Главная Краеведение Вопросы из 1941 года

Вопросы из 1941 года

18.07.2012

В прошлом году довелось познакомиться с поисковиками из Первоуральска. Ребята из отряда «Пограничник» провели свою первую вахту в Куньинском районе. Работали рука об руку с единомышленниками из поисковой региональной военно-патриотической общественной организации «Велес», руководит которой Андрей Белугин. Как водится, новичкам повезло – за две недели поисков удалось найти останки 17 бойцов Красной Армии, погибших, вероятнее всего, в 1941 году.  

Самое главное – из раскопов подняли 12 медальонов. Пять удалось прочитать сразу, чуть позже – еще один. Очень быстро установили родственников некоторых бойцов. Родные двух солдат, до недавнего времени считавшихся пропавшими без вести, даже успели принять участие в торжественной церемонии перезахоронения.

Неудивительно, что после такого успеха «Пограничник» решил вновь приехать в Кунью.

Вахту решено было провести в конце июня – начале июля. Об этом сообщил Андрей Белугин, с которым мы повстречались 22 июня на мемориале на месте бывшей великолукской деревни Андрюково. Тогда же договорились, что 5 июля, ближе к завершению вахты, я приеду в Кунью, чтобы узнать и потом рассказать читателям об итогах работы «Пограничника» и «Велеса».

4 июля – контрольный телефонный звонок Андрею Белугину.

– Приезжать в Кунью не нужно, – вдруг слышу в трубке. – Завтра мы будем в Великих Луках. Есть основания полагать, что на территории бывшей кондитерской фабрики есть неучтенное воинское захоронение. Будем работать там вместе с первоуральцами.

На следующий день, при встрече, Андрей Анатольевич раскрывает подробности нового поиска. Оказывается, в администрацию города обратился преподаватель великолукской академии физкультуры Владимир Анатольевич Попов. Ссылаясь на рассказы бывших работников фабрики, он сообщил, что на территории предприятия находится захоронение красноармейцев и поставил вопрос о необходимости его перенесения на территорию воинского мемориала. На удивление, городская администрация быстро откликнулась, поручила заняться захоронением комитету по культуре. По цепочке задание на раскопки спустилось в общественную организацию «Союз возрождения Псковского края», от них – к поисковикам «Велеса».

– Нам удалось найти Василия Новикова, одного из старейших работников кондитерской фабрики, – рассказал мне Андрей Белугин. – Василий Васильевич работал на предприятии с 1943 года. Он указал место, где предположительно находится захоронение. Здесь когда-то даже стоял крест. Заложили шурф, извлекли на поверхность фрагменты черепа и лопаточной кости. После этого решили провести поиск.

Место, о котором говорил Белугин, находится всего в нескольких метрах от бывшей фабричной проходной. Здесь возвышаются несколько деревьев – яблоньки, береза. Деревья старые, возрастом не менее 50 лет.

– Возможно, что деревья были посажены как раз на месте захоронения – если, конечно, оно здесь действительно есть, – делает осторожные предположения Белугин. – На место отдыха не похоже, нет никаких следов скамеек или беседки. Если захоронение есть и оно соответствует размерам этого садика, то здесь может быть захоронено до ста бойцов!

Садик захламлен досками и строительным мусором – впрочем, вся территория бывшей фабрики сейчас в развалинах и напоминает больше декорации к фильму о войне с пришельцами или мутантами.

Пока поисковики освобождают место для предстоящего раскопа, интересуюсь у Александра Демидова, командира «Пограничника», результатами нынешней вахты.

– За десять дней работы подняли трех бойцов, - рассказал Александр. – Их нашли под деревней Харитоново Куньинского района. Возможно, что это пограничники из Березинского отряда, которые в 1941 отступали с боями и где-то здесь, в этих краях, присоединились к 22-й армии.

Конечно, это только предположение, но есть свидетельства местных жителей, что именно в том месте, где мы искали, были расстреляны пограничники. Причем, видимо, их пытали, немцы над ними издевались. В прошлом году отряд «Велес» в этих же местах нашел останки нескольких бойцов-пограничников, у них были связаны руки колючей проволокой. Есть сведения, что часть пограничников немцы расстреляли, а часть – пытали. У нас в отряде четверо пограничников, поэтому для нас дело чести – найти своих коллег.

Найденные в ходе вахты останки, сообщил Александр Демидов, планируется перезахоронить в деревне Каськово на берегу Жижицкого озера. Там же, добавил Андрей Белугин, решено перезахоронить и тех, кого удастся найти на территории кондитерской фабрики, – в том случае, если останков будет немного и если не удастся установить имен бойцов.

– Если останков будет больше десяти, – поясняет Андрей Анатольевич, – или если удастся найти что-то, что поможет установить имена солдат, тогда будем решать с городской администрацией вопрос о переносе захороненных здесь красноармейцев на Великолукский воинский мемориал.

Первые удары лопаты вроде подтверждают наличие крупного захоронения. На поверхность появляются одна косточка, другая, третья. Через час работы на расстеленном на земле полотнище уже лежит несколько десятков различных костей и даже два черепа. Но вот что странно – все извлекаемые из земли косточки идут как-то вразнобой. Нет ни одного так называемого скелетированного останка.

– Такое ощущение, что кости все перемещаны, – недоумевает Андрей Белугин.

Возможное объяснение этому мы получаем от бывшего директора фабрики Евгения Внукова. Он появляется на месте работ вместе с инициатором переноса захоронения Владимиром Поповым. Указав на участок метрах в десяти от раскопа, Евгений Иванович рассказал, что в 80-х годах прошлого столетия здесь проводили подземные коммуникации. При этом ковш экскаватора тоже поднимал на поверхность косточки и даже черепа.

– В то время производственные вопросы стояли на первом месте, – сетует Евгений Иванович. – Никому и дела не было до того, что здесь, возможно, захоронение.

Еще Евгений Иванович рассказал о том, что на территории фабрики, скорее всего, находится также и захоронение монахов, ведь частично фабрика занимала территорию сущестовавшего здесь многие столетия монастыря.

Между тем поисковики обнаруживают нечто, указывающее на то, что найденные ими останки действительно лежат в земле со времен войны. На свет появляются гильза от немецкой винтовки, гильза от немецкой же ракетницы и кусочки прорезиненного материала – остатки индивидуального перевязочного пакета.

– Такой материал использовали при ранениях в грудь, когда задевалось легкое, – поясняет Александр Демидов. – Его прикладывали к пулевому отверстию, под повязку, чтобы прекратить доступ воздуха.

Владимир Попов, инициатор раскопок, преподает в академии физкультуры анатомию. Его знания оказываются к месту. Но даже Владимира Анатольевича ставит в тупик обнаруженный фрагмент черепа.

– По всей видимости, это фрагмент черепа ребенка, – говорит Владимир Анатольевич. – На это указывают и размеры, и толщина кости. Но как он сюда попал?

Может, это был великолукский Гаврош, подносивший патроны бойцам? А может, здесь был похоронен ребенок, погибший при бомбежке или артобстреле? Война…

К вечеру яма, выкопанная поисковиками, напоминает очертаниями небольшой окоп с боевой ячейкой. Становится понятным, что часть останков, возможно, была сброшена сюда местными жителями – так называемое санитарное захоронение.

Всего поисковики обнаружили 3 черепа в разной степени сохранности и еще 4 в виде отдельных фрагментов. И очень много костей верхних и нижних конечностей.

– По правилам количество останков принято определять по черепам и костям таза. Так что мы можем сказать, что найдены останки 7 человек, один из которых, скорее всего, ребенок лет 9, – подытоживает Андрей Белугин. – На месте раскопа все, что можно было найти, мы подняли. По всей видимости, это часть захоронения, большинство костей сюда, надо полагать, были принесены при проведении земляных работ.

Работа поисковиков поставила больше новых вопросов, чем дала ответы на существующие. Если захоронение есть, то – где оно? Нет остатков одежды – почему? Наконец, если раскопанный участок был когда-то окопом, то почему в нем нет стреляных гильз от советского оружия?

В общем, нужны более масштабные поиски. А для этого необходимо волевое решение администрации города и разрешение от нынешних владельцев территории кондитерской фабрики.

Найденные останки были, как и планировалось, торжественно перезахоронены 9 июля на берегу Жижицкого озера.

Константин ЗАВИСТОВСКИЙ

Фото автора 

Комментарии (1)

11.02.2013 в 13:45 Гость написал:

Молодцы, ребята. Вечная память бойцам.

архив новостей

Loading...

Реклама

скб-банк

Каталог организаций