Главная Краеведение Внешний контрфорс ворот равелина.

Ворота в историю

19.11.2014
Внешний контрфорс ворот равелина.

 

Недавно мы рассказали о прошедших в Великих Луках V Псковских региональных краеведческих чтениях (см. «Новый День», № 42, материал «Обруч, скрепляющий Отечество»). Тогда же пообещали, что прозвучавший на чтениях доклад о проведенных нынешней осенью на территории крепости археологических раскопках станет темой отдельной публикации. Сегодня мы предоставляем слово руководителю изысканий, начальнику отдела полевых исследований Археологического центра Псковской области Александру МИХАЙЛОВУ.

– В преддверии празднования юбилея Великих Лук возрастает интерес ко всему, что связано с историей города. Активизируется работа по всем направлениям, одно из которых – музеефикация Великолукской крепости. Концепция музеефикации уже существует, а к началу следующего года появится проект музеефикации.

Необходимость проведения археологических работ в крепости осенью 2014 года была связана как раз с началом этапа проектирования. Объектами приложения наших усилий на территории крепости в этом году стали северные ворота и ворота равелина. Нам нужно было выяснить, в частности, состояние кладки и основания фундаментов обоих ворот, степень их сохранности – для того, чтобы архитекторы могли принять решение, что с этими объектами можно делать дальше, какие проектные решения можно будет предложить.

С момента строительства в 1704 году и до конца XVIII столетия в крепости существовали только одни – западные ворота, которые были защищены равелином. Между западными воротами и воротами равелина существовал небольшой ров, от ворот равелина через озеро шла дорога в город.

Только на планах крепости 1798 года появляются ворота северные. Они были сделаны для удобства входа в крепость со стороны разросшегося посада. К этому времени крепость утратила свое военное значение. В первой половине XX века северные ворота были разобраны, и вот уже много десятилетий их никто не видел.

Было заложено четыре шурфа на западной и восточной стенах северных ворот. В шурфах зафиксированы остатки западной стены, но кладки как таковой не сохранилось. Одной из причин этого стало то, что в январе 1943 года основной удар советских войск при освобождении Великих Лук пришелся именно на северные ворота.

Я много читал об освобождении города, слышал воспоминания великолучан. Но когда из земли десятками стали доставать осколки снарядов и мин самых разнообразных калибров, куски колючей проволоки, когда удалось прикоснуться к свидетельствам тех событий, которыми буквально нашпигована земля, тогда стало более понятно, какой ад творился здесь в январе 1943-го...

Возвращусь к теме наших исследований. Как таковой западной стенки северных ворот, как я уже отметил, нет. Но в стенках раскопов удалось найти траншеи, которые были вырыты в конце XVIII века для того, чтобы заложить ворота.

Восточная стена ворот сохранилась гораздо лучше. Она находится под нынешним асфальтированным проездом. В раскопе обнаружено мощное валунное основание, похожее на то, что имеется у западных ворот. Ширина стен – около 80 сантиметров, реконструированная ширина воротного проезда – около 3 метров, такая же, как и на восстановленных западных воротах.

Следов булыжного мощения мы не нашли. Но обнаружили внутренний контрфорс западной стены северных ворот. В отличие от западных ворот, где контрфорсы расходятся в стороны от ворот, очевидно, что у северных ворот они были прямые, шли параллельно воротному проезду. К сожалению, в 50–60 годы прошлого столетия через проезд проложили дренажную трубу. Для нас так и осталось загадкой, зачем здесь понадобился дренаж? Как бы то ни было, труба разрушила часть контрфорса.

Теперь несколько слов о воротах равелина. Сам равелин сохранился частично. С внешней и внутренней сторон южной стены ворот равелина было заложено еще два шурфа.

У внешнего края ворот, который смотрит в заболоченную долину, были обнаружены остатки контрфорса, который поддерживал вал, чтобы он не наползал на проезжую часть. В этой части раскопа были обнаружены остатки булыжной отмостки. Должен отметить, что подобная находка здесь сделана впервые. Что это – дорога или какое-то благоустройство территории, сказать трудно, площадь вымостки была очень невелика.

С внешней стороны ворот был раскрыт кирпичный порог. Когда он появился, сказать трудно. Скорее всего, в XVIII веке. С чем он связан, для чего служил – над этим будут думать архитекторы.

С внутренней стороны контрфорс также идет параллельно воротному проезду. Здесь же мы обнаружили и булыжную мостовую, замечательно сохранившуюся. Мои коллеги, сотрудники Археологического центра Псковской области, осуществили сканирование обнаруженных в раскопах объектов, и сейчас у нас есть трехмерное изображение объекта, которое можно использовать не только для проектирования, но и для дальнейших работ по воссозданию внешнего облика крепости XVIII–XIX веков.

Нам часто задают вопрос, что мы нашли, какие находки, предметы старины? Самым главным для нас было изучение конструкций крепостных ворот. Кроме находок, относящихся к военным годам, встречено много средневековой керамики, в том числе относящейся к древнерусскому времени. Находки немногочисленны. Например, пряжка, которая по фрагментам найденной рядом керамики может быть датирована XII веком. Были и образцы средневековых изделий из стекла, что уже можно назвать традиционным для Великолукской крепости. В Пскове, кстати, в археологических раскопах средневековые стеклянные предметы попадаются очень нечасто.

Одна из датирующих находок, которая позволила нам сказать, что обнаруженный развал кирпича на месте северных ворот, собственно, и есть остатки стены, – это деньга 1734 года, которую нашли в траншее. В той самой траншее, которую в свое время вырыли для того, чтобы заложить ворота.

Одной из находок, которая могла бы открыть свою тайну, был солдатский медальон-«смертник». Внешний колпачок у него не сохранился, медальон был забит землей. К сожалению, медальон оказался пустым.

В завершение я хочу выразить огромную благодарность тем, кто помогал проводить раскопки, это Тамара Габиева, Алина Демидова, Сергей Ионов, Елена Карпухина, Мирон Амирханян, Олег Малышев, великолукские поисковики, школьники и студенты.

Великие Луки – город с сильным и самобытным чувством патриотизма. Мы работаем в области в разных местах, но здесь, когда появляется сообщение, что будут раскопки, сразу появляется очень много желающих нам помочь. При этом люди говорят, что хотят узнать лучше свой город, понять, как он выглядел, своими руками пощупать историю. Такую поддержку, такой настрой всегда приятно ощущать.

Александр МИХАЙЛОВ, археолог

Фото автора и Владимира ПАВЛОВА

 

  • Архитектор-реставратор Инна Заяц и археолог Александр Михайлов
  • Булыжная мостовая и внутренний фасад равелинных ворот.
  • В ансамбль северных ворот коммунальщики «вписали эту трубу»
  • Волонтеры за работой.
  • Найденные артефакты.

Комментарии (0)

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций