Главная Новости С карантином что-то не так 2

С карантином что-то не так

31.07.2013
С карантином что-то не так 2

Задание редакции было важным, оперативным и интересным – написать о том, как реализуется установленный в южных районах области карантин. В связи с выявленным в деревне Сенютино Невельского района случаем заболевания домашнего животного африканской чумой свиней на карте региона появились три виртуальные линии. Первая огородила от всего мира сам эпизоотический очаг – упомянутую деревню. Вторая охватила территорию так называемой первой угрожаемой зоны – Плисскую волость Невельского района, где и находится Сенютино. Наконец, третья очертила вторую угрожаемую зону, включив территории Невельского, Себежского, Пустошкинского, Куньинского, Опочецкого, Новосокольнического, Великолукского, Усвятского районов и г. Великие Луки.

Указ областной администрации о введении карантина предусматривал для каждой из зон свой набор ограничений, в частности, запрет ввоза/вывоза продуктов животноводства и даже растениеводства. Самые строгие ограничения вводились в эпизоотическом очаге, чуть послабее – в периферийных территориях карантина. Виртуальные линии должны были на местности превратиться в перекрывающие дороги шлагбаумы, дезинфекционные барьеры и посты ветеринарного контроля.

Готовясь к выполнению редакционного задания, я и подумал: а ведь дороги у нас не только автомобильные. Исходя из логики, соответствующие меры контроля дожны быть приняты и на железных дорогах. Мало ли дачников и сельских жителей используют самый дешевый в мире транспорт для провоза мяса и молока?

Звонок в линейный отдел полиции на станции Великие Луки дал неожиданный результат. Да, о карантине здесь слышали. Но приказа выставить наряды в пригородные поезда и поезда дальнего следования никто не давал. Мысль о том, что с обеспечением карантинных мер что-то не так, мелькнула в первый раз.

Другой звонок, уже в городской отдел МВД.

– Наши сотрудники сразу приступили к выполнению указа, – сообщили в отделе. – Осуществляются проверки на рынках и в ряде магазинов. Кроме того, несколько сотрудников дорожно-постовой службы и роты патрульно-постовой службы командированы в Невель.

На мою удачу, очередной экипаж ППС как раз отправлялся в командировку к эпицентру карантина. Великолукских полицейских здесь ждали и сразу распределили по постам. Мне удалось побывать в деревне Барканы Плисской волости. Несколько домов, расположенных у федеральной трассы М20, оказались на внешней границе первой угрожаемой зоны. Отсюда до деревни Сенютино, где вирус чумы поразил первую (и пока, тьфу-тьфу, единственную) свою жертву на территории Псковской области, – около 3 километров.

Как правило, в составе пункта карантинного контроля – сотрудник станции по борьбе с болезнями животных по Невельскому и Себежскому районам и представитель полиции. На некоторых постах присутствует также сотрудник частной охранной организации «ОВД». Фирма обслуживает объекты Великолукского мясокомбината, некоторые из которых расположены в Невельском районе, а мясокомбинат крайне заинтересован в локализации очага заболевания и нераспространении его дальше.

В деревне Барканы в день, когда я там побывал, службу несли ветврач Марина Хоботова, сотрудник ЧОО «ОВД» Александр Скворцов и старший лейтенант полиции из великолукской роты ППС Павел Байков.

Здесь, на посту, мне пришлось еще раз убедиться, что с обеспечением карантинных мер не все гладко. Начать хотя бы с того, что абсолютно не продуманы условия для тех, кто несет службу. Понятно, что карантин вводился в экстренном порядке и нужно было спешно оборудовать дезинфекционные барьеры, подвести к ним освещение, организовать места для утилизации изъятых продуктов и т.д. Но неужели сложно было догадаться установить биотуалеты?

Стоять на посту ветеринарам и полицейским приходится от 12 до 24 часов – стоять в буквальном смысле слова. Хорошо, если рядом есть машина, на которой сотрудники контроля добрались до места расположения поста. В таком случае есть возможность хоть на время присесть и дать отдых ногам. Не сразу, но был решен вопрос организации питания. Первый же экипаж ППС из Великих Лук, отправлявшийся в командировку в Невель, вынужден был обойтись бутербродами, что взял с собой.

Понятно, что наши люди все выдержат, но сколько можно решать проблемы исключительно за счет героизма рядовых исполнителей?

Хочу особо подчеркнуть – к тем, кто на месте выполняет требования указа о введении карантина, у меня нет никаких претензий. Люди честно выполняют свой долг. Осматривают машины, разъясняют гражданам требования указа о введении карантинных мер. Принимают на себя и те всплески недовольства, которое проявляют некоторые местные жители. Недовольство, кстати, зачастую вполне оправданное.

– Мне нужно вывести косилки на поля, – рассказал Владимир Иванович, один из местных фермеров. – Ширина косилки 4,2 метра, а расстояние между бетонными блоками дезинфекционного барьера – всего 3,3 метра! Как мне быть?

Несколько часов решить вопрос никак не удавалось. Постовые звонили куда-то «наверх», «верх» отвечал: есть на месте полицейский, пусть он и решает.

– Да как он решит? – возмущался фермер. – На руках, что ли, косилку перенесет?

Меры, принятые в обеспечение карантина, – половинчатые, считает еще один из местных жителей, пересекавших пост ветконтроля.

– Ну хорошо, нас проверяют, в случае чего изымут запрещенные к провозу продукты или комбикорма, – пояснял мужчина. – Но ведь есть еще и другие опасности. Например, бродячие собаки – одни из главных разносчиков вируса. Кто-нибудь хоть что-то предпринял в этом отношении? Вон они, как ходили, не зная границ, так и ходят, никакие барьеры не признают.

Одна из инструкций, разработанных специалистами на случай введения карантинных мер по локализации очагов африканской чумы свиней, подразумевает уничтожение бродячих животных. Но решения об этом в Невельском районе нет. По имеющимся сведениям, некоторые ведомства, входящие в оперативный штаб, высказались против отстрела бродячих собак и бездомных кошек. Возможно, из опасения вызвать недовольство зоозащитников.

Еще один вопрос, который, очевидно, будет решаться очень болезненно, – возмещение убытков. Местные фермеры не могут вывезти на продажу мясо, молоко, другие продукты сельскохозяйственного производства. Нет поступлений от продажи продуктов – значит, нечем платить зарплату, налоги, оплачивать счета за электричество. Вряд ли устроят местных жителей и размеры компенсаций за изъятых и убитых в рамках карантинных мер свиней.

На посту в деревне Барканы я услышал такой расклад: в мае цены на поросят были в пределах 4–5 тысяч рублей за голову. Два месяца ухода и кормления – и поросенок может, в идеале, достичь 30 кг живого веса. При изъятии обещают компенсировать до 60 рублей за килограмм живого веса. 4 тысячи рублей плюс два месяца ухода плюс стоимость кормов – и максимум две тысячи рублей компенсации. Скажите, есть разница?

Справедливости ради нужно отметить один факт. Представители заинтересованных ведомств, отвечающих за выполнение карантина, на условиях анонимности соглашались с тем, что принимаемые меры не идеальны и даже, возможно, половинчаты. Связано это прежде всего с тем, что действий такого масштаба у нас в области не предпринималось и принимать решения приходится часто на ходу. Но эти же собеседники подчеркивали – предпринятые действия все-таки позволили сократить угрозу распространения заболевания.

Особо подчеркнем, что африканская чума свиней угрожает только свиньям! Для людей она не опасна.

Сколько времени продлится карантин? Оптимисты считают – всего три недели. Прогноз основывается на том, что инкубационный период вируса африканской чумы – до 21 дня. В деревне Сенютино было всего четыре свиньи. Одна пала от болезни, в крови трех остальных вирус не был обнаружен. Тем не менее все они уже утилизированы. Так что, считают оптимисты, если в ближайшие недели не будет новых случаев падежа скота от болезни, после 10 августа карантинные посты можно снимать.

Пессимисты настраивают на более длительный период. Они упоминают о том, что в ведомственных инструкциях говорится о 6 месяцах со дня последнего случая падежа больных свиней. И еще скептики указывают на то, что нужно как-то решать проблему с несанкионированной торговлей мясом, молоком, другими продуктами сельского хозяства, которую ведут на территории нашей области граждане Белоруссии. У соседей болезнь приняла угрожающие масштабы. А путей, ведущих в обход выставленных постов, достаточно много…

Константин ЗАВИСТОВСКИЙ

Фото автора

Благодарю Великолукский горотдел МВД РФ и руководство ЧОО «ОВД» за оказанное содействие при подготовке материала

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций