настоящую полосу препятствий. Вот почему на государственном уровне поставлена задача – сделать общественную среду доступной для инвалидов-опорников, для слабовидящих, слабослышащих, людей с инвалидностью других различных категорий.

В настоящее время в Псковской области действует долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для инвалидов, обеспечение их права на работу, медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни.

Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2020 года предусматривает как одно из приоритетных направлений повышение качества жизни жителей региона, в том числе и маломобильных групп населения, повышение доступности и качества социальных услуг для всех слоев населения.

Доступная среда для инвалидов – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта, но и настройка под нужды инвалидов правил работы социальных, информационных и прочих служб.

В структуре населения Псковской области более 64,5 тысячи инвалидов, из них более 2 тысяч – дети. Для них на первый план выходит проблема получения образования.

***

Татьяна Лозницкая, начальник управления образования администрации г. Великие Луки:

– Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей. Что должно быть сделано в образовательных учреждениях, реализующих эту программу? Прежде всего надо привести учебные здания и сооружения в соответствие с требованиями строительных норм и правил, сделать их доступными для детей-инвалидов.

Это строительство широких входных дверей, лестниц, пандусов, съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и примыкающих территорий. Оборудование школ подъемными устройствами. Также программой предусмотрено приобретение автобуса, приспособленного для перевозки детей-инвалидов в школу и домой.

В этом учебном году по программе «Доступная среда» будут адаптированы две школы Великих Лук – лицей № 11 и педагогический лицей № 4. В будущем планируется адаптация еще двух школ – № 7 и 13.

***

Елена Рождественская, директор лицея № 11:

– Одна из важных государственных задач – повернуть общество лицом к людям с ограниченными возможностями. Необходимо устранить физические, организационные и информационные барьеры. Программа «Доступная среда» предусматривает создание полноценной среды для детей-инвалидов, создание условий, при которых такие дети смогут учиться в общеобразовательной школе, имея равные со всеми права и возможности. Что нужно для этого? Изменить инфраструктуру школы и подготовить педагогические кадры. Мы ведем работу по этим двум направлениям.

Чтобы успешно работать с детьми-инвалидами, нужно овладеть соответствующими приемами и методами. Здесь должны учитываться как методические, так и психологические и медицинские аспекты. Ведь школа должна быть адаптирована для детей-инвалидов не только как здание, учитывать особые потребности таких детей нужно и в организации образовательного процесса. Программа предусматривает подготовку и повышение квалификации педагогов. Наши учителя обучались на дистанционных курсах в Московском психолого-педагогическом институте.

Что касается изменений в инфраструктуре школы, мы полностью реконструируем гардероб начальной школы. Будет организована выдача и приемка одежды. Зона, прилегающая к гардеробу, будет значительно расширена и более комфортно оборудована. На центральном входе устанавливаются съезды с рельсами и перилами для спуска и подъема колясок. Произведен капитальный ремонт кровли.

В планах – соответствующее оборудование санитарной зоны и прилегающей к ней территории.

Мы уверены, что те изменения, которые происходят в процессе реализации программы «Доступная среда», позволят повысить качество образовательного процесса в лицее.

Елена ГРЯДУНОВА

Кстати:

52% опрошенных россиян не считают, что обучение детей-инвалидов в обычных школах приведет к ухудшению качества образования, свидетельствуют данные опроса Фонда общественного мнения, сообщает о которых РИА «Новости».

45% россиян одобряют идею обучения детей-инвалидов в обычной школе, против выступают 35%, а 19% граждан не определились в этом вопросе.

36% из тех 45% россиян, которые выступают за инклюзивное обучение, полагают, что в первую очередь Министерство образования должно финансировать техническое переоборудование школ с учетом потребностей детей-инвалидов. Никто из родителей, как инвалидов, так и обычных школьников, не считает, что они должны оплачивать эти расходы, 3% считают, что их должны оплачивать благотворительные фонды, 4% назвали другие организации, 2% затруднились ответить.

Опрос был проведен 2–3 июня в 43 субъектах РФ среди 1500 респондентов. 

Комментарии (3)

14.12.2012 в 12:35 Гость написал:

МОЙ ВНУК ИНВАЛИД КОЛЯСОЧНИК,НО ИНОГДА ОДЕВАЕТ ПРОТЕЗ,ЭТО ПРАВИЛЬНО ,ЧТОБЫ ДЕТИ ИНВАЛИДЫ УЧИЛИСЬ В СОШ,С ДЕТЬМИ,ЧТОБЫ ДЕТИ БЫЛИ ДОБРЕЕ,НО СТАЛКИВАЕМСЯ С ПРОБЛЕМОЙ НЕТ ПАНДУСА,ТЕ У КОГО ЕСТЬ ТАКИЕ ДЕТИ МЕНЯ ПОЙМУТ,А ГОСУДАРСТВО,ТОЛЬКО КРАСИВО ОБЕЩАЕТ И ВСЕ,ДАВАЙТЕ ДРУГ,ДРУГУ ПОМОГАТЬ.

14.02.2014 в 13:47 Гость написал:

ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ ООО «ПОЛИМЕНТ»
ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ МАЛОМОБИЛЬНОЙ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ
НА СОЗДАНИЕ «ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ»

По результатам проведённого мониторинга было обнаружено, что основная часть граждан РФ не используют свои права ввиду стереотипного заблуждения, что к маломобильной группе населения относятся исключительно люди, получившие инвалидность. Данное заблуждение не только отягощает жизнь самих граждан, но и отрицательно сказывается на здоровье нации. Что выражается в том, что с самого момента появления на свет её новорождённые граждане ограничены в прогулках по свежему воздуху и при этом их не окрепший организм периодически получает микро сотрясения - встряски при перемещении по ступенькам марша лестницы. Решение вопроса доступности имеет важное социальное значение т. к. в каждом многоквартирном доме, в каждом подъезде, имеются не только люди имеющие инвалидность и пожилые люди, но и граждане, имеющие детей. Данная категория граждан не относится к временной, а является постоянной, по причине постоянного демографического (и прочего) изменения (пополнения/обновления) населения, что говорит о необходимости решения данной проблемы в каждом жилом доме.
Согласно: СНиП 35–01–2001, СП 35-101-2001 и др. нормативным актам: "Маломобильные группы населения (МГН) - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п."
Из чего следует, что к маломобильной группе населения можно отнести любое лицо, имеющее желание или потребность в перемещении по маршу лестницы коляски. Например: Дедушки, бабушки, тёти, дяди, братья, сёстры, подруги, друзья, соседи и т. д. – лица, оказывающие помощь по уходу за ребёнком (прогулки, перемещение для временного ухода (присмотра) вне места жительства ребёнка); лица, занимающиеся профессиональной деятельностью в качестве нянечек, гувернанток (в зависимости от условий договора) и т. п.; любые из вышеуказанных лиц - посетители (гости) граждан проживающих в данном жилом доме – люди (Российского, либо иностранного гражданства) с колясками.
Вывод: Любой человек, использующий хоть инвалидную, хоть детскую коляску – относится к маломобильной группе населения.



Также по результатам проведённого мониторинга было обнаружено, что среди граждан РФ распространяется ложное утверждение, которое препятствует полноценному развитию государственной программы «Доступная среда». Данное утверждение заключается в том, что правления жилищно - коммунальных хозяйств (далее ЖКХ) убеждают граждан в том, что запрещается обеспечивать жилые дома устройствами доступности без письменного согласия на то всех жильцов многоквартирного дома. Данное утверждение ими подкрепляется ссылкой на ст. 36 «Жилищного кодекса РФ», согласно которой любое оборудование, находящееся в жилом доме относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома. Из чего правление ЖКХ делает предположение, а излагает его гражданам в качестве легитимного факта, якобы указанного в Жилищном кодексе РФ, о том, что увеличение имущества собственников жилья в многоквартирном доме допускается ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с письменного согласия всех собственников жилья многоквартирного дома. При этом в «Жилищном кодексе РФ» и в «Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме» (утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491) подобного «исключительного» требования не существует. В результате, вышеуказанная ложная информация достигла огромных размеров и продолжает распространяться как из «уст в уста», так и при помощи телевиденья и сети интернет (подобные утверждения транслируются в различных телевизионных передачах и присутствуют на различных форумах), существенно подрывая Государственную программу «Доступная среда на 2011-2015 годы» и тем самым существенно ущемляя права маломобильной группы населения.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 "Жилищного кодекса РФ" "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации", а не собственниками жилых помещений, либо лицами, ответственными за содержание жилых домов. В соответствии с ч. 1 ст. 39 "Жилищного кодекса РФ" "Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме", ст. 158 "Жилищного кодекса РФ" "Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения". Согласно ст. 156 "Жилищного кодекса РФ" "Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства". Согласно части 30 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491) «Содержание общего имущества обеспечивается: собственниками помещений - за счет собственных средств». При этом законодательство Российской Федерации требует обеспечить доступность пользования зданиями, строениями, помещениями. Данное требование указано в: ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 – ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; пункте «в» части 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491), где указано, что общее имущество должно обеспечивать "доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом". Кроме того, в соответствии с частью 1.1 ст. 161 "Жилищного кодекса РФ" "Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: … доступность пользования помещениями".
Согласно части 42 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491)
«Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором».
Согласно части 16. "Жилищного кодекса РФ" «Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества».
Согласно части 23 "Всемирной программы действий в отношении инвалидов" "Любое лицо, возглавляющее какое-либо предприятие, также должно сделать его доступным для людей, имеющих дефекты. Это относится к государственным учреждениям различного уровня, неправительственным организациям, фирмам и частным лицам". Аналогичная правовая норма указана в ч. 2.2; 2.3 ст. 161 "Жилищного кодекса РФ". Данное требование также указано в Государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, в ч. 2 раздела V. Постановлении Правительства РФ от 17.03.2011 г. №175 «О государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы», согласно которому: «… организациями независимо от организационно-правовой формы в отношении объектов, находящихся в их собственности, за счёт собственных средств, в соответствии с законодательством РФ осуществляется реализация следующих мероприятий: приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения …».
Беспрекословность выдвинутых государством требований по обеспечению доступной, безбарьерной среды для маломобильной группы населения подтверждается введением административных санкций на лиц, допустивших данное нарушение. Об этом указано в ст. 16 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой "Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур … несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ". Статьёй 9.13 "Кодекса РФ об административных правонарушениях", предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в виде административного штрафа до 30 (тридцати) тысяч рублей. Кроме того, согласно ст. 7.22 "Кодекса РФ об административных правонарушениях" лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, несут ответственность в виде административного штрафа в размере до 50 (пятидесяти) тысяч рублей, за нарушение правил содержания жилых помещений. А также, ст. 14.4 "Кодекса РФ об административных правонарушениях" за оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством РФ требований влечёт наложение административного штрафа до 50 (пятидесяти) тысяч рублей. Таким образом, согласие собственников помещений на установку в подъезде жилого дома технических средств доступности не требуется. Установка устройств доступности относится к прямым обязанностям жильцов данного подъезда, а также ответственных лиц за надлежащее содержание жилых помещений.

Также было обнаружено, что нуждающейся маломобильной группе населения отказывают в создании условий доступности в подъезде жилого дома ссылаясь на невозможность установки в подъезде ПАНДУСА, требования к которому регламентируется в СНиП 35–01–2001 и СП 59.13330.2012 (Актуализированная версия СНиП 35-01-2001). Данные отказы также не законны. В законодательстве РФ отсутствует ограничение на ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ обеспечение жилых домов исключительно пандусами. Данное ограничение является самовольным, не основанном на законе решением должностных лиц, не желающих (либо введённых в заблуждение) в добровольном порядке исполнять ТРЕБОВАНИЯ законодательства РФ по созданию доступной среды для маломобильной группы населения. Законодательство РФ (как и законодательство других стран) требует обеспечить БЕСПРЕПЯТСТВЕННЫЙ ДОСТУП для маломобильной группы населения к зданиям и помещениям. Данное требование указано во всех Федеральных законах и нормативных актах, относящихся к «Доступной среде», в связи с чем не имеет смысла ссылаться на длинный перечень наименований этих документов, а всего лишь достаточно напомнить, за что именно была введена административная ответственность: ст. 9.13 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» «Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трёх тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей». При этом, стоит также заметить, что нормативные акты РФ по «Доступной среде» содержат требование по обеспечению жилых домов и помещений любыми устройствами доступности, в том числе вспомогательными устройствами, движение по которым допускается при помощи сопровождающего. Например: Согласно части 5 СП 59.13330.2012 Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «В зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации». п. 4.3 СП 35-102-2001 «Для массового жилищного строительства, а также для условий реконструкции, как минимум, достаточно обеспечить доступность движения (в том числе и с сопровождающим) инвалида на кресле-коляске от входа в здание до этажа проживания (квартиры, жилой ячейки), причем рекомендуется применять, помимо пандусов, также их заменители (например, колейные аппарели), в том числе и с увеличенными уклонами, по которым передвижение будет осуществляться с посторонней помощью». Таким образом, требования правительства РФ о доступной среде не ограничивается установкой ПАНДУСОВ, а распространяется на оснащение жилых домов и помещений любыми устройствами доступности.

Кроме того, было обнаружено, что должностные лица, а также руководители и различные специалисты, уклоняясь от исполнения требования правительства по созданию доступной среды для маломобильной группы населения, в своих отказах по установке устройств доступности в жилых домах (введенных в эксплуатацию до 2001 г.), не правомерно ссылаются на СНиП 35–01–2001, как не позволяющий им оборудовать подъезд дома устройством доступности. Данный отказ не правомерный и следовательно не законен. Данный вывод основан на том, что СНиП 35–01–2001 «…предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений…». Следовательно, применение данного нормативного акта к жилым домам введённых в эксплуатацию до 2001 г. распространяется только на здания подлежащие РЕКОНСТРУКЦИИ. Данный нормативный акт принят и введён в действие с 1 сентября 2001 г. постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73, вследствие чего распространяется на ПРОЕКТИРОВАНИЕ и СТРОИТЕЛЬСТВО жилых зданий и промышленных помещений, подлежащих проектированию, строительству и следовательно вводу в эксплуатацию с 16 июля 2001 г. Соответственно действие СНиП 35–01–2001 и СП 59.13330.2012 (Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) на жилые дома, введённые в эксплуатацию до 2001 г. не распространяется.

В дополнение к вышеизложенному следует добавить, что согласно ч. 4 ст. 4.1 "Кодекса РФ об административных правонарушениях" "Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено". А также стоит добавить, что на основании ст. 15 закона РФ «О защите прав потребителей»; ст. 150, ст. 151 «Гражданского кодекса РФ» любое лицо, относящееся к маломобильной группе населения может в судебном порядке взыскать с ответственных лиц за содержание помещений (руководителей ЖКХ, администрации районов/города) компенсацию морального вреда из – за отсутствия в подъезде устройства доступности.
Во исполнение государственной программы «Доступная среда» по вопросу бесплатной установки устройства доступности, любым заинтересованным лицам, ООО Полимент оказывает бесплатную юридическую консультацию, а также возможно бесплатное представительство Ваших интересов в различных судебных и надзорных инстанциях.

Правовая позиция подготовлена
юридическим отделом ООО Полимент
www.пандус.com

25.02.2014 в 09:47 Гость написал:

Действительно,может понять это те люди, у которых в семье данный ребёнок. Хочу сказать, это такие же люди.даже лучше здоровых своих сверстников, так как у таких детей есть главное-ДУША. Если родители считают, что у их детей руки,ноги есть они двигаются, видит и слышит,но при этом он очень злой и жестокий,это не факт что он здоров. И дети-инвалиды ИМЕЮТ ПРАВО на полноценную жизнь,как и все остальные. Не надо из детей делать изгоев,на это никто не имеет права.

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций