Объявления
Интервью
Фотогалерея
С войной покончили мы счеты…
Хлеба и зрелищ удостоились те великолучане и гости города, которым довелось попасть днем 17 января на территорию крепости. В качестве первого была настоящая солдатская каша – желающим предлагали ее прямо из походных кухонь. А картину жестоких боев, в результате которых 70 лет назад были освобождены Великие Луки, попытались воссоздать реконструкторы – члены исторических клубов из разных городов России и Эстонии.
Посмотрев на действо и отведав каши, основная масса участников праздника покидала территорию крепости под символические слова песни Булата Окуджавы «С войной покончили мы счеты, Бери шинель, пошли домой!»
Старт праздничным мероприятиям, проходившим непосредственно 17 января, был дан у ворот воинского мемориала. Здесь состоялся митинг памяти, на который пришли ветераны, представители общественности, школьники.
По разные стороны площади расположились активисты КПРФ и представители «Единой России», каждые – со своими знаменами. В объявленную минуту молчания коммунисты склонили красные стяги. «Единороссы» продолжили гордо держать свои синие флаги вертикально. Говорю об этом без всякой политической подоплеки и уж, боже упаси, без какого-либо ехидства – просто отмечаю факт. Может, так произошло потому, что синие флаги держала молодежь, для которой война и погибшие на ней – уже что-то совсем далекое? А может, юношам было неловко склонять свои флаги на головы впереди сидящих ветеранов?
Все выступавшие были кратки, и митинг поэтому был недолгим. Мне особенно запомнились слова Аскарбека Акматова, сына одного из погибших при штурме города солдат. «Мне очень горько, что мой отец погиб, – сказал гость из Киргизии. – Но я горжусь, добавил он, что отец погиб, освобождая ваш город».
После митинга состоялось возложение цветов. Большинство участников митинга направилось к центральному памятнику, а я поспешил за Аскарбеком, который вдруг свернул на боковую дорожку.
– Я иду к памятнику, на котором написано, что там, в братской могиле, лежат воины Красной Армии и замученные фашистами мирные жители, перезахороненные с улицы Некрасова, – пояснил мне Аскарбек. – Знаю из документов, что он был сначала похоронен именно на улице Некрасова. До войны отец работал в колхозе, на фронт ушел добровольцем, хотя мог остаться по брони, как хороший животновод. Сначала был простым солдатом, потом стал снайпером.
За разговором мы подошли к стеле, и я оставил Аскарбека одного – видно было, что ему хочется побыть наедине с отцом… О чем шептал Аскарбек, стоя у братской могилы, можно только догадываться…
Церемония возложения цветов продолжилась впоследствии у стелы «Город воинской славы» и у Вечного огня. Еще один митинг состоялся затем у обелиска Славы в крепости. В этой части праздника к великолучанам присоединились высокие гости – полномочный представитель Президента РФ в СЗФО Николай Винниченко и губернатор Андрей Турчак.
После очередного возложения цветов зрителей ждала «изюминка» – реконструкция боевых действий.
– Мы хотим предложить реконструкцию финального боя при штурме крепости, – сообщил мне перед началом «боевых действий» Тимур Черепнин, один из руководителей военно-исторического клуба «Гарнизон-А» из подмосковного Ногинска. – После того как нас пригласил великолукский отдел культуры, мы тщательно подготовились. Побывали в вашем краеведческом музее, ознакомились с архивными материалами, посмотрели фотографии военных лет.
Помимо ребят из Подмосковья, в реконструкции приняли также участие клубы из Санкт-Петербурга, Ржева, Калужской области и даже из Эстонии – всего около 60 человек. По сценарию остатки немецкого гарнизона обороняли крепость. Первую атаку осажденным удалось отбить. Перегруппировавшись, бойцы Красной Армии повторили штурм. На этот раз ему предшествовала ожесточенная артподготовка, которую имитировали пиротехнические заряды.
В перерыве между залпами реконструкторы продемонстрировали взятие вражеского «языка» и даже приезд на мотоцикле немецкого офицера – как пояснил мне Тимур, он привез осажденным приказ Гитлера держаться до последнего. Приказ не помог, последний штурм красноармейцам удался, оставшихся в живых «фрицев» взяли в плен.
Штурм крепости вызвал бурный восторг зрителей. Особенно всем понравился эпизод боя, в котором реконструкторы сымитировали, как после взрывов артиллерийских снарядов в воздух взметаются «куски тел» погибших захватчиков. Стоявшие рядом со мной молодые люди даже засмеялись. Мне тоже не жаль супостатов, но почему-то от услышанных веселых выкриков стало грустно. Впрочем, может, я опять оказался не в том месте и не в то время?
Чтобы завершить свое падение в глазах патриотически настроенного читателя, вернусь к началу праздничных мероприятий и выскажу еще одно замечание. Мне почему-то кажется неуместным проводить митинги у ограды воинского мемориального захоронения. Музыка из динамиков, громкие (пусть даже очень нужные и правильные) речи… В городе достаточно мест, где можно провести подобные митинги – у Вечного огня, у стелы на площади Ленина, наконец, на площади Калинина. А уже потом, намитинговавшись, можно взять венки и поехать к мемориалу. Тем более что автобусы, отдадим должное, для проведения мероприятия выделяются.
Может, организаторы просто опасаются, что если проводить митинг в другом месте, то после него мало кто поедет на возложение? Как же тогда отчитываться о проведении мероприятия?
Все-таки кладбище – это кладбище, и лежащие там заслужили тишину и покой. Почтить память погибших, стоя рядом с могилами, уместнее молча. Или шепотом.
Это – сугубо частное мое мнение. А вот другое, с которым я не могу не согласиться, высказали уже некоторые наши читатели.
Буквально через час после того, как отгремела пиротехника в крепости, в редакции появился пожилой мужчина. И с порога спросил:
– А для кого устроили праздник?
Оказывается, читателя возмутило то, что главные торжества, а именно реконструкция боя на крепости, прошли в самой что ни на есть середине рабочего дня. Кто же смог на этот праздник прийти? Сам же мужчина и ответил на свои вопросы:
– Пришли только такие, как я, пенсионеры, да еще те, кто смог вырваться с работы. И, конечно, – наша власть. Вот и получается, что устроили представление в основном для высоких гостей и для себя, любимых…
Эти же недоуменные вопросы и невеселые выводы за последние дни пришлось выслушать еще не раз. Действительно, кто мешал провести реконструкцию, например, в субботу? Ну и что, что состоялось бы зрелище 19-го, а не 17-го января? Ведь часть мероприятий провели заранее, значит, строгая привязка к дате – вовсе не обязательна. Зато принять участие в празднике смогло бы на порядок больше великолучан.
Бои уже давно отгремели, а как-то мы все не можем наладить мирную жизнь. И работать нормально, по-человечески, и отдыхать…
Константин ЗАВИСТОВСКИЙ
Фото автора