Объявления
Интервью
Фотогалерея
К чему приведет очередная «оптимизация»?
Похоже, в ближайшие дни для депутатов Великолукской городской думы наступает момент истины, который поможет нам ясно увидеть, кому и чему они пришли служить и в чем они видят свое предназначение.
Лакмусовой бумажкой послужит втайне от общественности идущая подготовка к слушанию в думе вопроса о реорганизации филиала № 2 центральной городской библиотеки. За словом «реорганизация» явно стоит банальное желание распорядиться еще одним сладким куском муниципальной собственности. А именно помещением отдела искусств и иностранной литературы, расположенным в привлекательном для «торгашей» районе города, – в доме на проспекте Октябрьском, напротив Смоленского рынка.
В последнее время довольно часто звучат привлекательные для слуха слова: реформа, модернизация, оптимизация. Если не вдаваться в реальное их наполнение, они должны наполнять нас радостью и надеждами на продвижение вперед. Но в реальности чаще всего происходит нечто прямо противоположное. Деяния, облекаемые в красивую упаковку, так часто отбрасывали нас назад, что их приближение невольно рождает опасения. Это проявилось не только в подходах к уже освистанному «реформированию» ЖКХ, но и к «развитию» библиотечного дела в Великих Луках.
О «развитии» на великолукский манер написала с полгода тому назад в нашей газете Алла Анитова в эмоциональной статье «Зачем библиотеке книги?». По ее мнению выходило, что «развитие» ограничилось ликвидацией детского филиала на улице Дворецкой, превращением бывшего кинотеатра «Спутник» в центральную городскую библиотеку, преобразованием библиотеки в ГДК имени Ленина в пункт выдачи книг и переездом с насиженного места старейшей в городе детской библиотеки имени Гайдара.
Каждый этот шаг сопровождался единственным реально осязаемым результатом – сокращением библиотечного фонда на десятки тысяч томов, усложнением доступа читателей к книгам, ухудшением условий работы коллективов библиотек. Итог? Мы уже не укладываемся в государственный стандарт, согласно которому город должен иметь как минимум девять библиотек, а имеет только шесть и два специализированных отдела.
Но этот факт, как и сокращение книжного фонда, наши начальники старательно обходят в своих выдержанных в радужных тонах отчетах. Вот и на заседании думы, состоявшемся в конце прошлого года, неприятные вещи хорошо заретушировали, сделав упор на компьютеризации библиотек. Естественно, это преподносилось как крупное достижение.
Сегодня на очереди специфический отдел, наличием которого Великие Луки были вправе гордиться. Не каждый крупный город располагает таким солидным и во многом уникальным фондом по искусству. Многие годы здесь вдумчиво собирали ноты, звукозаписи, изображения, репродукции. И то, что у детей в городе сильна тяга к прекрасному, что многие подростки добиваются серьезных успехов в музыке, живописи, в значительной мере стало возможным благодаря работе библиотеки. Она и сегодня ищет пути тесного сотрудничества с преподавателями, работающими с воспитанниками художественных и музыкальных школ.
Добрых слов заслуживает и отдел иностранной литературы, располагающий значительным количеством книг, которые помогают в изучении иностранных языков.
В последнее время нормальная работа библиотеки парализована. Уже в прошлом году над нею нависла угроза переезда в филиал центральной городской библиотеки № 2 на улицу Ботвина. Но тогда это делалось под благовидным предлогом передачи помещения под детский сад. В тот момент администрация города форсировала работу на этом направлении и была готова ради достижения результатов прихлопнуть какую-то там библиотеку.
Читатели категорически не согласились с подобным подходом и настаивали на сохранении отдела искусств и иностранной литературы. Не думаю, что их страстное обращение повлияло на чиновников. Из ответа тогдашнего заместителя главы администрации города Константина Максимова можно было понять, что он почти восхищен сделанным в городе.
Но тогда реформаторы притормозили. Нажать на тормоза их явно заставила не общественность, а приближающиеся выборы. С общественностью у нас не принято церемониться. Видимо, поняли, что перед выборами одновременно закрыть две библиотеки – перебор.
Выждали время, и сегодня, даже не вспоминая о детсаде, библиотекарям дали команду паковать чемоданы: готовиться к переезду, который, по имеющимся сведениям, планируется на июль. Хотя руководство ЦГБ должно отдавать отчет, что переезд обернется вывозом литературы в пункты приема макулатуры, потому что филиал на Ботвина из-за недостатка площадей не сможет вместить дополнительно около 30 тысяч книг, имеющихся сегодня в отделе искусств и иностранной литературы, и предоставить место для читального зала. О необходимости издать соответствующий приказ, ознакомить с ним работников, конечно же, никто даже не подумал.
...Вот такую непростую проблему предстоит решать в ближайшее время депутатам Великолукской городской думы, а после переселения – выставлять освободившееся помещение на очередной аукцион. Кто-то, знакомый с нынешним составом думы, тут же скажет: «Добрая половина депутатского корпуса – люди благородных профессий, эти книжный фонд в распыл не позволят пустить». Действительно, педагогов, врачей и людей, связанных с культурой, в думе много. Но вот вопрос, осмелятся ли они защитить библиотеку?
Вспомните, чьи лица красовались во время мартовских выборов в пустых глазницах гайдаровской библиотеки? Все трое – образованные люди. Вспомните, как дружно голосовали «люди благородных профессий» за отказ внести в повестку дня вопрос о проведении Дня русского языка.
Вот поэтому я и упомянул в самом начале лакмусовую бумажку. Решение судьбы отдела искусств и иностранной литературы поможет нам ясно понять, сделала ли профессия депутатов и чиновников от культуры благородными и думающими о развитии культуры в городе или они принадлежат к касте, которую Александр Солженицын окрестил «образованщиной»?
Александр ЛЕВИЦКИЙ