Объявления
Интервью
Фотогалерея
Доступна ли доступная среда?
Узнавая о реализации проекта «Доступная среда» в нашем городе, я невольно вспоминала лица участников недавней паралимпиады. Даже те, кто передвигается только при помощи инвалидной коляски, не чувствуют себя обделенными и несчастными, не замыкаются в четырех стенах, окруженных непреодолимыми лестницами и крыльцами. Они веселы, общительны и вполне счастливы, насколько позволяет им положение со здоровьем.
Но это лишь небольшая часть людей, на чью долю выпали серьезные испытания, связанные с инвалидностью.
В зарубежных странах общество о таких гражданах уже давно позаботилось, оснастив пандусами большинство общественных зданий, подъезды жилых домов. Общественный транспорт там имеет специальные подъемники, что позволяет людям, передвигающимся на колясках, чувствовать себя не изгоями, а лишь несколько иными, чем большинство окружающих.
У нас все по-другому. Лишь небольшая часть людей с проблемным здоровьем может вести активный образ жизни и посещать магазины, концерты, театры, даже школу. Изменить ситуацию призван проект «Доступная среда».
«Дети с ограниченными возможностями здоровья обучались в нашей школе и в предыдущие годы, – рассказывает директор лицея № 11 Елена Рождественская. – Возможно, из-за того, что не все условия были созданы для их удобства, чувствовали они себя не совсем комфортно. Поэтому, когда началась реализация программы «Доступная среда», мы были очень рады».
Два общеобразовательных учреждения Великих Лук – лицей № 11 и педагогический лицей – принимают участие в этом проекте. Он нацелен на создание благоприятных условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей без отклонений в физическом развитии.
Во время летних каникул на средства местного бюджета в лицее № 11 была отремонтирована крыша, в педагогическом лицее создано дошкольное отделение. Финансирование из области позволило в лицее № 11 реконструировать раздевалки для учащихся начальной школы, а в педагогическом лицее отремонтировать крыльцо.
Готовясь работать в рамках нового проекта, педагоги лицея № 11 ездили на курсы на базе Московского психолого-педагогического института, где обучились технологиям работы с детьми с ограничениями в здоровье. Во время обучения затрагивались медицинский и психологический аспекты.
Инфраструктура школы также была приведена к тем требованиям, которые должны обеспечить комфортную атмосферу для детей с ограниченными возможностями. Кроме ремонта кровли и реконструкции раздевалок, были установлены рельсы и перила на центральном крыльце. Это помогли сделать социальные партнеры. «Мы понимаем, что это только самое начало. Требуется дальнейшая системная деятельность и вложения, – замечает Е. Рождественская. – И мы ведем работу в разных направлениях. Готовность должна быть не только материально-техническая, но и в плане квалификации педагогов».
Но и этого мало для того, чтобы рядом со здоровыми детьми обучались те, кто, например, не может передвигаться самостоятельно, а пользуется инвалидной коляской. По существующим стандартам, для них даже санузлы должны быть особыми: просторными, имеющими поручни и другие приспособления, которые позволят детям с ограничениями в движении воспользоваться ими. Нужны лифты, соорудить которые в многоэтажных школах практически невозможно. Поэтому школа по-прежнему остается для многих детей-инвалидов средой недоступной.
Понимая это, лицей № 11 развивает базу и для дистанционного обучения. Школа приобретает компьютерное оборудование. Как площадка в рамках проекта «Доступная среда», лицей получил комплект оборудования, который может быть использован для дистанционной работы с учащимися с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Совместно с родителями решается вопрос о посещении такими учениками внеклассных мероприятий, чтобы они могли пообщаться со своими сверстниками и получить новые впечатления.
«Программа «Доступная среда» нацелена не только на создание условий для людей с ограниченными возможностями здоровья, – считает Е. Рождественская, – она имеет еще одну положительную сторону для всего общества и для всех детей – учит их быть толерантными, учит их принимать другого человека таким, какой он есть, уважать людей, которые отличаются от них поведением, увлечениями или состоянием здоровья».
Ирина ЗАЯЦ