Объявления
Интервью
Фотогалерея
Археологи взялись за крепость
– У меня отец как-то здесь заблудился, – Анатолий Топтыгин кивает на заснеженный вал крепости. – Дня два плутал, пока его нашли.
– Здесь? – недоумеваю я. Как тут можно заблудиться – кроме вала и холма с крестом, на ровном поле есть только еще траншея, которую Анатолий, работник ДСУ, только что вырыл своим экскаватором.
– Это было сразу после войны, отец тогда совсем маленьким был. Вот и залез в какой-то ход внутри крепости, – добавляет мой собеседник.
Вот ведь зигзаги выдает история! Когда-то люди искали отца Анатолия, а сегодня он сам помогает найти вход в один из тех потайных коридоров, о которых ходит столько легенд!
– Вообще-то экскаватор нам нужен лишь для того, чтобы снять верхний слой, да еще проложить разведочную траншею, – поясняет мне Александр Михайлов, археолог из Археологического центра Псковской области. – Дальше все пойдет именно так, как большинство людей и представляют себе нашу работу, – с совками, лопаточками и кисточками.
Всего в минувший четверг внутри крепости появились две таких траншеи. Одну из них археологи сделали возле восточного вала, другую – около восточного склона холма.
Несколько лет назад инициативная группа великолучан обратилась с письмами в самые разнообразные инстанции, от администрации области до Министерства культуры и президента, рассказал «Новому дню» Александр Михайлов. В своих обращениях энтузиасты указывали на то, что для города было бы важным воссоздать или увековечить местоположение одного из главных храмов Великих Лук – Воскресенского собора, который находился на территории крепости.
– Мы знаем достоверно, что каменный храм здесь появился в конце XVII века, – говорит Александр. – Потом были перестройки и достройки, а после революции у собора были самые разные сферы использования. В 1943 году храм был полностью разрушен. Сейчас виден лишь холм, на котором установлен крест, и по этому холму можно понять расположение собора. Но – только понять. Указать местоположение с точностью до десятка сантиметров никто не сможет. У нас есть фотографии, есть планы XVIII и XIX веков, где собор отмечен. Наша задача – найти фундамент или части стен, получить информацию о точном местоположении, о состоянии памятника, привязать его к местности и, конечно, получить новые сведения о культурном слое на территории крепости.
Исследования того, что осталось от собора, – лишь часть задачи археологов. Ученые завершают работы по определению границ территории объекта культурного наследия – Великолукской крепости. Может возникнуть вопрос – зачем? Мол, есть крепость, вот вал, его видно! Но действующее законодательство в сфере охраны памятников говорит о том, что есть границы памятника, а есть еще и границы его территории. Данные линии могут не совпадать. Как правило, границы территории – это более обширное пространство. Оно включает те площади, которые исторически функционально были связаны с самим памятником.
Если брать конкретный пример – крепость Великих Лук, то границы ее территории включают в себя всю низину к северу, западу и югу от крепости, вплоть до музея, стадиона и многоэтажек. В эту же территорию входит и полностью остров Дятлинка. Возможно, в результате нынешних исследований эти границы немного подкорректируются, но серьезно они не изменятся. А когда эти границы будут установлены, этот факт значительно поможет всем, кто призван сохранить памятник, – от ученых до полицейских.
Еще одна задача, которую поставили перед собой археологи из Пскова, – найти следы потайного хода, с которого мы и начали наш рассказ.
Разведочная траншея заложена в том месте, где на одном из планов XVIII века был показан тайный лаз к воде, рассказал Александр Михайлов. Потайной ход был внутри вала и вел к Дятлинке, возможно, использовался для каких-то вылазок. Археологи надеются найти место этого объекта и маркировать его. Находка даст новую информацию о топографии крепости, о каких-то ее важных функциональных элементах.
– Важно напомнить, что с прошлого года ведется работа по созданию концепции музеефикации Великолукской крепости. – объяснил ученый. – Концепция – это солидный документ, в него войдут результаты обстоятельных изысканий в самых разных направлениях, начиная от ландшафтных исследований и заканчивая конкретными предложениями о том, как должен выглядеть памятник, вплоть до элементов туристической инфраструктуры. Значит, встает и вопрос о том, что мы будем показывать туристам. Если нам посчастливится найти то место, где проходил тайный лаз, это поможет выстроить программу будущих работ при дальнейших исследованиях.
Археологам активно помогает руководитель великолукского отряда поисковиков «Возрождение» Александр Петров. Своим металлоискателем Александр исследовал место работ и уже сделал первые находки. Среди них – осколки керамики XVII века, монета времен царствования Анны Иоановны – деньга 1731 года. Еще обнаружено очень много костей.
– Чьи это останки, пока сложно определить, – говорит Александр Петров. – По архивным документам известно, что на территории крепости есть как минимум два захоронения бойцов 357-й стрелковой дивизии, освобождавших город. 16 солдат похоронены где-то недалеко от Воскресенского собора, еще 13 бойцов лежат ближе к танку. Также известно, что в 1941 году немцы держали здесь советских военнопленных. Тех, кто умирал, просто прикапывали. То же самое делали потом и в 1943 году, уже с умершими пленными немцами.
Нынешний этап работ на крепости планируется закончить к 10 ноября. Надеемся, что в ближайшем номере мы сможем рассказать о результатах читателям.
Константин ЗАВИСТОВСКИЙ
Фото автора